Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная ответственность компаний означает добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие регионов присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем. Концепция социальной ответственности корпораций в глобальной экономике стала разрабатываться в 90-х гг. XX в. Причины этого таковы.

Во-первых, стало ясным, что экономическая мощь транснациональных корпораций нередко превосходит ресурсы национальных государств и тем более региональных органов власти

Во-вторых, социальные инициативы крупных корпораций, благодаря их организованности преобразуют социальное развитие регионов и целых стран.

В-третьих, поведение корпораций определяет деловой климат и финансовую устойчивость в стране и регионе, рыночную капитализацию фондового рынка и конкурентоспособность региональной и национальной экономики..

В-четвертых, и это особенно важно, в ряде работ подчеркиваются негативные аспекты возрастания роли ТНК, руководство которых не избрано народами, не отвечает перед ними, но во многом определяет их судьбу.

Первым слагаемым социальной ответственности корпораций является формирование рынка труда, обеспечивающего эффективную занятость населения региона.

Корпорациям предстоит играть гораздо более активную роль в формировании современного рынка труда. В ряде работ доказывается существование внутри компании и на внешнем рынке кластеров, т. е. однородных рабочих мест со своим четко определенным уровнем оплаты. Крупные корпорации и профсоюзы создают свои внутренние относительно обособленные рынки труда с ярко выраженными неформальными внутрифирменными нормами, правилами и связями.

Особенности корпоративной организации и существования обособленных регламентированных внутренних рынков проявляются при найме и увольнении работников организации, оплаты труда и удержания персонала, должностном продвижении и др. Социальная ответственность корпораций за формирование эффективного рынка труда включает:

‒ ликвидацию «серых», в т. ч. страховых, схем выплаты заработка.

‒ создание (по согласованию с местными властями) филиалов в трудоизбыточных регионах, реализация квот на рабочие места для молодежи, инвалидов и других кризисных групп;

‒ развитие зарубежных филиалов компании;

‒ организованное привлечение на дефицитные рабочие места;

‒ создание гибкой системы занятости;

‒ развитие корпоративной системы подготовки, повышения квалификации и воспитания кадров.

Второй важной составляющей социальной ответственности корпораций является предоставление социальных услуг. При переходе к постиндустриальному информационному обществу возрастает роль этих услуг как подсистемы, оказывающей все большее влияние на развитие личности и конкурентоспособность экономики. Услуги составляют более половины ВВП развитых стран и 30 % мировой торговли. ООН рекомендует увеличить долю затрат на социальную сферу до 20 % ВВП.

На сегодняшний день получила развитие новая социальная политика предприятий по отношению к своим работникам. Ее основные элементы: обеспечение роста денежных доходов работников, которые окажутся достаточными для оплаты возросшей стоимости услуг социальной инфраструктуры, а также использование механизмов внутрифирменного социального страхования. Эти изменения означают передачу социальных объектов на баланс местных администраций, т. е. их муниципализацию.

Получила новый толчок развития благотворительность. Заинтересованность российских компаний в благотворительной деятельности связана, прежде всего, с улучшением ее имиджа.

Третьей важной сферой социальной ответственности корпораций является их участие в обсуждении и принятии решений, связывающих проведение промышленной политики с решением социальных задач. Речь идет, прежде всего, о крупных инвестиционных проектах по развитию региональной инфраструктуры (дороги, морские и речные порты, терминалы, логистические центры, современные складские комплексы, образовательные и здравоохранительные центры).

Они весьма капиталоемки, не обещают быстрой окупаемости, но определяют перспективы социального развития регионов, особенно удаленных от экономических центров.

Важнейшей составляющей социальной ответственности корпораций является развитие предпринимательской культуры и делового климата. Деловой климат - один из важнейших социальных институтов общества - совокупность экономических, правовых, организационных и социально-психологических условий, определяющих возможности рентабельного вложения капитала при допустимом уровне риска.

Для улучшения делового климата в России необходимо постоянное, длительное и целенаправленное воздействие на поведение фирм, прежде всего корпораций, которые распоряжаются основной частью производственных ресурсов. Можно выделить следующие основные факторы трансформации этого поведения.

. Создание взаимного доверия между государством, гражданами и фирмами, устранение застарелого недоверия к государству, неоднократно обманывавшему граждан, а также к финансовым институтам. К числу неотложных мер следует отнести введение жестких законодательных требований к прозрачности, достоверности и открытости всей финансовой информации.

. Правовая и административная реформа призвана обеспечивать защиту как добросовестных приобретателей любой собственности, включая недвижимость и ценные бумаги, так и прав и интересов работников.

. Дальнейшая интеграция в мировой рынок. Вступление России в ВТО на приемлемых условиях улучшит деловой климат и будет способствовать возврату капиталов, ушедших из России.

. Продолжение налоговой реформы на основе упорядочения налогообложения в добывающих отраслях с учетом степени истощения месторождений.

. Целесообразно стимулировать инвестиции в прогрессивные технологии и НИОКР. Должны поощряться корпорации, реализовавшие нестандартные нововведения с высокой экономической, социальной и экологической эффективностью, сформировавшие эффективные команды с высокой культурой труда и активным участием всех членов группы в разработке и осуществлении социально значимых нововведений.

. Идентификация жизненных планов работников с целями фирмы на базе отбора и закрепления кадрового ядра корпорации - постоянных работников, использования при наборе кадров системы конкурсного отбора, тестирования интеллектуального развития и умения работать в коллективе; заключения контрактов на постоянную работу лишь после длительной стажировки, временной работы и т. д.

. Преобразование коммерческих банков в финансовые институты нового типа с широким ассортиментом финансовых услуг на базе современных информационных технологий. При этом в качестве образца может быть избрана не американская, а гораздо более близкая российским условиям и традициям германская модель рыночного хозяйства и банковской системы.

. Корпоративная культура - весьма важный фактор улучшения делового климата. Корпоративная культура базируется на системе стандартов, регламентирующих порядок подготовки, принятия и реализации управленческих решений с привлечением широкого круга исполнителей, нормы поведения в отношениях по вертикали и горизонтали, в т. ч. с акционерами, инвесторами, поставщиками, потребителями, нормы рыночно - правовой и добровольной социальной ответственности компании. Важной составляющей социальной ответственности корпораций является ответственность за состояние окружающей среды и развитие инновационного потенциала общества.

Существенным фактором, препятствующим эффективному развитию российского корпоративного сектора является низкая эмиссионная активность акционерных предприятий, что обусловлено следующими причинами:

‒ сложившейся структурой акционерных обществ, среди которых доминируют закрытые общества (почти 70 %);

‒ неразвитостью инфраструктуры рынка ценных бумаг и отсутствием у предприятий доверия и опыта взаимодействия с финансовыми институтами в данной области;

‒ незаинтересованностью инвесторов в долгосрочном финансировании корпораций в сочетании с «агрессивной» политикой потенциальных инвесторов;

‒ оттоком инвестиционных ресурсов из регионов в финансовый центр страны.

Распространившееся среди российских корпораций социальное иждивенчество оказало негативное воздействие на распространение в широких масштабах таких условий ведения бизнеса, при которых компании игнорируют главные факторы его развития, в т. ч.:

‒ уплату налогов в полном объеме;

‒ обеспечение своих работников экономически обоснованной заработной платой;

‒ дополнительное пенсионное обеспечение работников;

‒ вложение средств в профессиональное развитие персонала и охрану труда;

‒ формирование собственной социальной инфраструктуры;

‒ осуществление социального инвестирования;

‒ добровольное участие в благотворительных мероприятиях.

Только после того, когда эти условия ведения бизнеса в нашей стране станут нормой, компании перейдут к пониманию того, что устойчивость бизнеса и его будущее зависят от соответствия их деятельности ожиданиям заинтересованных сторон - государства, местных властей, персонала, акционеров, инвесторов, потребителей.


Заключение

 

В российских условиях социальная ответственность корпораций реализуется как реакция на необходимость решения острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное десятилетие ситуация характеризуется углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья россиян, рост настроений пассивности и апатии. Эти явления негативно воздействовали на устойчивое социальное развитие общества. Российский бизнес в этих условиях не оставался в стороне: многие преуспевающие бизнесмены выделяли средства для помощи нуждающимся. Однако отдельные примеры благотворительности не разрешали ситуации в целом.

В России пока не достигнуто осознание того, что бизнес является неотъемлемой частью общества. Общество, в свою очередь, влияет на эффективность функционирования бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности, стабильными условиями работы. Благополучное социальное окружение способствует развитию бизнеса и стимулирует его социальную ответственность. Успешный бизнес обеспечивает рабочие места, инвестирует производство товаров и услуг, выплачивает налоги и в конечном итоге приводит к подъему экономки. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной устойчивой экономической стратегии.


Список использованной литературы

 

1. Абрамов Р.Н. Корпоративная социальная ответственность// Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 3. С. 327-345.

2. Балацкий Б. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. № 1. С. 64-80.

3. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организаций в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2.

. Блохин К.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор, балансирующий интересы в обществе // Человек и труд. 2007.№ 2.

. Бочкарев, В. Г. Социальная ответственность бизнеса / В. Г. Бочкарев. - М. : ТЕИС, 2006. - 171 с.

. Булавкина Л.В. Социальная ответственность-инструмент бизнеса или инструмент/Маркетинговые коммуникации, №06 (42) 2007.

. Булавкина Л.В. Социальная ответственность-инструмент бизнеса или инструмент PR? /Маркетинговые коммуникации, №06 (42)2007.

. Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии // Экономика российских регионов Новгород, 2006. С. 47-52.

. Гэлбрейт, Дж. Экономические теории и цели общества : / Дж. Гэлбрейт ; под общ. ред. Н. Иноземцева, Г. Милейковского. - М. : Прогресс, 1979. - 69 с.

. Доклад о социальных инвестициях в России, М.2007.

. Докучаев М.В. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. - M., Academia, 2003

. Зверева Т.В. Социальная ответственность как способ гармонизации интересов бизнеса и власти /Журнал «Экономические и гуманитарные исследования региоов», №4, 2011, с. 86-92

. Информационная открытость социальной политики российских компаний. - М.: Ассоциация менеджеров, 2006. - 47 с.

14. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Введение в управление общественными отношениями: Учебное пособие [Текст] / Э.А, Капитонов, Г.П. Зинченко // - Ростов-н/Д: Издательство СКАГС, 2006.

15. Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России /Менеджмент. 2005. №3. С.112-119.

. Кричевский, Н. А. Корпоративная социальная ответственность / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. - М. : Издат.торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 11 с.

. Перегудов С.П. Корпорации. Общество. Государство: эволюция отношений /РАН, ИМЭМО. - М., Наука, 2003

. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.).

. Сидоров С.Н. Социальная ответственность и партнерство как основа взаимодействия бизнеса и власти. [Текст] / С.Н. Сидоров // Социум и власть. 2010. № 3.

20. Смыков В.В. Макроэкономический эффект и региональная ответственность интегрированных корпораций. СПб., 2004.

.   Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. - М. : Ассоциация менеджеров, 2005. - 208 с.

.   Фридмен, М. Капитализм и свобода / Милтон Фридмен. - М. : Фонд «Либер. миссия» : Новое изд-во, 2005. - 236 с.

.   Хайек, Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок / Фридрих А. Хайек. - М. : Изограф : Начала-Фонд, 2005. - 287 с.

24. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика Москва, изд. «Дело» 2008

. Экономическая безопасность хозяйственных систем / А. В. Колосов, В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев [и др.]. - М. : Изд-во РАГС, 2007. - 49 с.

. Якимец В.Н. Механизмы социальных инвестиций бизнеса в системе межсекторного социального партнерства // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. М., 2006.



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)