Конспективный курс лекций
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ IX – начало XX в. Учебно-методическое пособие
Глазов 2010
Отечественная история. IX – начало XX в.: Учебно-методическое пособие. – Глазов: Глазовский инженерно-экономический институт, 2010. – 140 с.
Составители: ст. преподаватель Л.С. Дубяго, ст. преподаватель О.В. Беккер
Рецензент: канд. истор. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко С.В. Заверкин
Пособие содержит конспективный курс лекции по истории отечества в период с IX в. до начала ХХ в., методические указания и варианты контрольных работ. Адресовано студентам первого курса заочной формы обучения всех специальностей.
© ГИЭИ (филиал) ГОУ ВПО ИжГТУ, 2010 Оглавление Введение........................................................................................................................ 5
Конспективный курс лекций ............................................................... 7 Тема 1. Теории изучения исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества........................................................................................................ 7 Тема 2. Восточные славяне................................................................................... 17 Тема 3. Образование Древнерусского государства....................................... 20 Тема 4. ....... Социально-политический строй Древнерусского государства.............. 21 Тема 5. Последствия феодальной раздробленности для Руси. Борьба с иноземцами в XII в. 25 Тема 6. Возникновение российского единого государства: причины, альтернативные варианты, этапы, особенности (ХIV–XVI вв.)..................................................................... 27 Тема 7. Правление Ивана III: территориальные приобретения, идеология и государственное устройство 29 Тема 8. Иван IV Грозный. Реформы Избранной рады. Опричнина........... 31 Тема 9. Эпоха Смутного времени (конец XVI – XVII в.)............................... 35 Тема 10. Начало нового периода российской истории XVII в.: политический строй и государственное устройство. Соборное уложение 1649 г. ........................................... 36 Тема 11. Внешняя политика России в XVII в. ................................................. 39 Тема 12. Сущность и значение реформ Петра I.............................................. 41 Тема 13. Внешняя политика Петра I................................................................... 46 Тема 14. Правление императрицы Екатерины II. Просвещенный абсолютизм 47 Тема 15. Поиск путей либерального реформирования России при императоре Александре I 50 Тема 16. Общественная жизнь России в 1-й половине XIX в. ..................... 53 Тема 17. Внутренняя политика императора Николая I (1825–1855 гг.)........................................................................................... 55 Тема 18. Внешняя политика России в 1-й половине XIX в. ......................... 57 Тема 19. Общественная жизнь в России во 2-й половине ХIX в. (народничество, либерализм, марксизм и рабочее движение) .................................................................................................... 58 Тема 20. Внешняя политика России во 2-й половине ХIX в. ....................... 62 Тема 21. Буржуазные реформы Александра II .............................................. 64 Тема 22. Контрреформы Александра III 80-х – начала 90-х гг. XIX в. ... 66 Тема 23. Специфика социально-экономического развития России в начале ХХ в. 67 Тема 24. Содержание и значение реформаторской деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина 77 Тема 25. Особенности формирования политических партий в России в начале ХХ в. 79 Тема 26. Внутренний кризис в начале ХХ в. Революция 1905–1907 гг. ............................................................................................. 83 Тема 27. Россия в Первой мировой войне.......................................................... 93
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И Методические рекомендации ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ.............................................. 97
Методические указания по оформлению контрольной работы ................. 97 Темы рефератов...................................................................................................... 100 Варианты контрольных работ........................................................................... 102 Список рекомендуемой литературы................................................................. 115 Приложение 1. Образец реферата.................................................................... 117 Приложение 2. Основные даты истории России.......................................... 126 Введение Цель данного учебно-методического пособия, подготовленного для студентов, изучающих курс истории Отечества заочно, состоит в том, чтобы попытаться дать целостное представление об историческом пути России, познакомить с политическим, экономическим и социальным развитием страны с момента расселения восточных славян по территории Русской равнины до начала ХХ в., обеспечить понимание принципов функционирования социально-политической системы России, основ экономических явлений и процессов на разных исторических этапах, содержания социально-культурных изменений, происходивших в переломные периоды истории нашей страны. В ходе изучения исторических процессов студенты заочного обучения должны овладеть навыками сравнительного и критического анализа событий, происходивших в прошлом, для того чтобы иметь четкое, научно обоснованное представление о современных социально-политических, экономических и социально-культурных процессах в России. В целом, знание дисциплины «Отечественная история» позволит свободно ориентироваться в современных общественно-политических процессах, выбирать наиболее оптимальное решение при решении профессиональных задач. Изучение дисциплины «Отечественная история» должно базироваться на научных основах понимания общества, общечеловеческих ценностях, принципах гуманизма, диалектического развития и исторического подхода. В результате изучения истории России студенты должны: знать : - основные исторические даты и события, определившие ход и направление развития российской истории; - наиболее известных государственных, военных, политических, хозяйственных деятелей, знаменитых ученых и деятелей культуры и искусства, внесших неоценимый вклад в развитие российской цивилизации; - основные исторические закономерности и особенности развития России как особой цивилизации; - политические процессы в России, ее место и статус в современном мире; уметь : - видеть причинно-следственные связи между историческими явлениями, фактами и событиями; - объяснять внутреннюю логику исторического процесса, соотносить процессы, происходившие на мировой политической арене и в России; - аргументировать свое мнение, используя фактические данные и современные теоретические достижения в области истории и других гуманитарных дисциплин; - обосновывать и отстаивать государственные интересы и свои взгляды и убеждения; - анализировать проблемы политического характера; иметь представление : - об истории как специфическом способе познания мира; - о месте и роли истории в формировании общественного сознания и государственной идеологии; - о процессах в современной международной политической жизни, геополитической обстановке; иметь навыки : - критического подхода к любой информации; - работы с текстами учебных пособий и документами; - оперирования историческими датами, специальными терминами при организации диспутов и семинаров. Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть – краткий курс лекций по истории России с древнейших времен до начала ХХ в. В лекциях уделяется внимание изучению реформ и контрреформ в истории страны, прогрессивных и регрессивных процессов в обществе, возможных альтернатив социально-экономического и политического развития, появляющихся на переломных этапах истории. История Отечества рассматривается в контексте европейской истории. Вторая часть пособия содержит методические указания и варианты контрольных работ для студентов первого курса заочного обучения. Методические указания включают в себя требования, предъявляемые к содержанию, объему и оформлению контрольной работы, варианты контрольных работ со списком литературы, перечень вопросов для самостоятельной подготовки к экзамену по дисциплине. Также пособие имеет два приложения: образец реферативной работы и основные даты в истории России. Конспективный курс лекций Тема 1
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |