Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика содержания структурных частей работы



2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Характеристика содержания структурных частей работы 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению и защите выпускных

Квалификационных (дипломных) работ

Студентами естественно-научных

Специальностей

 

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический

Университет им. И.Я. Яковлева»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению и защите выпускных

Квалификационных (дипломных) работ

Студентами естественно-научных

Специальностей

 

Учебно-методическое пособие

 

Чебоксары

 2007

ББК 74.580

        286

Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ студентами естественно-научных специальностей : учеб.-метод. пособие. – Издание второе, переработанное и дополненное / А. А. Шуканов, Л. Н. Воронов, В. В. Алексеев, Л. А. Шуканова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 41 с.

 

 

Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

 

 

Рецензенты:

В. Е. Сергеева, доктор биологических наук, профессор кафедры медицинской биологии ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»;

 

Д. А. .Димитриев, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

 

В методических указаниях изложены основные требования к оформлению и защите дипломных работ. Предназначены для студентов педагогических вузов очного и заочного отделений, обучающихся по естественно-научным специальностям.

Методические указания могут быть использованы студентами и учащимися образовательных учреждений при написании реферативных, конкурсных и выпускных работ по биологии, физиологии, экологии, химии и географии.

 

© Шуканов А. А., Воронов Л. Н., Алексеев В. В.,

Шуканова Л.А., составление, 2007

© ГОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1. Общие положения по выпускной      квалификационной (дипломной) работе……………….5

1.1. Обязанности руководителя дипломной работы……………………...6

1.2. Обязанности студента-дипломника:…………………………………..6

2. Требования к дипломной работе. её структура и содержание………………………………………………………….7

2.1. Характеристика содержания структурных частей работы................. 8

3. Требования к оформлению дипломной работы………20

3.1. Рубрикация текста......................................................................................... 21

3.2. Сокращение слов и словосочетаний в тексте........................................ 22

3.3. Написание химических формул................................................................. 25

4. Подготовка к защите и защита дипломной работы.27

5. библиографический список………………………………….29

6. приложения…………………………………………………………31

 


Общие положения по выпускной квалификационной (дипломной) работе

 

Дипломная работа представляет собой одну из обязательных форм самостоятельной деятельности студента, которая в методическом плане должна стать логическим завершением сбора экспериментального и обследовательского материала в кружках СНО и выполненных на его основе курсовых работ.

Дипломная работа – это, прежде всего, самостоятельно выполненная студентом комплексная научно-исследовательская работа, подводящая итоги изучения всего набора учебных дисциплин и прохождения учебной и педагогической практик, предусмотренных учебным планом по соответствующей специальности. Выполнение дипломной работы способствует развитию у студента активной творческой инициативы, совершенствованию навыков самостоятельной работы, изучению передового педагогического опыта и умению использовать их в своей будущей профессиональной деятельности.

Поэтому основной целью выпускной квалификационной работы является подтверждение полученных студентом теоретических знаний и практических навыков по всем циклам дисциплин изучаемой специальности с последующим использованием их в образовательном процессе.

Дипломная работа является завершающим этапом обучения студентов и входит в итоговую государственную аттестацию выпускников, на основании которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос присвоения им квалификации по соответствующей специальности с выдачей диплома государственного образца.

Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов к уровню подготовки учителя по специальностям 032400 «Биология», 032300 «Химия», 032300.00 «Химия  с дополнительной специальностью Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование)», 032500 «География», 030500.10 «Профессиональное обучение (охрана окружающей среды и природопользование) выполнение выпускной квалификационной работы проводят по дисциплинам предметной подготовки.

Тематика дипломных работ, фамилии студентов-дипломников и их руководителей представляются специальными (профилирующими) кафедрами в организационно-методическую комиссию. Затем они рекомендуются к утверждению учёным советом факультета, после чего издается соответствующее распоряжение по деканату, обязательное для исполнения. При необходимости, в виде исключения, в данное распоряжение могут быть внесены отдельные дополнения с соблюдением необходимых процедур.

Тему дипломной работы студент выбирает самостоятельно или по рекомендации руководителя из перечня утвержденной тематики в конце шестого и в начале седьмого семестров. Руководителями работ назначают ведущих преподавателей кафедр, успешно занимающихся научно-исследовательской или учебно-методической работой.

Темы работ должны быть актуальными, соответствующими современному состоянию развития науки и уровню инновационных образовательных технологий. Наиболее целесообразным является выполнение студентами выпускных квалификационных работ в соответствии с планом НИР кафедр. При этом поощряются работы по результатам постановки соответствующих экспериментов, сбора материала в полевых условиях с дальнейшей его камеральной обработкой, анализа и обобщения опыта преподавания специальных дисциплин с последующим возможным использованием полученных данных в школьной практике. Совершенно не допускаются компилятивные работы, основанные на анализе только литературных данных.

В соответствии с темой дипломной работы руководитель выдаёт студенту задание (приложение 1). Задание на выполнение работы является официальным документом, на основании которого дипломник проводит научные эксперименты. В необходимых случаях с разрешения деканата задание даёт студенту право проходить практику в том учреждении, где кафедрой запланировано проведение соответствующих научных исследований.

1.1. Обязанности руководителя дипломной работы:

– предложить студенту тему работы в контексте тематики, утвержденной ученым советом факультета;

– выдать задание на выполнение работы;

– оказать помощь в составлении календарного плана выполнения работы, овладении методами исследований и математической обработки полученного в них цифрового материала;

– обеспечить базу для проведения исследований;

– контролировать календарный план выполнения работы согласно утверждённому кафедрой графику;

– представить в ГАК отзыв о работе дипломника.

1.2. Обязанности студента-дипломника:

– принять к исполнению задание руководителя по утверждённой теме;

– составить календарный план выполнения работы (приложение 2);

– проявлять творческую инициативу и активность в своевременном выполнении календарного плана работы;

– выступать с докладами по теме работы в кружках СНО соответствующей кафедры и научных конференциях студентов (не менее чем по 1 разу);

– участвовать в конкурсах НИРС различного ранга;

– представить выполненную в рукописном (каллиграфическим почерком) или печатном исполнении дипломную работу (соответственно в сброшюрованном или переплетенном виде) руководителю (на кафедру) не позднее 1 месяца до начала работы ГАК.

2. Требования к дипломной работе. её структура и содержание

При подготовке и оформлении работы дипломники должны руководствоваться государственными стандартами и другими нормативными документами, знать фактические достижения и неизученные проблемы в соответствующей отрасли науки, использовать научные положения и разработки отечественных, зарубежных исследователей, а также передовой опыт учителей-новаторов по изучаемой теме.

Основные требования к дипломной работе следующие:

– актуальность темы;

– реальность условий проведения и достоверность полученных данных, на базе которых осуществляются исследования и оформляется работа;

– новизна работы (экспериментальное доказательство новых данных или современное видение уже известных сведений);

– комплексность исследований, логичность изложения, убедительность аргументаций, полнота и точность формулировок;

– конкретность заключения, обоснованность выводов и практических предложений;

– целесообразность приложений;

– грамотность оформления работы, тщательность её редактирования.

 

Выпускная квалификационная работа должна иметь определённый порядок расположения её составных частей, направленный на логическое изложение материала и максимальную доступность для восприятия читающего.

Поэтому основными элементами работы в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Реферат.

3. Оглавление.

4. Перечень сокращений специальных терминов, условных обозначений и символов (при необходимости).

5. Введение.

6. Обзор литературы.

7. Материал и методика исследований.

8. Результаты исследований и их обсуждение.

9. Выводы и практические предложения.

10.Использование полученного материала в школьной работе (по возможности).

11. Список использованной литературы.

12. Приложения (задание на выполнение дипломной работы, справочный материал и др.).

Характеристика содержания структурных частей работы

Титульный лист – это первая страница работы, которая не нумеруется. Здесь указывают: сведения о министерстве, которому подчиняется учреждение, об учреждении, где выполнена работа, её название, об исполнителе, руководителе, консультанте и т.д. Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений и переносов (приложение 3).

Реферат (1 с.) – представляет собой краткий обзор выполненной работы с указанием её объёма, количества иллюстраций, использованной литературы, приложений, перечня ключевых слов и краткого изложения текста.

Ключевыми называют слова, выражающие отдельные понятия, существенные для раскрытия содержания текста. Перечень должен включать от 5 до 15 слов в именительном падеже, напечатанных в строку прописными буквами через запятую.

В тексте реферата должны быть отражены: цель работы, методы исследований, наименование оборудования, полученные результаты, эффективность и область их применения.

В реферате не допускают сокращений слов. Реферат включают в общую нумерацию работы, но номер страницы не ставят (приложение 4).

Оглавление (1 с.)– это часть текстовой работы, носящая справочный характер. Оно даёт представление читателю о структуре работы и одновременно помогает быстро найти в тексте нужное место. Поэтому в оглавлении названия заголовков глав, разделов и подразделов перечисляют в той же последовательности и в тех же формулировках, как и в тексте (приложение 5).

Оглавление входит в сквозную нумерацию работы с указанием номера, начиная с 3 с.

Перечень сокращений специальных терминов, условных обозначений и символов (1 с.). Если в работе использованы узкоспециальная терминология, малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка. Такой список составляют в том случае, если в работе применено более 20 необщепринятых терминов, сокращений, символов и каждый из них повторяется не менее 3 раз. В ином случае достаточно их расшифровки (в скобках) при первом упоминании в тексте.

Перечень располагают столбцом, в котором слева в алфавитном порядке приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку (приложение 6).

Введение (1-3 с.) как ответственная часть работы не только заинтересовывает читателя в целесообразности дальнейшего изучения избранной темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики (обоснование изучаемой темы, ее актуальность, формулировку цели и задач, поставленных для решения, научную новизну и практическую ценность, в т.ч. значимость для школьной работы. Все это может окончательно выявиться только на последнем этапе работы, когда автор достиг полной ясности в понимании выбранной темы. Поэтому рекомендуется приступить к изложению данного раздела после написания основного текста работы.

Обзор литературы (9-13 с.). В этом разделе отражают состояние изученности рассматриваемых вопросов по теме работы на основании критического анализа данных литературных источников (не менее 12–15) за последние годы. При этом противоречивые сведения, содержащиеся в различных источниках, излагают последовательно и аргументировано, чтобы убедить читателя в необходимости дальнейших исследований по избранной теме. В обследовательских работах в данный раздел также включают физико-географическую характеристику района исследований.

Обзор желательно составлять по работам, опубликованным отечественными и зарубежными исследователями в научных журналах и трудах. Ссылка на каждый использованный в «Обзоре литературы» источник обязательна. Ее дают в квадратных скобках с указанием порядкового номера литературы, например: [1]. Ссылку на литературу можно делать и в круглых скобках с указанием ее автора и года публикации, например: (В.И. Кириллова, 2007).

Материал и методика исследований (4-6 с.). Раздел должен сжато, точно и полно отразить все использованные дипломником методы исследований, методические приемы и дидактические средства, включая методы математической обработки данных.

В первой части раздела указывают:

– место проведения исследований (наименование промышленного, аграрного или иного предприятия, лаборатории кафедры, агробиостанции, школы, пришкольного участка, заповедника, заказника и т.д.);

– время проведения исследований (сроки их начала, окончания в целом и отдельных этапов);

– объекты исследований (таксоны животных, растений, микроорганизмов; биоценозы, экосистемы и т.д.);

– материал исследований (названия химических веществ, биопрепаратов, дидактических средств, органов и систем организма или объем собранного материала; количество учтенных экземпляров; число учетов, проб и т.д.).

Во второй части указывают характер проведенных исследований (экспериментальный, обследовательский, методический).

В случае экспериментальных исследований отражают:

– условия организации эксперимента и его модель (химическая, экологическая);

– методические критерии постановки эксперимента (число животных и растений в группах, повторность опытов, сезонность исследований, порядок и характер учетных измерений, вид иллюстративного материала);

– методики решения поставленных задач.

В обследовательских работах излагают методы проведения полевых исследований и камеральной обработки собранного в них материала, а также оценки микроклимата в учебных кабинетах, классах, рельефа местности, состояния водоисточников, экспертизы качества почвы и воды.

В работах методического характера отмечают критерии проведения анализа (количество учащихся, повторность экспериментальных срезов), характер учетных тестов (задачи, упражнения, контрольные вопросы), вид документации, а также традиционные и новые методические приемы, классические и инновационные технологии обучения.

В третьей части раздела указывают методы статистической обработки полученных данных, используемые программы математического расчета на ЭВМ, наименование вычисляемых констант и используемые формулы.

Обработку полученного в экспериментах цифрового материала проводят одним из методов вариационной статистики. Выбор метода необходимо обосновать. Как правило, определяют: среднюю величину (М); среднеквадратическое отклонение (m); критерий достоверности (t); уровень значимости, достоверности (Р). При необходимости вычисляют также коэффициенты: вариации (Сv); корреляции (r) и наследуемости (n2). Их анализ по результатам исследований позволяет сформулировать объективные и достоверные выводы. Для этих целей обычно используют программные комплексы статанализа « Microsoft Excel » и « Statistica for Windows ».   

 Экспериментальные работы с полученными цифровыми данными, не подвергнутыми математической обработке, к защите не допускают.

Результаты исследований и их обсуждение (22-30 с.). Этот раздел является основным в работе. Здесь дипломником обстоятельно излагаются полученные в ходе исследований данные с детальным их обсуждением. Студент должен раскрыть сущность рассматриваемой проблемы, сопоставляя при этом состояние ее решения на современном этапе развития науки с результативностью собственных исследований. Полученные результаты подвергают глубокому анализу и обсуждению в сравнении с аналогичными данными других исследователей. Такое обсуждение позволяет выявить закономерности, найти им аргументированные объяснения и составить адекватные поставленным задачам выводы. Язык изложения должен обладать констатирующими чертами, четкостью формулировок и полным отсутствием эмоциональных речевых средств.

Текст раздела иллюстрируют демонстрационным материалом: таблицами, рисунками и с соответствующими заголовками, которые помещают после первого же упоминания о них. Данные экспериментальных работ, представленные в иллюстративном материале, необходимо анализировать с указанием уровня значимости, например: (Р<0,01).

Выводы и практические предложения (1–2 с.). Они должны логично вытекать из основного содержания работы, соответствовать поставленным для решения цели и задачам, быть четко сформулированными, лаконичными и иметь законченный характер. Выводы разбивают на 4-6 пунктов, практические предложения – на 1-2, которые начинают с нового абзаца.

Использование полученного материала в школьной работе (1-2 с.). Этот раздел включают, как правило, в дипломные работы методического характера. При этом на основании анализа передового опыта учебно-методической работы студент представляет конспект школьных и внеклассных мероприятий (урока, экскурсии, сценария внешкольной работы и др.).

Список использованной литературы (не более 3-4 с.). Он отражает самостоятельную творческую деятельность дипломника. Объем этого раздела определяется количеством использованных в работе источников, которое должно быть не менее 12-15. Литературные источники оформляются согласно ГОСТу 7.1 – 2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и располагаются в алфавитном порядке. В начале приводятся работы отечественных авторов, затем – зарубежных. Каждую работу нумеруют и начинают с новой строки.

 



2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Характеристика содержания структурных частей работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика содержания структурных частей работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)