Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние и перспективы развития прокурорского надзора в РФ



2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Состояние и перспективы развития прокурорского надзора в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время выделяются приоритетные направления надзорной деятельности.

В сложных социально-экономических условиях таким направлением является защита трудовых прав граждан. Злоупотребления работодателей, в том числе связанные с невыплатой заработной платы, увеличивали социальную напряженность, влекли массовые протесты и выступления трудящихся. В результате комплекса организационных и правовых мер, реализованных органами государственной власти при участии прокуратуры РФ, ситуацию удалось в целом стабилизировать.

Тем не менее уровень нарушения трудовых прав граждан остается высоким - в 2012 г. прокурорами выявлено более 1 млн. нарушений трудового законодательства. В результате нарушений техники безопасности на предприятиях ежегодно гибнут свыше 3 тыс. человек, в том числе женщины и несовершеннолетние. Допускается сокрытие таких фактов от учета и расследования.

В целях восстановления нарушенных прав прокуроры обращаются в суды с исками (заявлениями) в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований. Так, только в 2012 г. суды удовлетворили более 400 тыс. исков прокуроров о восстановлении прав на заработную плату на общую сумму около 7 млрд. руб.

Не меньшее внимание уделяется восстановлению и защите прав несовершеннолетних, обеспечению права на образование, жилище, охрану здоровья. Защищая права и законные интересы ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, прокуроры оспаривают в судах незаконные решения органов государственной власти и местного самоуправления о снятии с учета ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы прокуратуры также заявляют требования о взыскании за счет средств федерального бюджета недополученных ветеранами субсидий на приобретение жилья, требуют проведения капитального ремонта жилых помещений. Только в 2012 г. прокуроры направили в суды свыше 850 тыс. исков в интересах граждан и неопределенного круга лиц. Из них о нарушении жилищных прав - 44 тыс., о нарушении пенсионных и иных социальных прав - 72 тыс., в защиту прав несовершеннолетних - 113 тыс.

Например, прокуратурой Ленинградской области проведена проверка по обращению участника Великой Отечественной войны, инвалида II группы, о нарушении его жилищных прав. Установлено, что 86-летний пенсионер проживает в неблагоустроенном жилом помещении и с 1999 г. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но решениями рабочей группы при правительстве Ленинградской области ему неоднократно по различным основаниям отказывали в предоставлении субсидии на строительство и приобретение жилья.

Прокурор обратился с иском в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга о признании права ветерана на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и обязании предоставить ему единовременную денежную выплату в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Требования прокурора удовлетворены в полном объеме. В настоящее время правительство региона издало распоряжение о выделении ветерану средств на строительство или приобретение жилого помещения.

Одно из приоритетных направлений - защита свободы экономической деятельности средствами прокурорского надзора. Динамичное развитие экономики и изменения в законодательстве потребовали приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями прокурорского надзора за соблюдением прав хозяйствующих субъектов. Это направление прокурорской деятельности прошло эволюционный путь развития, менялись формы и методы надзора, с каждым годом он становился более результативным, налаживалось взаимодействие с общественными организациями предпринимателей.

Важным событием правовой жизни страны стало принятие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым на органы прокуратуры РФ возложены полномочия по обеспечению гарантий недопущения правонарушений при проведении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства. Можно констатировать, что указанные полномочия формируют принципиально новую систему укрепления законности в сфере защиты свободы экономической деятельности. Они вводят в прокурорский надзор дополнительную информационную составляющую, призванную охватить как можно больше субъектов государственного контроля и предпринимательской среды для выявления нарушений прав и свобод предпринимателей.

Безусловным приоритетом прокурорской деятельности является надзор за соответствием правовых актов Конституции РФ и федеральным законам, который позволяет обеспечить единство правового пространства страны, включающей 83 субъекта РФ и около 23 тыс. органов местного самоуправления, согласование интересов которых осуществляется на правовой основе. Прокуроры обеспечивают проверку всех принятых органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов. В результате выявляется значительное количество актов, не соответствующих федеральным законам, что обусловливает рост соответствующих показателей. Так, если в 2000 г. прокуроры выявили свыше 125 тыс. незаконных правовых актов, то в 2012 г. - свыше 426 тыс.

Причинами нарушений закона, допускаемых указанными органами в сфере нормотворчества, являются низкий профессиональный уровень специалистов органов местного самоуправления, дефицит бюджетов, особенно в сельских поселениях, который не позволяет создать полноценный управленческий аппарат, слабый мониторинг законодательства, непредставление в органы прокуратуры всех нормативных правовых актов. Ежегодно прокуроры России при принесении протестов (а их в 2012 г. принесено свыше 416 тыс.) вытесняют из правового пространства дефектные, противозаконные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, обеспечивая тем самым верховенство закона.

Таким образом, прокурорский надзор остается важным, актуальным, динамично развивающимся видом прокурорской деятельности, позволяющим эффективно решать задачи защиты прав и свобод личности, общества, государства.

 


Заключение

 

В данной контрольной работе были рассмотрены система органов прокуратуры и направления прокурорского надзора.        

Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина. Современная российская прокуратура не идеальна. Ей трудно, но она, как может, старается противостоять беззаконию. Укрепление российской прокуратуры и совершенствование ее деятельности возможны на основе конкретных и реализуемых принципов (идей), отражающих решимость государства обеспечивать законность в стране и не допускающих каких-либо отступлений от них в чьих бы то ни было интересах.

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.;

.   Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 №2202-1(ред. от 23.07.2013);

.   Правоохранительные органы России. Учебник/ под ред. В.П. Божьева. - М., 2009.

.   Прокурорский надзор. Учебник/ под ред. О.А. Галустьяна, О.В. Ендольцевой, Н.Х. Сафиуллина. - М., 2009 г.;

.   Мельников Н.В. Прокурорская власть//Государство и право. - 2002. - №2. - С.15.

.   Статья: Прокурорский надзор за исполнением законов: состояние и перспективы развития (Капинус О.С.) ("Законность", 2013, №7)

.   Бут Н.Д. Теоретические, правовые и организационные основы прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 16.

.   Правовой ресурс "Консультант-Плюс"



2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Состояние и перспективы развития прокурорского надзора в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние и перспективы развития прокурорского надзора в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)