Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Общие понятия уголовной ответственности



2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Глава 1. Общие понятия уголовной ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет

Дипломная работа: 96 с.; 27 источников.

Цель  работы заключается в том, чтоб разобраться в особенностях уголовной ответственности лиц, недостигших 18 летнего возраста.

Перед выполнением дипломной работы передо мной стояли следующие задачи:

1) Понятия уголовной ответственности;

2) Причины, способствующие становлению несовершеннолетнего на преступный путь;

3) Характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних;

4) Особенность уголовной ответственности лиц, недостигших совершеннолетия;

5)Особенности наказания несовершеннолетних;

6)Профилактические меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы белорусских исследователей и аналитиков, официальные информационные интернет-ресурсы Республики Беларусь.

Работа была проведена с использованием общенаучных методов (обобщение, синтез, анализ, интерпретация) и частнонаучных методов (сравнительный, гермененевтический).

В соответствии с поставленными целью и задачами структура дипломной работы состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Оглавление

Введение………………………………………………………………………….5

Глава 1. Общие понятия наступления уголовной ответственности несовершеннолетних

1.1Субъект преступления и другие термины, обозначающие несовершеннолетнего преступника…………………………………………….9

1.2 Характеристика уголовной ответственности

несовершеннолетних……………………………………………………………12

1.3Критерии наступления уголовной ответственности несовершеннолетних…………………………………………………………….17

1.4Причины и условия, способствующие становлению несовершеннолетнего на преступный путь……………………………………19

1.5Специфика уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних……………………………………………………………25

Глава 2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в Республике Беларусь

2.1 История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………29

2.2 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и формы её реализации……………………………………………………………35

2.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного

воздействия………………………………………………………………………40

Глава 3. Особенности наказания несовершеннолетних

    3.1 Понятие уголовного наказания и обстоятельства, которые учитываются при его назначении………………………………………………43

              3.1.1 Цели наказания несовершеннолетних………………………44

              3.1.2 Виды наказаний несовершеннолетних……………………..46

3.2 Особенности применения наказания несовершеннолетним……….48

3.3 Основания и условия освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания…………………………………………………………..57

3.4 Сроки давности………………………………………………………60

3.5 Судимость несовершеннолетних и её погашение…………………63

Глава 4. Профилактические меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних………………………………………………………….66

Заключение……………………………………………………………………..76

Список использованной литературы………………………………………79

Приложение…………………………………………………………………….82


 

Введение

 

Все мы живём в очень тяжёлое время, которое сказывается, к огромному сожалению, как на наших поступках, так и на наших планах. И сейчас стало очень распространенно хулиганство, убийство, насилие и т.д. Но люди, которые идут на такое, не задумываются о завтрашнем дне и о своём бедующем, которое будет обречено на наказание, которое вынесет суд.

Республика Беларусь провозглашена в Конституции Республики Беларусь социальным демократическим правовым государством. Одно из важнейших направлений его деятельности – забота о детях, семье, материнстве.

Государство, не уделяющее внимания нравственному и физическому здоровью подрастающего поколения, не имеет перспектив. Забота государства о нем была и остается важнейшей частью государственной политики всех органов власти.

И хотелось бы отметить, что в условиях роста преступности в последние годы в Беларуси увеличивается и преступность несовершеннолетних. Если в 2008 г. по данным МВД, было зарегистрировано 159976 преступлений несовершеннолетних, то в 2009 г. - 209777. Доля преступности несовершеннолетних в общей структуре преступности составляла соответственно 9.5% в 2008 г., 12% в 2009 г.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно с взрослыми.

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания. Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости.

В кодексе РБ даётся определение несовершеннолетнему - « Лицо с момента рождения до достижения им восемнадцати лет считается несовершеннолетним. Ребенок до достижения им четырнадцати лет считается малолетним. Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается подростком» [3,7].

Уголовно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних не являются основными. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения межнациональных конфликтов, благоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И, тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершённое ими преступление является возможность её реализации или с освобождением от уголовной ответственности и применением принудительных мер воспитательного воздействия, или с привлечением к уголовной ответственности, но:

-с освобождением от наказания и применением принудительных мер воспитательного характера;

-с применением наказания, специально установленного постановлениями;

-с освобождением от наказания и помещением виновного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Среди норм об уголовной ответственности несовершеннолетних следует различать:

*нормы, действующие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия ко времени совершения преступления;

*нормы, действующие в отношении лиц, не достигших совершеннолетия ко времени применения нормы.

    Тема моей дипломной работы является очень актуальной на сегодняшний день. Несовершеннолетние дети не понимают всей жестокости этого мира и очень часто идут на отчаянные поступки, в результате чего несут уголовную ответственность.

    Цель моей работы заключается в том, чтоб разобраться в особенностях уголовной ответственности лиц, недостигших 18 летнего возраста.

    Перед выполнением дипломной работы передо мной стояли следующие задачи:

5) Понятия уголовной ответственности;

6) Причины, способствующие становлению несовершеннолетнего на преступный путь;

7) Характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних;

8) Особенность уголовной ответственности лиц, недостигших совершеннолетия;

9) Особенности наказания несовершеннолетних.

Моя дипломная работа состоит из введения, четырёх глав с подглавами, заключения, списка используемой литературы, приложения и реферата.

 

 

Глава 1. Общие понятия уголовной ответственности

 

1.1. Субъект преступления и другие термины, обозначающие преступника

 

 Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (статья 11)[1,1].

Преступление признается оконченным с момента совершения деяния, а также преступление, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса, признается оконченным при фактическом наступлении этих последствий.

Hе являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

Субъект преступления — лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно-правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из элементов состава преступления. Наличие у лица, совершившего преступление, определённых субъективных признаков может рассматриваться также как условие уголовной ответственности.

Некоторые учёные предлагают заменить понятие «субъект преступления» на понятие «субъект уголовной ответственности», которое определяется как «совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние физическое лицо, обладающее вменяемостью и надлежащим возрастом». По другой точке зрения, понятия «субъект преступления» и «субъект уголовной ответственности» являются различными по содержанию: субъект преступления — это лицо, которое несёт в себе психическое отношение к своему потенциальному деянию и его последствию, а субъект уголовной ответственности представляет собой «лицо, признаки которого дифференцируют уголовную ответственность» [14,39]. Действительно, для уголовной ответственности в целом имеют значение и такие признаки, как пол и пожилой возраст лица (например, в российском уголовном праве они имеют значение при решении вопроса о возможности применения пожизненного лишения свободы и смертной казни), в зависимости от определённых признаков лица может дифференцироваться место отбывания им лишения свободы и т. д. В состав признаков субъекта уголовной ответственности входят таким образом, помимо характеристик субъекта, являющихся признаками состава преступления, ещё и «социально-этические характеристики личности с позиций „хороший — плохой“».

Также от понятия «субъект преступления» следует отличать понятие «личность преступника». Данные понятия относятся к одному и тому же лицу — к человеку, совершившему преступление. Однако содержание этих понятий и их уголовно-правовое значение не совпадают. Личность преступника — это «совокупность социально значимых негативных свойств, развившихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми… социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальной группы или иных общностей, как носителя социально типичных черт».

В случае, когда общественно опасное деяние совершает лицо, не обладающее признаками субъекта преступления, к нему не применяются никакие меры уголовно-правового воздействия. Тем не менее, с деятельностью такого лица может быть связано так называемое посредственное причинение: «деятельность по совершению преступления руками лица, которое заведомо для субъекта, стоящего за его спиной (действительного исполнителя), не может в силу определенных обстоятельств (отсутствие специального свойства; невменяемость или недостижение необходимого для уголовной ответственности возраста; совершение действия в результате психического принуждения, вызвавшего состояние крайней необходимости; отсутствие умысла) нести уголовную ответственность в качестве исполнителя этого преступления».

Субъектом преступления в данном случае будет считаться человек, заставивший такое лицо совершить общественно опасное деяние, именно он признается лицом, индивидуально совершившим преступление, его исполнителем. Лицо, не обладающее признаками субъекта, в такой ситуации фактически будет выступать «живым орудием» совершения преступления; его использование не будет образовывать соучастия.

Содержание субъекта преступления как элемента состава преступления раскрывается через содержание его признаков. К числу обязательных признаков субъекта относятся:

Характеристика лица как физического (а в некоторых странах — и как юридического).

Возраст.

Вменяемость.

Прочие признаки субъекта, имеющие уголовно-правовое значение, являются факультативными и входят в содержание понятия «специальный субъект».

 

 

1.2. Характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних

        

В последние годы число преступлений, совершенных несовершеннолетними, неуклонно растет и составляет около 16 - 17% в структуре отечественной преступности. Среди преступлений несовершеннолетних преобладают имущественные посягательства (кражи составляют 58,6%, разбои и грабежи - 11,2%, вымогательство - 1,6%). На втором месте по степени их распространенности - насильственные деяния подростков (хулиганство - 6,8%, убийства, покушения на убийство, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью - 2,9%). Ряд преступных деяний (3,8%) связан с незаконным оборотом наркотических веществ.

Законодательное решение о выделении специальных норм, определяющих особенности уголовной ответственности подростков, свидетельствует о том, что наряду с общими, распространяющимися на всех лиц, совершивших преступления, условиями возложения уголовной ответственности в нашем государстве устанавливаются более гуманные условия несения такой ответственности и наказания несовершеннолетними субъектами [11,86].

Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности (наряду с гражданско-правовой, административной, дисциплинарной и т.д.).

Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом [1,2].

Уголовная ответственность имеет целью исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденным, так и другими лицами.

Уголовная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости. Осуждение лица, совершившего преступление, является основанием для взыскания с него как имущественного ущерба, так и материального возмещения морального вреда (статья 44) [1,4].

Понятие уголовной ответственности неоднократно встречается в нормах уголовного законодательства:

 ¨ законы, предусматривающие уголовную ответственность;   

¨ принципы уголовной ответственности;

¨ уголовная ответственность только при наличии вины;

¨ недопустимость уголовной ответственности дважды за одно и то же

преступление;

¨ основание уголовной ответственности;

¨ лица, подлежащие уголовной ответственности;

¨ уголовная ответственность за неоконченное преступление и за соучастие в преступлении;

¨ освобождение от уголовной ответственности и т.д.

Значительная часть исследователей считает, что уголовно-правовая

ответственность означает выраженную в приговоре суда отрицательную оценку (осуждение) общественно-опасного деяния и порицание лица, его совершившего.

Иногда уголовная ответственность отождествляется с государственно-принудительным воздействием за совершённое преступление. Однако ни одна из приведенных точек зрения не даёт полной характеристики уголовной ответственности, и в то же время не может быть объявлена неправильной. В связи с данной позицией всё больше распространяется взгляд на уголовную ответственность как на сложное структурное образование, включающее несколько элементов.

Уголовная ответственность – это сложное социально-правовое последствие совершения преступления, которое включает четыре элемента: во-первых, основанную на нормах уголовного закона и вытекающую из факта совершения преступления обязанность лица дать отчёт в содеянном перед государством в лице его уполномоченных органов;

во-вторых, выраженную в судебном приговоре отрицательную оценку совершённого деяния и порицание лица, совершившего это деяние;

в-третьих, назначенное виновному наказание или иную меру уголовно- правового характера;

в-четвёртых, судимость как специфическое правовое последствие осуждения с отбыванием назначенного наказания.

Уголовная ответственность может существовать и реализовываться только в рамках уголовно-правового отношения. Однако соотношение между уголовной ответственностью и уголовно-правовым отношением понимается по-разному. Одни учёные отождествляют эти понятия, другие считают, что уголовная ответственность означает реализацию не только уголовно-правовых, но и уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных отношений, третьи рассматривают уголовную ответственность как часть содержания уголовно-правовых отношений.

Уголовно-правовые отношения – это вытекающие из факта совершения преступления и регулируемые нормами уголовного права общественные отношения между лицом, совершившим преступление и государством, направленные на реализацию взаимных прав и обязанностей этих субъектов в связи с применением уголовного закона по факту совершения данного преступления [10, 67].

Юридическим фактом, порождающим возникновение уголовно-правового отношения, является совершение конкретным лицом уголовно-наказуемого деяния. В данный момент и возникает уголовно-правовое отношение, однако не во всех случаях оно реализуется, наполняется фактическим содержанием (например, не установлено лицо совершившее преступление).

Уголовная ответственность составляет лишь часть содержания уголовно-правового отношения. Таким образом, что между уголовной ответственностью и уголовно-правовым отношением, существует неразрывная связь, проявляющаяся в том, что они порождаются одним и тем же юридическим фактом (совершением преступления), возникают в одно и то же время (с момента совершения преступления) и прекращаются одновременно (с момента полной реализации уголовной ответственности или с момента освобождения виновного от уголовной ответственности).

Уголовно-правовые отношения являются, с одной стороны формой существования уголовной ответственности, а с другой стороны, способом определения её объёма и реализации.

Об уголовной ответственности можно говорить в трёх аспектах:

1. о её установлении в законе;

2. о возникновении уголовной ответственности;

3. о её реализации.

Уголовная ответственность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

 Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Нормы Кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

 Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Каждое лицо, признанное виновным в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности или наказания допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении которых установлена его вина, то есть умысел или неосторожность. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, то есть устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Уголовный кодекс служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности человека. Лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. Наказание и иные меры уголовной ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (статья 3) [1,1].

 

 

1.3 Критерии наступления уголовной ответственности несовершеннолетних

 

 

    Подробно рассмотрев критерии наступления уголовной ответственности и как они применяются при привлечении к уголовной ответственности и назначении наказания несовершеннолетним, можно прийти к выводу, упущение одного из критериев при принятии решения судами может привести к тому, что юридические санкции примененные в отношении несовершеннолетнего не будут обладать действенной силой, будут иметь ряд недостатков. Например, не учет биологического критерия – приведет к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными методами воспитательного воздействия будут пытаться исправить того, кто, прежде всего, нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной степени изменено аномалией психики.

Уголовная ответственность относится к фундаментальным понятиям уголовного права и является связующим звеном юридической триады: “преступление - уголовная ответственность - наказание”, в которой выражается смысл всего уголовного законодательства.

Возникновение уголовной ответственности связано с фактом совершения преступления конкретным лицом. Именно в этот момент между ним и государством возникают уголовно-правовые отношения и уголовная ответственность. Она с момента совершения преступления существует в виде единственного своего элемента – обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном, подвергнуться осуждению и мерам принуждения уголовно-правового характера.

В том случае, если совершённое преступление не будет зафиксировано

правоохранительными органами или не будет раскрыто, то возникшее правонарушение не наполнится реальным содержанием, а уголовная ответственность останется не реализованной, то есть не получит своего развития в остальных элементах. Она останется не реализованной и в тех случаях, когда правоохранительные органы, установив обстоятельства совершения преступления, сочтут возможным на основании уголовного закона и при наличии необходимых условий, освободить лицо, совершившее преступление от уголовной ответственности. В этом случае уголовная ответственность прекращается, не получив логически естественного развития и объективной реализации.

Реализация уголовной ответственности означает, что после возникновения уголовного правонарушения права и обязанности его субъектов были реализованы в точном соответствии с предписаниями закона. Этому предшествуют сложные фактические отношения между субъектами, направленные на установление характера и пределов взаимных прав и обязанностей и осуществляемые в определённой процессуальной форме. После уточнения содержания и объёма прав и обязанностей субъектов уголовная ответственность лица, совершившего преступление, находит своё объективное воплощение в тех или иных мерах государственного принуждения, избираемых по воле государства в лице его компетентного органа. Эти меры называются формами реализации уголовной ответственности.

 

1.4 Причины, способствующие становлению несовершеннолетнего на преступный путь

 

Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем отражаются на его будущей жизни. Невозможно передать словами насколько трагична судьба подростка, совершившего преступление и как может быть искалечена его жизнь. Ниже я подробно рассмотрю в результате, каких причин и условий подросток совершает преступление. В данный момент отмечу, что преступление несовершеннолетнего это симптом крайнего неблагополучия его собственной судьбы и тех условий жизни, которые его окружают, в которых он находится ежедневно.

Существуют такие возрастные особенности несовершеннолетних, которые серьезно сказываются на их поведении.

К 10 – 12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Они перенимаются от родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивным участником и свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен [14,129].

К 14 – 16 годам на основе суждений у подростка возникают убеждения. Он убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо. Убеждение складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего или плохого было в его жизни, их тех или иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.

Убеждение – это уже позиция. Подросток спорит, другими способами выражает и отстаивает свою точку зрения, у него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии, с которыми складывается круг друзей, стиль поведения, внешний облик.

Лишь к 18 – 20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу,  общество в значительной степени предопределяют жизненный путь молодого человека.

Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более – суждений.

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, как правило, продиктовано влиянием следующих факторов: в первую очередь – внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью – его досуг.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и другое. Чаще  всего подростки, совершившие преступления, выходцы из неблагополучных семей.

Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и неблагополучия детей. По официальным данным МВД только в сфере профилактического воздействия органов милиции в 2009 году по Беларуси выявлено 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, среди них 30% систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни.

О явном неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют и другие данные: до 70% всех детских травм имеют семейно-бытовой характер. Число удовлетворенных судами исков по делам о лишении родительских прав составило в 2006 году 24 359 случаев.

Но нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители. А бывает, что и в неблагополучной семье, может сформироваться положительная личность, так как неблагоприятные внешние воздействия подросток может не воспринимать, бороться с ними.

К числу причин преступности несовершеннолетних относится низкий материальный уровень многих семей, значительно отстающий от минимального прожиточного уровня, побуждает детей в таких семьях к поиску любых источников средств существования, включая противоправные.

Материалы уголовных дел по преступлениям, совершенных несовершеннолетними, прямо указывают на «нужду», постоянный материальный недостаток в семье, элементарное недоедание – это толкает детей на занятие попрошайничеством, совершение корыстных преступлений. Не случайно, что в общей структуре преступности значительную долю составляют кражи. Причем, в большинстве случаев – это кражи продуктов питания, одежды, денег, то есть того, что детям не додали взрослые.

Серьезной проблемой, способствующей преступности несовершеннолетних, становится беспризорность детей. Семья, как социальный институт снизила свою значимость в воспитании детей. С изменением законодательства об образовании меньше стала уделять внимание воспитанию и школа. Обострились проблемы социального сиротства. Детские дома, интернаты, приюты переполнены. А число социальных сирот, безнадзорных детей продолжает увеличиваться. Дети предоставлены сами себе и улице, а родители, если они не пьяницы, не наркоманы и не сидят в тюрьме, то озабочены тяготами собственной жизни, и на детей сил и времени у них нет.

Равнодушие, безразличие и жестокость родителей к своим детям просто потрясает. Матери буквально выгоняют своих детей на улицу просить милостыню, чтобы ребенок обеспечил себе кусок хлеба, да еще и родителям бутылку спиртного [24,87].

Для трудновоспитуемых подростков характерно негативное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы и т. п.

Кризисность подросткового возраста проявляется и в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

Потребность общения, должно быть реализована в благоприятных условиях, а если этого не происходит, то самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и др.) оно может стать опасным криминализирующим фактором.

 Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы[19,43]

Совершение преступления в группе характерны потому, что многие

преступления технически не выполнимы для одного подростка, помимо этого, действуя в группе, некоторые подростки смелеют, становятся дерзкими, так как это одобряется групповым авторитетом.

В. И. Васильев в своей работе «Юридическая психология» дает количественные и качественные характеристики, которые отражают криминальную направленность группы: «Участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе осознанного лидера, авторитетный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особенный ритуал поведения и т. д.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений» [20,98]

Еще одна проблема, которую нельзя не назвать – это наркомания и

алкоголизм среди подростков. Самые жестокие преступления совершаются подростками под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Социальную адаптацию несовершеннолетних могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае меры педагогической коррекции бывают недостаточны, необходимо вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих социальные консультации для педагогов и родителей.

Причины, способствующие совершению преступлений, действующие на несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины противоправного поведения. Это, прежде всего, особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.

Таким образом, бесспорно, наиболее значимо для подростка ближайшее окружение – семья. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяет поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток демонстрирует все то, чему он у них научился. Важнейшей сферой приложения сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является учеба и работа. Здесь несовершеннолетний сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от преодоления которой зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для ощущения собственной полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может влиять на конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать неудовлетворенность.

Компенсация неудовлетворенности для трудных подростков – это чаще всего сфера досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не получить возможности заниматься престижным трудом, несовершеннолетний пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления. Помочь несовершеннолетнему найти свое место в жизни, предотвратить совершение преступления – главная задача стоящая перед нашим обществом.

 

 

1.5. Специфика уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних

 

Производство по делам несовершеннолетних имеет свои особенности, которые обусловлены, прежде всего, личностью привлекаемого к уголовной ответственност



2020-02-03 262 Обсуждений (0)
Глава 1. Общие понятия уголовной ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Общие понятия уголовной ответственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)