Глава 2. Методы проверки декларирования доходов госслужащих
Проверка полноты и достоверности представленных сведений - ключевой элемент процедуры антикоррупционного декларирования. Если отсутствуют эффективные инструменты проведения такой проверки или проверка охватывает слишком малую часть деклараций, вероятность массового сокрытия или занижения стоимости имущества значительно возрастает. Это, в свою очередь, ставит под сомнение полезность сопоставления расходов и доходов должностных лиц, а соответственно, и само антикоррупционное декларирование в целом. Поэтому в идеале проверка полноты и достоверности представленных сведений должна быть сплошной, т. е. проводиться в отношении всех деклараций. Однако такая проверка - весьма сложный и трудоемкий процесс. Реализация соответствующих мероприятий требует большого числа квалифицированных специалистов, обладающих навыками проведения финансовых расследований. Именно затратность этих процедур - основная причина того, что сплошная проверка деклараций не применяется сейчас ни в одной стране мира. Существует несколько способов сузить круг проверяемых деклараций: ) проводить сплошную проверку только в отношении должностных лиц, замещающих должности определенного уровня; ) проводить выборочную проверку - ежегодно случайным образом отбирать определенную часть деклараций; ) проводить проверку по запросам уполномоченных должностных лиц, организаций, представителей общественности и т. д. Используются также различные комбинации этих методов. Например, сплошная проверка проводится в отношении лиц, замещающих госдолжности и высшие должности госслужбы. Выборочная проверка проводится в отношении всех остальных госслужащих. А проверка по запросам сохраняется в качестве дополнительного механизма. Проверка по запросам играет обычно именно вспомогательную роль. Она едва ли может использоваться в качестве основного инструмента. В отсутствие регулярной, пусть даже выборочной проверки слишком велик риск, что в отношении большинства должностных лиц запросы будут поступать очень редко. Низкая вероятность разоблачения будет стимулировать недобросовестных должностных лиц предоставлять недостоверные сведения.
Заключение
В течение нескольких последних лет в нашей стране был реализован ряд значимых мер по развитию антикоррупционного декларирования. Тем не менее, сложившаяся система по-прежнему во многом несовершенна. Причины этого не сводятся к ненадлежащему исполнению установленных правил. К сожалению, соответствующие нормативные правовые акты до сих пор содержат существенные изъяны, ставящие под вопрос возможность эффективной реализации предусмотренной процедуры. Рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект ФЗ «О контроле за расходами» лишь отчасти направлен на решение существующих проблем, при этом некоторые его положения также вызывают серьезные сомнения. Наличие эффективных механизмов получения и проверки сведений о доходах, имуществе и иных интересах должностных лиц, безусловно, имеет большое значение для организации противодействия коррупции. Вместе с тем, декларирование, на наш взгляд, не следует преподносить как наиболее важную меру противодействия коррупции и обсуждать в отрыве от других антикоррупционных инструментов. Внедрение действенной процедуры антикоррупционного декларирования неразрывно связано со многими другими мерами противодействия коррупции: совершенствованием порядка урегулирования конфликта интересов, обеспечением эффективных каналов получения информации о ненадлежащем поведении должностных лиц, созданием продуманной системы государственных органов, выполняющих различные функции в сфере противодействия коррупции.
Список использованной литературы антикоррупционный декларирование должностной лицо 1. Алексеев А.И. Презумпции против коррупции // Законность. - 2008. - N 4. - С. 2-8. . Болотский Б. С. Елисов П.П. Ответственность за незаконное обогащение: возможно ли это по российскому законодательству? // Научный портал МВД России. - 2008. - № 4. - С. 107-114. . Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Организационно-правовые проблемы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2013. - № 4. - С. 9-18. . Зеленов М.Ф. О некоторых вопросах законодательного регулирования предоставления сведений о доходах // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2012. - № 1. - С. 54-61. . Клейменов И.М. Международно-правовые стандарты противодействия коррупции, их реализация в антикоррупционном законодательстве России // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 4. - С. 74-82. . Лукьянова Н.И. Декларирование доходов государственными гражданскими служащими и членами их семей. Проблемы правоприменения // Лоббист. - 2010. - № 5 - С. 80-84. . Ниненко И.С. Декларации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера публичных должностных лиц. Применение в России и в мире // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 книгах. Книга 1. М.: НИУ ВШЭ, 2012. C. 521-530.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |