Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм функционирования налоговой системы



2020-02-04 431 Обсуждений (0)
Механизм функционирования налоговой системы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С 24.04.1995 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (с учетом изменений и дополнений 10.10.2001, которые вводятся в действие с 01.01.2001).

В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы. Единый подход в вопросах налогообложения включая предоставление права на получение налоговых льгот а также на защиту законных интересов всех налогоплательщиков; чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти; приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими интересы налогообложения; однократность налогообложения, означающая, что один и то же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения; определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны и налоговых органов, с другой.

На территории Казахстана взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему Республики Казахстан. Закон не предусматривает чётких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и без эквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи практиковать как налоги.

На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т. д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью налогов (НДС, налогам на прибыль, подоходным налогам с физических лиц и т. д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнем бюджетной системы: если доходы бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счёт налогов; то в региональные бюджеты поступают налоги субъектов Республики Казахстан.

Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной к применению на всей территории Казахстана (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправлению (налог с продаж, налог на рекламу и т. д.).

Одна из острейших проблем во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами - проблема ответственности за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

Необходимость регулирования сложившейся в настоящее время налоговой системы Казахстана представляется очевидной. Действующая с 1995 г. налоговая системы Казахстана крайне не совершенна, поэтому с января 2002г. вступает в силу новый Налоговый Кодекс.

Налоговый кодекс Республики Казахстан призван решить такие важнейшие задачи как:

• построение стабильной, единой для Казахстана налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

• формирование единой налоговой правовой базы;

• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и ее граждан;

• развитие налогового законодательства, позволяющего обеспечить доходами региональные и местные бюджеты за счет закрепленных за ними гарантированных налоговых источников;

• совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность. Разновидность реальных налогов зависят от того, какой вид имущества облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки реальных налогов обычно пропорциональные. В качестве налоговых льгот чаще всего применяются необлагаемый минимум и разные вычеты.

В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе местного налогообложения.

Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы гражданам в бесспорном порядке с наложением штрафа.

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.

Налог на добавленную стоимость подлежащей уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), реализуемых на территории Республики Казахстан, за исключением освобожденных от налога и осуществляемых для собственных производственных нужд, а также оборот, определенный в соответствии с положениями, предусмотренными международными договорами, участниками которых является Республика Казахстан.

Облагаемым оборотом являются импортируемые товары, за исключением освобожденных от налога.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения в соответствии со статьей 531 Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Лица, являющиеся плательщиками единого земельного налога, не относятся к плательщикам налога на добавленную стоимость по реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, при реализации продукции (работ, услуг) несобственного производства осуществляют уплату налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Законом.

Согласно Закону Республики Казахстан от 01.04.1999 № 3571 "О бюджетной системе" все действующие на территории Республики Казахстан бюджеты, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах, представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Согласно законодательству функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Бюджетное система страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве, например, в Республике Казахстан, бюджетная система состоит из двух уровней государственного бюджета и местных бюджетов. налог финансовый кредитный государственный

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня государственный бюджет и местные бюджеты. Так, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных единиц (округов, муниципалитетов и др.).

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Понятие бюджетного процесса выражено в Законе РК "О бюджетной системе" в категории "Бюджетная процедура" регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контроль за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета.

 Местные и государственные виды налогов

 

В зависимости от территориального уровня налоги обычно подразделяются на общегосударственные и местные. Следует сказать, что такое деление налогов свойственно большинству государств.

Критерии, в силу которых налоги подразделяются на общегосударственные и местные, могут быть в разных странах различными. Обычно это определяется четырьмя факторами:

) кем установлен налог (центральным или местным органом); каким органом (центральным или местным) данный налог вводится и кем определяются условия налогообложения;

) за каким бюджетом (центральным или местным) закреплен данный налог: общегосударственные налоги закреплены за общегосударственными денежными фондами, местные налоги - соответственно за местными;

) доходом какого бюджета (центрального или местного) является данный налог.

Собственного говоря, деление налогов на общегосударственные и местные определяется делением бюджетов на общегосударственные и местные.

Строение налоговой системы в значительной степени зависит от национально-государственного и административно-территориального устройства страны. Государства, имеющие федеральное устройство, обычно имеют трехзвенную налоговую систему. Так, в Соединенных Штатах существует три вида налогов: федеральные, налоги штатов и местные налоги. В российской Федерации налоги подразделяются федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные. Унитарные государство имеют двухзвенную налоговую систему, состоящую из общегосударственных (центральных) и местных налогов.

В ряде стран деление налогов на общегосударственные и местные производится непосредственно на конституционном уровне. Так, в Конституции Германии перечислен весь спектр федеральных налогов (статья 106), а в Бразилии Конституция (Основной закон) определяет виды и характер налогов, поступающих в распоряжение федерации, штатов и муниципалитетов (статья 156). В Российской Федерации деление налогов на федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные налоги, так и перечисление видов налогов, входящих в ту или иную группу; устанавливается непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации.

В Казахстане деление налогов на общегосударственные и местные ранее производилось Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 24 апреля 1995 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Ныне действующий Налоговый кодекс такого деления налогов вообще не содержит, устанавливая при этом, что суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год. В свою очередь указанный Закон также не содержит понятий «общегосударственные» и «местные» налоги, однако производит разграничение налогов в качестве доходных источников соответственно республиканского и местных бюджетов.

Так, за республиканским бюджетом закреплены: корпоративный подоходный налог с юридических лиц; налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (за некоторым исключением); акцизы по некоторым видам товаров; налог на сверхприбыль.

За местными бюджетами Республики Казахстан закреплены следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории города Астаны в размере 50 %; акцизы по некоторым видам товаров; индивидуальный подоходный налог; социальный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства.


Заключение

 

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы: целевые признаки, организационные и системные.

Каждый налог содержит следующие элементы: Субъект налога или налогоплательщик; носитель налога; объект налога; источник налога; масштаб налогообложения; единица обложения; налоговая ставка.

В налоговой практике существует три способа взимания налогов. Первый способ - кадастровый - предлагает использование кадастра. Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником - сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога. Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

Функции налогов - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Важнейшей функциями налогов является регулирующая, распределительная и социальная функции.

Четыре правила, которые установил Адам Смит для политики налогов, первое содержит в себе указание на требования справедливости: согласно с этим правилом, поданные каждого государства должны уплачивать налоги соответственно со своими доходами. Второе правило гласит, что налог, который обязан уплачивать каждый гражданин, должен быть точно определён, а не произволен. Время, вид, способ, платежа, сумма которая должна быть уплачена, всё это должно быть ясно, как налогоплательщику, так и каждому третьему лицу. В соответствии с третьим правилом А. Смита; подчёркивает, что каждый налог взимается в то время и таким образом, когда и как плательщику легче всего его внести. И, наконец, четвёртое правило регламентирует тот факт, что каждый налог должен быть так упорядочен что бы разница общей его суммы и долей, поступающих в государственную казну была наименьшая.

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления - налоговые ставки и налоговая база. Существенное воздействие на функционирование налогового механизма оказывают налоговые льготы.

На территории Казахстана взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему Республики Казахстан. Закон не предусматривает чётких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и без эквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи практиковать как налоги.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. В зависимости от территориального уровня налоги обычно подразделяются на общегосударственные и местные. Следует сказать, что такое деление налогов свойственно большинству государств.

В Казахстане деление налогов на общегосударственные и местные ранее производилось Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 24 апреля 1995 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». За республиканским бюджетом закреплены: корпоративный подоходный налог с юридических лиц; налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (за некоторым исключением); акцизы по некоторым видам товаров; налог на сверхприбыль. За местными бюджетами Республики Казахстан закреплены следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории города Астаны в размере 50 %; акцизы по некоторым видам товаров; индивидуальный подоходный налог; социальный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства.

Проделанный анализ курсовой работы позволяет сделать выводы о том, что наша налоговая система непостоянна, и на наш взгляд далека от совершенства, если например ее сравнить с Западной системой налогообложения. Налоги это отношение собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти и тем более нет единства мнений и в составе самого правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы.

Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экологического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.


Список литературы

 

1. Конституция Республики Казахстан

2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан

.   Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по состоянию на 1 января 2009г. - Алматы, 2009г.

.   М.Р. Бобоев. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество независимых государств - Москва, 2008г. - 624с.

.   С.В. Большаков. Финансовая политика государства и предприятия - Москва, 2002г. - 210с.

.   Е.Ф. Борисов. Экономическая теория - Юратт-издат., 2005г. - 592с.

.   Под ред. А.С. Булатова. Экономика - Москва, 1996г.

.   В.И. Гуреев. Налоговое право - Москва, 1995г. - 253с.

.   А.С. Дарибекова. Налоги и налогообложение - Караганды, 2006г. - 184с.

.   А.С. Дарибекова. Система подоходного налогообложения в РК - Караганда, 2002г. - 120с.

.   А. Б. Зейнельгабдин. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования - Алматы, 1995г. - 160с.

.   Э.К. Идрисова. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса - Алматы, 1995г. - 160с.

.   Под ред. Т. Ильичевой. Основы экономики. Казахстан в современном мире - Алматы, 2004г. - 202с.

.   К.К. Ильясов. Налоги зарубежных государств - Алматы, 1997г. - 160с.

.   Г. Карагусова. Налоги: сущность и практика использования - Алматы, 1994г. - 48с.

.   В.Д. Мельников. Общий курс финансов - Алматы, 2001г. - 285с.

.   В.Д. Мельников. Основы финансов - Алматы, 2005г. - 560с.

.   В.Д. Мельников. Государственное развитие экономики РК - Алматы, 1995г.- 386с.

.   Н.В. Миляков. Налоги и налогообложение - Москва, 2000г. - 348с.

.   М.Т. Оспанов. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений - Москва, 1997г. - 426с.

.   Под ред. Поршнева. Налоговый менеджмент - Москва, 2003г. - 442с.

.   В.М. Пушкарева. История финансовой мысли и политики налогов - Москва, 1997г. - 568с.

.   Под ред. И.Г. Русаковой. Налоги и налогообложение - Москва, 2000г. - 495с.

.   В.Н. Сумароков. Государственные финансы - Москва, 1996г.

.   С.Ф. Сутырин. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике - Москва, 1998г. - 577с.

.   Д.А. Торшаева. Налоги и налогообложение - Караганда, 2007г.

.   А.И. Худяков. Теория налогообложения - Алматы, 2002г - 392с.

.   А.И. Худяков. Налог: понятие, элементы, установление, виды - Алматы, 1998г - 16с

.   Под ред. Д.Г. Черника. Налоги - Москва, 1997г. - 688с.

.   Т.Ф. Юткина. Налоги и налогообложения - Москва, 1999г. - 429с.



2020-02-04 431 Обсуждений (0)
Механизм функционирования налоговой системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм функционирования налоговой системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)