Методические рекомендации к вопросам для выступлений
Отвечая на первый вопрос, обратите внимание на следующие моменты: При характеристике культуры первой половины XX века покажите влияние экономических факторов: становление монополистического капитализма, внедрение государственного регулирования экономики и политических событий (революции в России, мировые войны) на развитие европейской культуры. Расскажите о двух направлениях культуры XX века – научной и художественной, о научно-технических открытиях и художественных шедеврах европейской культуры (А. Эйнштейн, М. Пларк, Н. Бор, И. и Ф. Жолио-Кюри и др.. – наука; Б. Рассел, Ж.-П.. Сартр, М. Хайдеггер – философия; А. Франс, Р. Роллан, Т. Манн, Э. Ремарк, Б. Шоу, Э. Хэмингуэй – литература, искусство модерна). При ответе на второй вопрос отметьте, что во второй половине XX века произошли серьезные изменения в западном обществе, связанные с переходом от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Покажите распад культуры на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую. Дайте им характеристику и расскажите о наиболее ярких течениях и представителях. Гуманистическая культура: реализм – Ж. Сименон, Г. Грин, К. Воннегут, А. Азимов – литература; Ф. Феллини – кино. Интеллектуальная культура: компьютеризация, неомодернизм, неоавангард. Массовая культура: предпосылки ее появления, виды и формы массовой культуры, ее оценки. Третий вопрос требует раскрытия основных подходов к пониманию постмодернизма. Отметьте, как изменили жизнь и мировоззрение людей XX века экономический (30-х годов) и экологический (60-х годов) кризисы. Покажите, каким образом проявляется постмодернизм в социальной сфере (изменение структуры общества, цели и ценности постсовременного человека), в философии, науке (философские идеи Ж. Деррида, Ж.Ф. Лютара, Д. Ваттино; изменение научных приоритетов) и искусстве. Покажите переходный характер культуры постмодернизма и охарактеризуйте его основные черты.
Литература 1. Культурология / Под науч. ред. Г.В. Драча / учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 2000. С. 289 – 342. 2. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие для высших учебных заведений. 1999. С. 223 – 230. 3. Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997. С. 246 – 318.
РАЗДЕЛ III . КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА Семинар № 11 ТЕМА: Парадигмы русской культуры (4) Вопросы для выступлений 1. Языческая Русь: а) языческие культы, обряды, обычаи; б) сохранение элементов язычества в позднейших эпохах. 2. Киевская Русь. 3. Московское царство – классическое средневековое государство. 4. Императорская Россия.
Используемые термины: язычество, пантеон, летопись, фреска, иконопись, провиденциализм, эсхатология, нестяжательство, крестово-купольная система, соборность, западничество и славянофильство. Примерная тематика сообщений 1. Культура Руси в период монголо-татарского владычества. 2. Модели человека в эпоху Московского царства и Петербургской империи.
Методические рекомендации к вопросам для выступлений При подготовке к первому вопросу необходимо обратить внимание на многообразие культурных парадигм в духовной жизни России. Говоря о начальном этапе развития Руси важно рассмотреть современное состояние нескольких проблем: проблемы прародины восточных славян и проблемы развития и незавершенности формирования славянского языческого пантеона. Студент должен иметь представление об основных этапах развития язычества, а также уметь показать сохранение элементов язычества в культурах позднейших эпох. При ответе на второй вопрос важно обратить внимание на культурные, экономические и политические предпосылки принятия христианства и показать значительную роль христианства в последующем культурном развитии Руси, особенно в области культового зодчества, развития письменности и литературы, а также живописи. Ответ на третий вопрос требует первоначального краткого исторического экскурса, который бы показал значение становления централизованного государства для дальнейшего развития русской культуры. Студенту необходимо отразить в своем выступлении взаимоотношения государства и церкви в данный исторический период («Москва – «третий Рим» - церковный раскол). Кроме того, важно показать достижения русских мастеров в области литературы и искусства. Отвечая на четвертый вопрос, необходимо показать дуализм русской культуры этого периода (традиционализм – модернизм). Особенно важно остановиться на историко-культурном значении Петровских реформ, вхождении России в европейский культурный процесс. Отметьте возрастание роли интеллигенции в русской культуре XIX в. Передайте идейное содержание споров западников и славянофилов. Покажите всемирное значение достижений русской культуры XIX в.
Литература 1. Культурология / Под ред. Г.А. Драча. Ростов-на-Дону, 1998. С. 361 – 458. 2. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. Волгоград, 2002. С. 284 - 291. 3. Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997. С. 137 – 149; 212 – 222; 235 – 246. 4. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие для высших учебных заведений. 1999. С. 53 – 77; С. 102 – 105; С. 269 – 272. Семинар № 12
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |