Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная стратификация современного российского общества.



2020-02-04 237 Обсуждений (0)
Социальная стратификация современного российского общества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Процессы расслоения в современном российском обществе можно понять и объяснить во всем объеме, только учитывая исторически действующие в нем механизмы слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникаций, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость - все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса. Следует учитывать влияние на расслоение и инокультурного опыта.

В настоящее время за исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Наиболее дестабилизирующим фактором для стратификационных процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников преступных группировок. Разрушение привычных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обуславливает появление большого числа людей, утративших прежний социальный статус, а поэтому отчаявшихся, отказавшихся от нравственных принципов поведения.

Историческое развитие российского государства консервировало в обществе военно-имперский, временами репрессивный, характер социальных связей с чрезвычайно слабо выраженными институтами частной собственности, выборных представительных органов, правовой защиты социальных групп и личности. Вместе с тем это не означает, что выделенные стратификационные особенности способны производиться в жесткой форме на каждом новом витке развития российского общества. Определенная часть их безусловно продолжает оставаться жизнеспособной и в ближайшем будущем будет воспроизводиться. Однако динамика стратификации последних десятилетий свидетельствует о том, что в нынешних условиях имеются основания как для сохранения государственной собственности и механизмов перераспределения, так и для восстановления мелкой частной собственности, а также ассоциированной (групповой) собственности, для возрождения рыночных отношений. На базе изменившегося соотношения социальных сил и высокого образовательного уровня населения способно также укорениться плебесцитно-выборочные процедуры формирования государственных и местных органов управления; есть все основания надеяться на повышение роли законодательно правовой системы социального регулирования.

 

Понятие, сущность, основные характеристики социального института.

Социальный институт - это совокупность лиц и учреждений, снабженными определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию.

Виды социальных институтов.

Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.

Характерные черты социальных институтов.

1. устойчивая организованная форма деятельности людей.

2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямые и косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.

3. Социальные институты упорядочивают поведение людей.

4. Однажды возникший социальный институт стремится себя развивать и работать на самого себя. С одной стороны это способствует к стабилизации, а с другой к торможению

5. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией

 

Социальная сущность личности.

Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.

Индивид - один из группы.

Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.

Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.

Структура личности.

В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.

1. направленность личности.

- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);

- мотивы поведения;

- цели человека;

- ценностные ориентации;

- иные установки человека;

- интересы личности;

- убеждения;

- идеалы.

Все это формируется воспитанием и социальным общением.

2. жизненный опыт личности.

- умения;

- навыки;

- привычки;

Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.

3. особенности психический процессов.

- чувства;

- восприятие;

- мышление;

- память;

- воля.

Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.

4. биологические свойства.

- строение тела;

- патологические свойства в строении тела;

- темперамент (тип нервной системы);

- половые и возрастные свойства.

 



2020-02-04 237 Обсуждений (0)
Социальная стратификация современного российского общества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная стратификация современного российского общества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)