Выдающиеся педагоги
| Ценностные ориентации
|
социально-культурные
| профессионально-педагогические
| личностные
|
Константин Дмитриевич Ушинский
| Человек
|
Любовь к Родине Народность
Чувство современности
| Убежденность Знания
Психологический такт
| Нравственность Доброта
Справедливость Красота
|
Лев Николаевич Толстой
| Человек
|
Отечество
Культура
Искусство
Родина
| Любовь
Творчество
Ответственность
| Любовь
Свобода
Доброта
|
Василий Васильевич Розанов
| Личность
|
Земля
Духовность
| Вера
Свобода
Творчество
| Красота
Любовь
|
Антон Семенович Макаренко
| Счастье человека Личность
Творческий труд Оптимизм
| Коллектив
Педагогическое единство
Требование
Защищенность Педагогическое мастерство
| Красота
Уважение
Ответственность Любовь
|
Василий Александрович Сухомлинский
| Чувство человека Труд
Природа
| Общение
Любовь к детям Педагогическая этика
| Искренность
Доброта
Красота
|
Типология ценностей (Г. Мюнстерберг)
Типология ценностей (Н. Ресчер)
Категории ценностей в классификации Н. Ресчера
| Некоторые примеры
|
1. Материальные и физические
| Здоровье, комфорт, физическая безопасность
|
2. Экономические
| Экономическая уверенность, производительность, эффективность
|
3. Моральные
| Честность, справедливость
|
4. Социальные
| Благотворительность, вежливость
|
5. Политические
| Свобода, равноправие, законность
|
6. Эстетические
| Красота, гармония, симметрия
|
7. Религиозные
| Смирение, умиление, просветленность сознания
|
8. Интеллектуальные
| Знание, ясность, логичность
|
9. Профессиональные
| Признание, успех
|
10. Сентиментальные
| Любовь, притягательность, дружба
|
Типология ценностей (М. Рокич)
1
| 2
|
1. Активная, деятельная жизнь.
| 1. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах).
|
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).
| 2. Воспитанность (хорошие манеры, вежливость).
|
3. Здоровье (физическое и психическое).
| 3. Высокие запросы (высокие притязания).
|
4. Интересная работа.
| 4. Жизнерадостность (чувство юмора).
|
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).
| 5. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).
|
6. Любовь (внутренняя бескорыстная потребность в растущем человеке).
| 6. Непримиримость к недостаткам в себе и других.
|
7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
| 7. Исполнительность (дисциплинированность).
|
8. Наличие хороших и верных друзей.
| 8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
|
9. Общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого).
| 9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово).
|
10. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег).
| 10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения).
|
11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
| 11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).
|
12. Равенство (равные возможности для всех)
| 12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.
|
13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценку
| 13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).
|
14. Свобода как независимость в поступках и действиях.
| 14. Терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.
|
15. Счастливая семейная жизнь.
| 15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
|
16. Творчество (возможность творческой деятельности).
| 16. Честность (правдивость, искренность).
|
17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).
| 17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
|
18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).
| 18. Чуткость (заботливость).
|
Типология ценностей (В. Франкл)