Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологические функции моды



2020-02-04 404 Обсуждений (0)
Социально-психологические функции моды 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Функционально-смысловых классификаций моды существует достаточно. Сведя воедино исследования разных авторов, можно выделить следующие функции, которые мода имеет в обществе и которыми пользуются как осознанно, так и подсознательно. К числу важнейших функций, видимо, следует отнести массовизацию человеческой психики [1, c. 264] - здесь мода выступает как фактор, позволяющий человеку реализовать стремление быть в массе. Высказывается мнение, что необходимость эта связана с потребностью регуляции эмоционального состояния, желанием снизить повышенную эмоциональность сознания, разделив его с другими людьми [1, c. 84]. Экономическая функция моды служит для управления и регулировки спроса на определенные группы товаров или услуг. В этом смысле мода способна влиять на самые широкие сферы деятельности человека, включая такую, казалось бы, далекую от моды отрасль, как наука. И тем не менее, существование в ней модных тенденций легко угадывается, например, по количеству грантов и финансовых вливаний в такой популярное направление, как нанотехнологии. Само название увеличивает степень доверия спонсора к данным исследованиям. Идеологическая функция моды, она же функция повышения статуса и престижа, способствует приобщению человека к более высоким социальным кругам и способствует реализации определенных социальных и психологических запросов. Эту функцию легко иллюстрирует стремление членов нашего общества приобрести машину или одежду за средства гораздо большие, чем они могут реально себе позволить, ибо модная одежда или марка автомобиля демонстрирует их причастность, пусть и мнимую, к определенному слою населения. Коммуникативная функция моды в некоторой степени перекликается с предыдущей: с помощью одежды, хобби или определенных занятий человек подает сигнал о том, кто он, что он из себя представляет, а также может выразить окружающим свое настроение, состояние. Отдельные исследователи, в частности, А.Б. Гофман, полагают, что именно коммуникативная функция является ведущей для моды: с этой точки зрения, мода есть способ передачи определенного рода информации от одних членов общества к другим и в этом смысле она используется в самых разных целях - от демонстрации личного статуса до передачи важной с точки зрения маркетинга информации от производителя к потребителю [3, c. 117]. С этой точки зрения с коммуникативной функцией перекликается регулятивная - используемая узкими группами лиц для внушения массам определенного стандарта поведения (например, мода на здоровый образ жизни). Такая, казалось бы, экзотическая функция моды как фактора интернационализации определенного образа жизни сегодня весьма востребована в цивилизованных обществах - с помощью в том числе модных механизмов в западных обществах сформирована повсеместная толерантность к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией, к инвалидам, распространение приемного родительства и др. К собственно психологическим функциям моды можно отнести, например, регуляцию эмоциональных состояний (известно, что обладающий модной идеей, предметом или увлечением человек ощущает себя эмоционально комфортнее и спокойнее), удовлетворение стремления к новизне, самоутверждение личности. Следуя моде, человек определенным образом реализует себя, поддерживает собственную Я-концепцию, выделяет себя. И в этом заключен известный парадокс моды - стремясь выделить и утвердить себя с ее помощью, личность в конечном итоге сливается с толпой подобных последователей моды. Поистине по-настоящему выделять себя и утверждать с помощью моды могут только ее законодатели, в чьих силах изменить тренд или создать принципиально новую моду.

 


Заключение

Единого определения понятия «мода» на сегодняшний день не существует - сложность формирования такой дефиниции вызвана расплывчатой и трудноопределимой сущностью самого понятия, а также разночтением понятия «модный» разными исследователями. На сегодняшний день в русскоязычном пространстве отсутствует глубокие исследования, всесторонне изучающие феномен моды, который вовсе не сводится к одежде, элементам быта или предметным атрибутам статуса человека. Несомненно, однако, что мода является одним из механизмов социальной регуляции поведения человека. В этом смысле мода схожа с обычаем, хотя эти понятия не синонимичны. Существует несколько теорий моды, наиболее перспективным, на наш взгляд, является комплексный или интегративный подход к явлению моды, учитывающий разные факторы и механизмы его возникновения и формирования. В структуру моды следует включить модные стандарты, модные объекты, поведение участников моды, а также главный структурообразующий компонент - модные ценности, к которым можно отнести новизну, демонстративность, утилитарность (в смысле итоговой практичности исходной идеи как залога широкого распространения модной тенденции), неутилитарность (в смысле неотнесения практического применения в качестве приоритетных ценностей идеи). Среди основных социально-психологических механизмов моды следует выделить механизм подражания и внушения, а также феномен конформизма и механизм формирования явления «немодности» как стартового принципа для создания нового модного течения. К основным социально-психологическим функциям моды можно отнести массовизацию человеческой психики, экономическую, коммуникативную, идеологическую, регулятивную, психологическую. Феномен моды стал одним из наиболее широко используемых в современном маркетинге и продвижении идей, несущих прибыль определенным кругам общества.



2020-02-04 404 Обсуждений (0)
Социально-психологические функции моды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологические функции моды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)