Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика республиканской формы правления в отдельных субъектах Российской Федерации



2020-02-04 249 Обсуждений (0)
Специфика республиканской формы правления в отдельных субъектах Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В составе Российской Федерации находится 21 республика, на данный момент должность президента республики установлена конституциями в четырнадцати из них, это: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино - Балкарская, Карачаево - Черкесская, Калмыкия, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Удмуртская, Чеченская, Чувашская республики.

Конституция РФ, федеральный закон допускают принятие законов республики по предметам ведения РФ при условии, что они не будут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Генеральная прокуратура РФ и Судебная коллегия Верховного Суда РФ по гражданским делам исключают возможность содержания в конституциях республик норм по предметам исключительного ведения Российской Федерации.

В случае признания этой точки зрения необходимости в конституциях республик не будет.

Республики при принятии своих конституций, поправок к ним воспроизводят нормы Конституции РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации, считая, что это соответствует Конституции РФ, федеральному законодательству. И самое главное, конституцию республики невозможно принять, не воспроизведя предметы ведения Российской Федерации.

В связи с тем, что в Чеченской Республике в результате противоправной деятельности террористических организаций не созданы государственно - правовые институты, соответствующие основам конституционного строя Российской Федерации, отсутствуют законодательство Чеченской Республики как субъекта РФ и органы государственной власти, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно Указу Президента РФ «Об организации системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике», образована Администрация Чеченской Республики. Глава Администрации Чеченской Республики исполняет обязанности высшего должностного лица Чеченской Республики.

Таким образом, реально институт президентства функционирует в 13 республиках в составе Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Федерации и ее субъектов относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

Исходя из положений ст. 77 Конституции РФ, система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается им самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данной проблеме, в литературе называются разделение властей (ст. 10 Конституции РФ), а также правило о том, что разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 Конституции России).

Предполагается, что к основам конституционного строя, которым должна соответствовать система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, следует также отнести положения о том, что Российская Федерация - демократическое государство, и о том, что в России установлена республиканская форма правления (ст. 1 Конституции РФ).
Форма правления - комплексный конституционно - правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношения между ними.

В ч. 1 ст. 17 Федерального закона говорится, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В ч. 2 этой статьи повторяется положение, позволяющее устанавливать должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. И опять же говорится, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В части 3 воспроизведено установленное ч. 2 ст. 77 Конституции России положение, согласно которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Требование возглавлять высший орган исполнительной власти республики, содержащееся в Федеральном законе, на первый взгляд, предписывает республикам в составе РФ установить президентскую форму правления.

На это также указывает объединение статей о высшем должностном лице (президенте) республики и о высшем исполнительном органе государственной власти республики в главе 3 указанного Закона («Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации»).

В Федеральном законе установлены следующие положения:

) президент республики в составе Российской Федерации формирует высший исполнительный орган государственной власти республики в соответствии с законодательством республики и возглавляет его (п. «в» ч. 7 ст. 18);

) президент республики в составе Российской Федерации вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа республики (п. «б» ч. 1, ч. 2 - 3 ст. 9);

) законодательный (представительный) орган республики в составе России может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти республики, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти республики, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 24);

) законодательный (представительный) орган государственной власти республики в составе РФ вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти республики, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией республики. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией и (или) законом республики (ч. 2 ст. 24).

Анализ положений, установленных нормами Федерального закона, не позволяет дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Хотя, согласно нормам указанного Закона, президент имеет право роспуска парламента, а парламент имеет право отправить президента, а вместе с ним и возглавляемое им правительство в отставку, для реализации этих прав требуется наличие установленных в законе оснований, а не чисто политические мотивы.

Президент вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий парламента только в случае принятия данным органом конституции и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации, конституции субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Право республиканского парламента влиять на формирование правительства, не свойственное президентской республике, также предусмотрено Федеральным законом и широко используется.

Проанализировав изложенные положения, можно сделать вывод, что при наличии признаков как президентской, так и парламентарной республики, форма правления, предписываемая республикам в составе Российской Федерации, ни одной из них в чистом виде не является. По-видимому, по имеющейся в теории конституционного права классификации установленная требованиями норм Федерального закона форма правления будет относиться к смешанной республике.

Таким образом, по положению президента республики в системе органов государственной власти выделяются 3 группы:

) глава государства (республики) - Башкортостан, Марий Эл, Татарстан;

) глава государства (республики) и глава исполнительной власти республики - Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Кабардино - Балкарская, Калмыкия, Северная Осетия - Алания;

) высшее должностное лицо республики и глава исполнительной власти республики - Карачаево - Черкесская, Саха (Якутия), Чувашия, Удмуртская.

Представляется, что применительно к главе государства - президенту понятие «глава государства» можно объединить с понятием «высшее должностное лицо республики», потому как в республике высшим должностным лицом является именно президент (глава государства) и никакого другого высшего должностного лица быть не может. Предполагается, что при определении президента республики в составе Российской Федерации этими разными терминами различие в их смысловой нагрузке практически отсутствует.

После объединения полученный результат будет выглядеть следующим образом:

) глава государства (республики) - Башкортостан, Марий Эл, Татарстан;

) глава государства (республики) (высшее должностное лицо республики) и глава исполнительной власти республики - Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Кабардино - Балкарская, Калмыкия, Карачаево - Черкесская, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Чувашия, Удмуртская.

В республиках Бурятия, Марий Эл президент республики возглавляет правительство республики.

Что касается республик, где президент объявлен только главой государства (Башкортостан, Татарстан), наличие должности премьер - министра вполне естественно, эти республики являются республиками со смешанной формой правления. В республиках, где президент республики объявлен главой исполнительной власти, наличие должности премьер - министра вызывает вопросы.

По наличию должности премьер - министра, можно предполагать, что в республиках в составе России, в которых президент объявлен главой исполнительной власти и существует должность председателя правительства, - смешанная форма правления.

Однако одно лишь наличие должности председателя правительства не отрицает возможности существования президентской формы правления. При президентской форме правления возможно наличие должности премьер - министра, это так называемый административный премьер.

Административный премьер - в науке конституционного права термин, применяемый для обозначения должности премьер - министра в ряде президентских республик. Административный премьер не определяет политику государства (это делает президент), а лишь ведает оперативной деятельностью правительства и ведет его неофициальные заседания. Создание поста административного премьера позволяет (формально) установить ответственность правительства (но не его фактического руководителя - президента) перед парламентом. То есть одно отрицание парламентарной формы правления и факт наличия должности премьер - министра еще не указывают на смешанную форму правления.

Если обратиться к конституциям республик, в которых главой исполнительной власти является президент и учреждена должность премьер - министра, то во всех из них в той или иной форме присутствует парламентский контроль над правительством, право президента республики на досрочный роспуск законодательного органа, поэтому можно сделать вывод, что, несмотря на объявление президента республики главой исполнительной власти, в республиках, где установлена должность премьер - министра, - смешанная форма правления.

Таким образом, пользуясь традиционной классификацией, можно утверждать, что в обозначенных республиках сложились смешанные формы правления, причем в каждой из республик существуют определенные особенности этой формы правления. Так, в некоторых республиках, если прибегнуть к классификации, данной В.Е. Чиркиным, смешанная республика - это президентская с элементами парламентаризма (Бурятия, Марий Эл), а в других (Татарстан, Башкортостан) - полупрезидентская республика. Установление в республиках в составе Российской Федерации такой формы правления, как чисто президентская республика нецелесообразно, поскольку президентская республика как форма правления обычно утверждается при двухпартийной системе, а это никак не соответствует российским реалиям.

 

 


Заключение

 

Форма правления, которую обычно характеризуют как способ организации и взаимоотношений высших органов государства (хотя такое определение не охватывает всех моделей, в частности Республики Советов) зависит от многих факторов. На нее оказывают влияние соотношение социальных сил, уровень культуры (прежде всего правовой), традиции страны, зарубежный опыт, субъективные факторы и т.д.

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.

Признаки республики:

Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент).

Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).

Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.

Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин «систему сдержек и противовесов» и взаимодействие всех ветвей власти.

Выделяют следующие основные виды республик.

Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции», имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.

Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия, Югославия. В настоящее время наблюдается тенденция сближения различных форм правления.

Относительно формы правления в Российской Федерации среди политологов, юристов и ученых существуют различные точки зрения, однако, большинство сходиться во мнении, что Российская Федерации - президентская республика.

Подвергнув анализу формы правления, существующие в республиках в составе Российской Федерации, в которых учреждена должность президента, и определив их, пользуясь традиционной классификацией, можно утверждать, что в обозначенных республиках сложились смешанные формы правления, причем в каждой из республик существуют определенные особенности этой формы правления.

 

 


Список литературы

 

1. Авджян Г. Государственное управление в России: проблемы и перспективы развития // Власть. 2001. №11. С. 34-39.

2. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Юридическая литература, 2005. 353 с.

.   Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2006. 255 с.

.   Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. 2007. №4. С. 25-31.

.   Зазанве О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. 2006. №1. С. 98-104.

.   Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.: Приор, 2006, 198 с.

.   Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета от 25.12.1993, №237, СЗ РФ от 28.07.2003, №30, ст. 3051.

.   Курманов М.М. Может ли республика принять свою конституцию, не затрагивая предметы ведения Российской Федерации? // Законодательство и право. 2004, №3, стр. 10-14.

.   Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юристъ, 2007. 187 с.

.   Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Приор, 2007. 316 с.

.   Мещереков А.Н. Специфика республиканской формы правления в отдельных субъектах РФ // Конституционное и муниципальное право, 2008. №4, С. 23-29.

.   Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: Белые альвы, 2006. 312 с.

.   Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. - М., 2008. 255 с.

.   Соболин Д. Сравнительный анализ форм республиканского правления // Конституционное и муниципальное право, 2007. №6, С. 18-24.

.   Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Статус ЛТД+, 2006. 286 с.

.   Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Приор, 2007. 347 с.

.   Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Наука, 2002. 310 с.

.   Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юристъ, 1999. 312 с.

.   Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. №1. C. 27-34.

20. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. М.: Юристъ, 2006. 231 с.



2020-02-04 249 Обсуждений (0)
Специфика республиканской формы правления в отдельных субъектах Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика республиканской формы правления в отдельных субъектах Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)