Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II . Основные этапы выполнений курсовой работы



2020-02-04 221 Обсуждений (0)
II . Основные этапы выполнений курсовой работы 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

ФИЛИАЛ В Г. ВОЛОГДЕ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По написанию и оформлению курсовых работ

По теории государства и права

 

Вологда

2008


 

 

Автор-составитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права МГЮА (филиал в г. Вологде), С.А. Викторова

Рецензент:  доцент кафедры теории государства и права МГЮА (филиал в г. Вологде), кандидат юридических наук, доцент А.А. Жариков

 

Викторова С.А. Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ по теории государства и права:– Вологда: МГЮА, 2008. – 15с.

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция», являются составной частью единого комплекса учебной и учебно-методической литературы филиала МГЮА в г. Вологде и предназначены для студентов всех форм обучения.

В методических указаниях содержится краткая характеристика основных этапов выполнения курсовой работы и общие требования, предъявляемые к ее содержанию, оформлению и защите.

 

С.А. Викторова, 2008г.

Филиал МГЮА в г. Вологде, 2008г.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ……………..………………………………………...…………………4

I . Общая характеристика курсовой работы ………...………………..……. 5

II . Основные этапы выполнений курсовой работы ..................................... 5

1. Выбор темы ……………………………………………………………6

2. Составление плана работы ………………………………………….6

3. Сбор материала ………………………………………………………..7

4. Изложение текста работы …………………...……………………….9

1) Введение ………………………………………………..………..9

2) Основная часть ………………………………………………..1 2

3) Заключение ……………………………………………………1 2

4) Библиографический список …………………………………1 3

5. Оформление текста работы ………………...………………....……1 3

6. Защита курсовой работы ………………………………..………….15

III . Приложение 1. Тематика курсовых работ ……………………16
Введение

Учебные планы высших учебных заведений предусматривают написание курсовых работ по различным учебным дисциплинам с целью овладения студентами методологией теоретического исследования, углубления и закрепления полученных в ходе обучения знаний.

В Московской государственной юридической академии подготовка курсовой работы по теории государства и права предусмотрена для студентов 1 и 4 курса. Основные (базовые) методические указания для выполнения курсовых работ по теории государства и права содержатся в сборнике методических материалов по курсу «Теория государства и права» для студентов всех форм обучения на 2007/08 и 2009/10 учебные годы.

Студенты первого года обучения, как правило, не обладают достаточными навыками проведения научных исследований, поэтому подготовка и оформление курсовой работы вызывает у них определенные сложности. Данные методические рекомендации подробно описывают основные этапы выполнения курсовой работы, а также требования, предъявляемые к ее содержанию, оформлению и защите. Они призваны объяснить методику подготовки научных работ, повысить культуру самостоятельной научно-исследовательской и теоретической работы студентов.

Успешное выполнение курсовой работы способствует расширению и углублению знаний в области теории государства и права, развивает у студентов навыки самостоятельной работы, способностей к научному поиску и овладению методикой теоретического исследования. Кроме того, написание курсовой работы является также подготовкой к более серьезным научным трудам, таким как выпускная квалификационная работа.

Методические рекомендации разработаны в соответствие с базовыми методическими указаниями кафедры и рассчитаны на студентов всех форм обучения. 

 

 

I . Общая характеристика курсовой работы

Курсовая работа является одним из первых научных исследований теоретического характера, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести самостоятельную исследовательскую деятельность.

Курсовая работа должна обладать следующими признаками:

- представлять собой самостоятельное исследование;

- исследование должно быть научным: т.е. проведенным с использованием методов научного познания, применением логических законов и правил, формулированием аргументированных выводов и оценкой полученных результатов;

- работа должна содержать аналитический обзор литературы по избранной теме, основываться на теоретических и практических источниках, нормативных правовых актах, результатах судебной практики, иных правоприменительных решений и статистических данных и т.п.;

- иметь установленную структуру;

- все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны, стиль изложения – научный;

- работа должна быть оформлена в соответствии с правилами оформления научных работ;

- соответствовать по объему установленным требованиям.

 

II . Основные этапы выполнений курсовой работы

К основным этапам выполнения курсовой работы следует отнести следующие:

- выбор темы;

- составление плана работы;

- сбор материала;

- изложение и оформление текста работы;

- защита курсовой работы.

 

Выбор темы

Работа над курсовой работой начинается с выбора конкретной темы исследования. Первый и наиболее распространенный способ – это использование одной из тем, рекомендованных кафедрой. Перечень таких тем содержится в сборнике методических материалов по курсу «Теории государства и права» для студентов всех форм обучения на 2007/08 и 2009/10 учебные годы (Приложение 1).  

Студентам заочной формы обучения в целях углубленного изучения всех вопросов из программы курса теории государства и права не рекомендуется выбирать для курсовых работ темы из числа вопросов, вынесенных для обсуждения на семинарские и практические занятия.

Студент вправе также избрать для исследования проблему, не включенную в перечень рекомендованных тем и выходящую за пределы основной тематики. В этом случае выбранная тема должна быть согласована и утверждена научным руководителем.

Темы курсовых работ должны обладать актуальностью в теоретическом и практическом плане и представлять определенный интерес для автора. Кроме того, если студент заранее определился со специализацией и, возможно, приблизительной темой выпускной квалификационной работы, для курсовой работы ему целесообразно выбрать проблему, которую можно будет развить в дальнейших научных исследованиях и (или) использовать в  последующей практической деятельности.

 

2. Составление плана работы

Курсовая работа характеризуется обязательным наличием отдельных частей и определенным порядком их изложения. В частности, она должна включать введение, основную часть, заключение, библиографический список и при необходимости приложения.

Основная часть работы по усмотрению автора может быть структурирована на следующие элементы: параграфы, главы, разделы, части. Ввиду незначительного объема курсовой работы входящий в нее  материал целесообразно поделить только на параграфы либо на главы и параграфы.

Студентам необходимо знать, что главы по объему шире и должны иметь обязательное деление на два и более параграфа (т.е. не могут состоять из одного параграфа). Кроме того, каждый параграф должен раскрывать соответствующий вопрос, вынесенный в качестве заголовка, достаточно полно, следовательно, быть объемом не менее двух страниц. Тема работы по содержанию шире тем (заголовков) ее структурных элементов и, следовательно, не может совпадать с названием главы и (или) параграфа. Название параграфа соответственно не может совпадать с названием главы и т.д. Кроме того, студент не должен допускать логических ошибок при структурировании материала и выбирать единый критерий для выделения параграфов в рамках одной главы.

При составлении плана работы нужно исходить из того, что ее структурные элементы (главы, параграфы) по содержанию в совокупности должны носить исчерпывающий (или достаточный) для раскрытия темы характер и в идеале позволяют получить полное и цельное представление об исследуемой проблеме. Таким образом, ошибкой будет как включение в план работы вопросов, выходящих за пределы выбранной темы, так и не включение в него вопросов, которые призваны раскрыть основные аспекты исследуемой проблемы.

Правильное составление плана работы во многом зависит от глубины изучения студентом выбранной темы исследования и логики мышления. Тем не менее, ввиду сложности данного этапа работы представляется целесообразным при составлении плана работы прибегать к помощи научного руководителя, особенно студентам первого года обучения, ввиду отсутствия у них навыков проведения научных исследований.

 

Сбор материала

При подготовке к написанию курсовой работы студент должен просмотреть как можно больше доступных источников, связанных с темой курсовой работы. Во-первых, это позволит получить представление об исследованности выбранной проблемы в науке в целом, понять какие аспекты темы наиболее полно изучены, какие являются дискуссионными и (или) неисследованными и требуют дальнейшего изучения. Во-вторых, часть просмотренных студентом источников будет непосредственно использована при написании курсовой работы, в т.ч. путем прямого или косвенного цитирования.

При сборе материала следует прибегать к библиотечным ресурсам, используя систематический и алфавитный каталоги. В систематическом каталоге карточки располагаются по отраслям знаний, а в пределах одной отрасли – по отдельным темам. Названия печатных произведений по юридическим наукам помещены в разделе 34 систематического каталога «Государство и право». В алфавитном каталоге источник следует искать по фамилии автора или по первой букве, с которой начинается заглавие книги, если авторов несколько, и фамилия ни одного из них не обозначена на титуле. Данные об авторах можно взять из списков литературы к курсу теории государства и права, которые содержатся в сборнике методических материалов; а также в учебниках и иных имеющихся в распоряжении студента источниках, в т.ч. в сносках, в списках использованной литературы и т.п.

Следует использовать также поиск и электронные библиотеки в сети Интернет.

Для подготовки курсовой работы требуется изучить и использовать научные достижения в исследуемой области (включая последние), поэтому научные журналы в качестве источников обязательны. Кроме того, они, как правило, в отличие от монографий и диссертационных исследований представлены в преобладающем числе библиотек. Вопросы теории государства и права исследуются в научных публикациях таких изданий, как: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Современное право», «Российская Федерация», «Право и власть», «Право и экономика», «Российская юстиция», «Законность», «Закон» и др. Полезную информацию можно получить также и из отраслевых юридических журналов. Работая с периодическими изданиями, студент должен знать, что в последнем (реже в первом) номере соответствующего журнала текущего года помещается указатель опубликованных в данном журнале за год работ, что значительно облегчает поиск необходимых источников.

Эмпирический материал студентам юридического вуза следует искать в «Бюллетене Верховного Суда РФ», «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ», в архивах и на официальных сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов различных уровней, органов внутренних дел, юстиции, прокуратуры и др.

Нормативно-правовые акты (НПА) по исследуемой проблеме также подлежат обязательному изучению и использованию. Источником опубликования НПА является Российская газета и Собрание законодательства РФ. Другим более удобным вариантом работы с НПА являются справочные правовые системы (СПС), такие как «Гарант», «Консультант Плюс» и др. Их преимущество заключается в наличии различных вариантов поиска: тематического, по ситуации, по реквизитам и т.п. Кроме того, используя СПС, студент овладевает информацией обо всех редакциях, изменениях и дополнениях, которые претерпевал тот или иной закон или подзаконный акт, источниках опубликования и др. (рубрика СПС «справка о документе»).

Целесообразно использовать в работе энциклопедические, философские и иные словари, в частности, для раскрытия в ходе курсового исследования общетеоретических и иных понятий.

Таким образом, при сборе материала студент должен подобрать соответствующее количество источников для исследования, которое может быть представлено: учебными пособиями, монографиями, научными статьями, нормативно-правовыми актами, материалами судебной практики, а также словарями и энциклопедиями и др. Требуемое количество источников для курсовой работы – 20 и более, желательно, чтобы учебные пособия не превышали в общем количестве 1\5 всех источников. При составлении библиографического списка студент может использовать простое правило: количество источников в научной работе (курсовая, выпускная квалификационная работы, кандидатская диссертация и т.д.) приблизительно равняется количеству ее страниц.

К изучению научных источников следует подходить серьезно: уяснить содержание, проанализировать позицию автора, дать соответствующую оценку. Целесообразно в ходе работы делать соответствующие выписки (заметки и цитаты) из текста с указанием источника, его исходных данных, общего количества страниц, чтобы в последующем при оформлении библиографического списка избежать повторного поиска использованного библиотечного ресурса.

 



2020-02-04 221 Обсуждений (0)
II . Основные этапы выполнений курсовой работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II . Основные этапы выполнений курсовой работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)