Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цивилизационный подход в типологии права



2020-02-04 758 Обсуждений (0)
Цивилизационный подход в типологии права 0.00 из 5.00 0 оценок




Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. право преступление формационный цивилизационный

В рамках цивилизационного подхода выделяют следующие типы прав:

− право древних государств;

− право средневековых государств;

− право современных государств.

Рассмотрим наиболее подробно каждый из типов права.

Первым типом права является право древних государств. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки. Существовали несколько видов договоров − договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:

− государственные − измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;

− религиозные − убийство священных животных, чародейство;

− против личности − убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;

− против собственности − кража, обмеривание, обвешивание;

− преступления против чести и достоинства − прелюбодеяние, изнасилование.

Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках − дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману).

Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману − закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Право средневековых государств сложилось в Средние века − эпохе возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. В эту историческую эпоху, насыщенную острыми социальными противоречиями, человечество в целом продвинулось вперед в деле развития производительных сил, материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. В средние века появились многие новые государства: Англия, Франция, Германия, Италия, Россия, Чехия, Польша, Скандинавские государства, Арабские государства, Япония, государства Индо-Китая (Вьетнам, Камбоджа), Турция и другие.

Продолжали также развиваться и играть крупную историческую роль сложившиеся в более ранний период государства Китая, Индии, Ирана, Средней Азии.

По мере завоевания Галлии германцами происходила запись их обычаев, в результате чего появились так называемые «варварские правды», среди которых наиболее важной является Салическая правда. В дальнейшем Салическая правда дополнялась новыми нормами; она является основным источником раннего германского права, весьма мало затронутым влиянием римского права. Основное содержание Салической правды составляют штрафы за различного рода правонарушения и регламентация судебного процесса Нормы гражданского права занимают в ней несравненно меньшее место.

Наиболее распространенными договорами были купля-продажа и заем. Для договора купли-продажи одного соглашения сторон было недостаточно; он вступал в силу лишь после передачи вещи. При этом действительная передача вещи заменялась символическими обрядами: передачей куска зерна при продаже поля, ветви дерева − при продаже леса, двери − при продаже дома.

При договоре займа должник отвечал не только своим имуществом, но и личностью: в случае неисполнения обязательства он становился рабом кредитора. Заключение договоров требовало произнесения разного рода формул торжественного содержания.

Ряд норм Салической правды был направлен на защиту семьи и нравственности. Запрещались браки между свободными и рабами; за нарушение этого правила наказанием служила потеря свободы. В отношении родовых поместий и благоприобретенных недвижимостей, а также движимых имуществ ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие (внуки, правнуки). При отсутствии их наследование производилось в зависимости от степени родства (по линиям). Первая степень родства − нисходящие (дети, внуки); вторая степень родства восходящие (отец и мать умершего и их нисходящие); третья степень родства (дед и бабка умершего и их нисходящие). Ближайшая степень родства исключала последующую. Если ближайшую степень составляло несколько родственников, они наследовали в равных долях.

Салическая правда запрещала кровную месть и самосуд, заменив их штрафом. При этом следует отметить крайнюю тяжесть штрафов, непосильных для рядовых крестьян-общинников. До конца VI в. в платеже штрафа должны были участвовать родственники виновного (так называемые сородичи); после отмены этого стал действовать принцип личной ответственности правонарушителя. Если виновный (и сородичи) не мог заплатить штраф, то он подвергался смертной казни.

При определении наказания учитывались отягчающие вину обстоятельства (нападение на спящего, женщину, ребенка; надругательство над мертвым). Салическая правда формулировала понятие соучастия, при этом подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель.

Что касается права современных государств, то в зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:

− национально-правовая система − это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей идеологии отдельного государства.

− правовая семья:

а) романо-германская (континентальное право) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы − Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран и так далее.

Романо-германская правовая семья возникла на основе римского права и римской юриспруденции. Правовые идеи (о законе, конституции и т.д.) были направлены против феодального произвола и привилегий и в целом против системы феодального права, в основном состоявшего из старого обычного права и актов исполнительной власти периода абсолютизма. Единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, присущие формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, предопределили целый ряд важных аспектов их сходства и общности.

Входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное. Включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты. Система законодательства в целом соответствует доктринальным положениям о системе права.

б) англо-американская (общее права) - правовая семья, включающая в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда других азиатских и африканских стран − бывших английских колоний.

По своему происхождению данная правовая семья восходит к английскому праву, относящемуся к периоду после нормандского завоевания Англии (1066 г.).

Общее право было создано после нормандского завоевания королевскими судами Англии (эти суды именуются Вестминстерскими судами по месту их заседания с XIII в. в Вестминстере). Это новое общеанглийское право формировалось судебной практикой королевских судов постепенно − от решения к решению. При отсутствии прецедента и соответствующей нормы статутного права (законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму (казусное правило) для решения рассматриваемого дела. Совокупность таких конкретных решений, обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее для всех английских судов право.

Общее право, таким образом, сложилось в виде совокупности судебных решений-прецедентов. Общее право − это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел.

В процессе формирования общего права королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев, преобразуя и приспосабливая их к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы. Римское право и основанное на нем (первоначально также и в Англии) университетское юридическое образование не оказали сколько-нибудь заметного влияния на процесс создания общего права.

в) мусульманская и другие. Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат («путь следования») − это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего они не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Процесс становления мусульманского права в Арабском халифате занял несколько веков (VII−X вв.) и проходил в условиях формирования раннефеодального строя. Источниками мусульманского права являются:

− Коран − священная книга ислама и основа мусульманского права;

− сунна − совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение;

− иджма − общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама;

− кияс − суждение по аналогии в вопросах права.

Коран и сунна − основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII−X вв. была посвящена деятельность правоведов − знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ.

Правовая семья − это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Таким образом, в основе цивилизационного подхода лежат культурные, религиозные, национальные, психологические признаки. Подход позволяет рассматривать право во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного элемента, так как идет учет также и социальных факторов развития человеческого общества.


 

Заключение

Типология права соответствует типологии государства. Однако относительная самостоятельность и специфичность права как особого социального феномена позволяют осуществлять и иные варианты его классификации. Так, используя формационный критерий, различают четыре типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Под историческим типом права понимается совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.

Типология − осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).

Тип (исторический тип) государства и права − это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.

Выделяют два основных подхода к типологии права: формационный и цивилизационный.

В рамках формационного подхода типология права производится на основе видов общественно-экономической формации, где в зависимости от типа экономического базиса выделяют четыре типа права.

В рамках цивилизационного подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков.

Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и другие. Институты государство и право находятся в наиболее тесной взаимосвязи между собой. Различные варианты соотношения государства и права зависят от типа правопонимания. Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в официальных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности.

Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. Право прежде всего конституирует и легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его.

Типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.

Сегодня ощущается насущная потребность в рассмотрении наиболее крупных из существующих концепций типологии права с точки зрения современных научных представлений. Увеличение объема знаний во всех областях науки позволяет более полным образом рассмотреть развитие государства, уточнить и углубить фундаментальные положения уже разработанных концепций типологии права. Сделать это не только возможно, но и необходимо, поскольку типологическое изучение права есть один из путей, ведущих от конкретного материала истории к созданию обобщенной модели развития государственности, а, следовательно, к пониманию сущности и открытию нового в государстве.

Представляется обоснованным, что недостаточное внимание к проблемам типологического изучения права может повлечь за собой определенную стагнацию в изучении права. Типология права не может быть чем-то застывшим и окончательным, она требует дальнейшего развития и уточнения в связи с накоплением нового фактического материала.

Следовательно, изучение проблем типологии права требует нового для современной юриспруденции подхода, который обеспечил бы комплексное исследование данных проблем на основе принципов и методов теории государства и права с обязательным привлечением данных других наук.




2020-02-04 758 Обсуждений (0)
Цивилизационный подход в типологии права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цивилизационный подход в типологии права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)