Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативные правовые акты и документы по вопросам преподавания религиозных культур и светской (гражданской) этики, духовно-нравственного образования (выдержки)



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Нормативные правовые акты и документы по вопросам преподавания религиозных культур и светской (гражданской) этики, духовно-нравственного образования (выдержки) 0.00 из 5.00 0 оценок




Приложение 1

Список нормативных правовых актов и документов по вопросам преподавания религиозных культур и светской (гражданской) этики, духовно-нравственного образования

· Конституция Российской Федерации.

· Международные нормативные правовые акты: Конвенция о правах ребенка (ст. 5), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 3 ст. 13), Протокол № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 «Право на образование»). 

· Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. (ред. от 13.07.2015).

· Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». 

· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р.

· Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683.

· Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г. № Пр-2009 (ВП-П44-4632). 

· Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики». 

· Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 18.05.2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

· Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 (ред. от 28.12.2015) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

· Приказ Минобразования России от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

· Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

· Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

· Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Эл. ресурс: http://fgosreestr.ru

· Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 г. № 08-548 «О Федеральном перечне учебников».

· Письмо Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14-52-876ин/16 «О Примерном содержании образования по учебному предмету "Православная культура"». Эл. ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=309247

· Письмо Минобрнауки России от 13.07.2007 г. № 03-1584 «О направлении в субъекты Российской Федерации Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации». Эл. ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=403467

· Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19.09.2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации.

 

Приложение 2

Нормативные правовые акты и документы по вопросам преподавания религиозных культур и светской (гражданской) этики, духовно-нравственного образования (выдержки)

1. Конституция Российской Федерации

Статья 13.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…

Статья 14.

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 17.

… 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 19

… 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 28.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 

2. Международные нормативные правовые акты

 Конвенция о правах ребенка (ст. 5).

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 3 ст.

13).

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Протокол № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 «Право на образование»). 

Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям.

 

3. Федеральный закон 

«Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

· образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

· воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

· обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

… Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

… Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. 

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

… Статья 27. Структура образовательной организации

12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

… Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

… 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

· свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

· свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

· право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

· право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

· право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

· право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

· право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

· право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

· право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

· право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

… Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

… Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.

    В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

    Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

… 6. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовнонравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

    Частные образовательные организации на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации вправе включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).

    Частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, за исключением духовных образовательных организаций, на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации включают в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).

… 10. Примерные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент), а также примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией. Учебнометодическое обеспечение указанных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также примерных образовательных программ осуществляется соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией.

    Частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, и духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации.

    Образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими образовательных программ, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности образовательных организаций и педагогических работников отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями. Порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией. Общественная аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые или иные обязательства со стороны государства.

 

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

    Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

    Стратегия… разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы… в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. 

    … Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. 

    Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурноисторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

 

1.3. Концепция курса ОРКСЭ и требования к результатам его освоения школьниками.

    Концепция курса ОРКСЭ разработана авторским коллективом под руководством Александра Ярославовича Данилюка, члена-корреспондента Российской академии наук, главного редактора журнала "Педагогика", советника директора Федерального института развития образования (ФИРО). Она одобрена 21 июля 2009 г. на совещании по вопросам религиозного образования под председательством Президента РФ Д. А. Медведева с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла, лидеров традиционных религий России, министра образования и науки А. А. Фурсенко.


1.4. Единая учебно-воспитательная систе­ма курса ОРКСЭ, анализ содержания.

Учебный курс ОРКСЭ является целостной учебно-воспитательной систе­мой. Все его модули согласуются между собой по педагогичес­ким целям, задачам, требованиям к результатам освоения учеб­ного содержания. Это достигается посредством:

· ориентации содержания всех шести модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

· педагогического согласования системы базовых ценностей во всех модулях курса;

· включением национально-регионального компонента во все модули курса;

· связей между модулями учебного курса ОРКСЭ, а также интеграцией его с другими учебными предметами(Окружающий мир, Русский язык, Литература и др.);

· взаимодействием с родителями учащихся в развитии личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков.


1.5. Методические рекомендации по выбору учебников и работе с ними.

    Эти рекомендации исходят из того, что учитель должен реализовать программу курса ОРКСЭ, разработанную коллективом под руководством А.Я. Данилюка. Учебник под неё он может выбрать любой из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году, и имеющий гриф Министерства образования и науки РФ – "рекомендовано" или "допущено" министерством.

    Обратите внимание на то, что согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" используются учебники по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Учебники по курсу ОРКСЭ в этом Федеральном перечне учебников не указаны.

    В Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в 2012/2013 учебном году значатся 20 учебников по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для учащихся 4 класса общеобра-зовательных учреждений.

 

Методические рекомендации по работе с учебниками по курсу ОРКСЭ основаны на том, что учителю необходимо максимально использовать возможности учебников нового поколения, и, прежде всего, их яркое, красочное оформление.



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Нормативные правовые акты и документы по вопросам преподавания религиозных культур и светской (гражданской) этики, духовно-нравственного образования (выдержки) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативные правовые акты и документы по вопросам преподавания религиозных культур и светской (гражданской) этики, духовно-нравственного образования (выдержки)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)