Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие рисков в таможенной деятельности



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Понятие рисков в таможенной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Если посмотреть в словаре, то риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Большинство управленческих решений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов — отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. В связи с этим проблема управления и анализа риска приобретает важное значение, как составная часть теории и практики управления.

Управление риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по ограничению (минимизации) рисков в разных сферах деятельности - экономической, научно-технической, военной, в том числе и в таможенной деятельности [1].

Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, в современных условиях регулирования международного обмена управление может быть с успехом применено в такой сфере, как управленческая деятельность в таможенных органах, а во-вторых, что одним из путей совершенствования управления в таможенной системе являетсяанализ рисков.

Целью данной курсовой работыявляется изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.

Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи :

· изучение теоретических основ системы управления рисками;

· изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;

· анализ основных проблем применения системы управления рисками в таможенном контроле и оформлении.

Данная курсовая работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.


Глава первая. Теоретические основы управления рисками в

Таможенной деятельности

Понятие рисков в таможенной деятельности

 

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существует множество определений понятия «риск». Риск – элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведение какой-либо экономической операции [2] .

В экономической науке можно выделить две основные теории предпринимательских рисков - классическую и неоклассическую.

Экономический риск, согласно классической теории, можно рассматривать либо как возмещение возможного получения дохода вследствие какого-либо решения, либо как возможное получение убытков, наступления неблагоприятных последствий. Экономисты классического направления исследовали экономический риск только лишь как возможный ущерб, который может произойти вследствие экономического действия. С математической точки зрения риск в данной теории есть не что иное, как математиче­ское ожидание потерь. Такое одностороннее толкование экономического риска послужило причиной для создания несколько иной теории предпринимательских рисков, которая получила название неоклассическая.

Основные положения неоклассической теории экономи­ческих рисков сводятся к тому, что предприятие, работающее в условиях неопределенности и, соответственно, прибыль которого является случайной переменной величиной, в своей деятельности должно руководствоваться двумя положениями:

· размерами ожидаемой прибыли;

· величиной ее возможных колебаний (отклонений от ожи­даемой величины).

В 1999 г. в рамках Киотской конвенции были впервые на мировом уровне предусмотрены упрощения таможенного контроля с использованием принципа оценки риска, разработанные под эгидой WCO (Всемирной Таможенной Организации). Ранее в европейских государствах осуществлялся только выборочный контроль, то есть досконально досматривались 10-15% от всего товаропотока[3]. Таким образом, возникла система таможенного контроля, при которой сотрудники таможенных органов должны заранее знать о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны быть проверены. Немаловажным моментом является применение автоматизации и информационных технологий в этом вопросе.

Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени[4].

В таможенных органах в части изучения проблемы управления и анализа рисков используются следующие основные понятия:

Риск- вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный.

Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

 Потенциальный риск - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.

Объекты анализа:

· товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

· транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;

· сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;

· сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иных документов, выражающих содержание таких сделок;

· деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

· деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

· результаты применения форм таможенного контроля;

· таможенные органы.

Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

Индикаторы риска- определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на: общероссийский, региональный и зональный.

Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации[5].

Таким образом, под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг.

В таможенной сфере рисковых ситуаций избежать невозможно, поэтому определение рисков и управлениеими являются обязательной и важной частью работы сотрудников таможенных органов, обеспечивающих успешноефункционирование таможенной системы в целом. С точки зрения правоохранительных органов таможни, наиболее очевидными проявлениями рисков являются: контрабанда наркотиков; перевозка контрабандных грузов; риск того, что программа работы оперативного подразделения выполняется не в полной мере другие. С экономической точки зрения имеются значительные риски в валютном регулировании, недобору таможенных платежей и сборов и т.д.

 

1.2. Структура, элементы и принципы системы управления

рисками

 

Система управления рисками (СУР) основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

· принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

· принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

· принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);

· принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

· принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволит таможенным органам:

- сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

- увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

- оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

- ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

- сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ГТК России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

Принципами управления являются:

Стратегическое управление - определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации;

Оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.

Тактическое управление - определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.

Основными элементами системы управления рисками являются:

1) Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

- статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;

- о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

- поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

- о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

- о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

- о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

    - о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

- о транспортных логистических схемах.



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Понятие рисков в таможенной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие рисков в таможенной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)