Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспертиза инновационной педагогической деятельности как средство реализации Приоритетного Национального проекта «Образование»



2020-02-04 296 Обсуждений (0)
Экспертиза инновационной педагогической деятельности как средство реализации Приоритетного Национального проекта «Образование» 0.00 из 5.00 0 оценок




Рецензенты:

Курлов В.Ф. – д.соц.н., зав. центром социологических исследований и мониторинга Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Коряковцев В.П. – к.пед. н., доцент, зав. ЦНИР ЛОИРО.

 

Куценко-Барскова Л.Б. Практикум по экспертизе инновационной деятельности в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие – СПб.: ЛОИРО, 2006. – 115с.

 

Учебно-методическое пособие посвящено проблеме экспертизы инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Особое внимание уделяется отработке ключевых понятий педагогического эксперимента, необходимых при разработке программы опытно-экспериментальной работы через систему творческих заданий.

Пособие может быть полезно педагогам, руководителям образовательных учреждений и экспертам в сфере образования.

ISBN 5-91143-008-8


 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Экспертиза инновационной педагогической деятельности как средство реализации Приоритетного Национального проекта «Образование». 3

Теоретические основы экспериментальной и экспертной деятельности. 3

Задания для творческой и самостоятельной работы.. 3

1. Ключевые понятия эксперимента 3

2. Модели школ 3

3. Педагогические кадры 3

4. Библиотека 3

5. Здоровье 3

6. Авторские учебные программы 3

7. Школьные учебники 3

8. Воспитание 3

9. Конкурсы 3

10. Программа ОЭР 3

11. Локальные акты ОУ 3

Список литературы 3

Приложения 3

Характеристика модели школы 3

Критериальная база экспертирования инноваций в образовании. 3

Методические рекомендации по анализу школьных учебников (выбор учебников в соответствии с образовательной программой школы) 3

Экспертиза программ курсов по выбору 3

 


Предисловие

Практико-ориентированное пособие направлено на отработку ключевых понятий экспериментальной деятельности как в процессе курсовой подготовки экспертов в той или иной педагогической области, педагогов и руководителей ОУ, так и в процессе их самообразования.

В свою очередь, следует отметить, что педагогический эксперимент – это область исключительной социальной ответственности всех участвующих в этом процессе, особенно тех, кто руководит им.

Поэтому результативность инноваций в образовании зависит не столько от управленческих технологий, сколько от личности руководителя и учителя, их методологической компетентности, от их умения осуществлять самоэкспертизу и взаимоэкспертизу.

Успешное проведение экспериментальной деятельности, обобщение инновационного опыта и его экспертная оценка требуют наличие у специалистов следующих умений:

· выработки в себе внутренней установки на постепенное освоение ступенек профессионального мастерства;

· последовательно осваивать методологию эксперимента и технологию экспертизы;

· определить диагностический инструментарий, владея им в совершенстве, и подход к оформлению полученных в ходе эксперимента или экспертизы результатов;

· разобраться с ключевыми понятиями экспериментальной деятельности. 

Специально подобранные задания для творческой и самостоятельной работы направлены на различные виды деятельности обучаемых взрослых, на обсуждение проблем на круглых столах, семинарах для участников конкурсного движения, на развитие методологической культуры как руководителей и педагогов школы, так и экспертов, освоение теоретических основ инновационного, вариативного образования.

Разработанная система проблемных заданий и ситуаций будет также способствовать формированию устойчивых и действенных профессиональных исследовательских знаний и умений, создавать условия для переноса усвоенных способов организации педагогического процесса в собственную практическую деятельность. Результатом практических занятий или самообразования может стать новый взгляд на объект, содержание, переосмысление ценностей, основ педагогической и экспертной деятельности, проектирование модели будущего развития школы или территории.

 

 


Экспертиза инновационной педагогической деятельности как средство реализации Приоритетного Национального проекта «Образование»

В условиях преобразования всех сторон жизни общества, когда изменяется его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает, усложняется социальная роль учителя, руководителя и образовательного учреждения в целом. Так, учитель должен овладеть искусством создания личности средствами своего предмета, руководитель – овладеть искусством управления, а школа в целом - изменить содержание своей деятельности. Одним словом, образование становится более гибким, систематически обновляется, но при этом оно неизменно опирается на классические положения методики обучения и требует освоения нового содержания учебного предмета, новых форм и методов преподавания, поиска эффективных путей обучения и воспитания, реализации гуманистической парадигмы.

Солидаризируясь со взглядами В.И.Загвязинского, мы считаем, что руководитель и педагог как исследователи являются связующим звеном в цепи «наука-практика».

И это успешно происходит, как только мы начинаем делать попытки переосмыслить свой педагогический опыт, чтобы понять, что же изменить в своей деятельности, каких знаний и умений в современных условиях уже недостаточно и как повышать профессиональную компетентность, которая структурно состоит из концептуального, технологического, интегративного, адаптивного, межличностного компонентов.

Развитие профессиональной компетентности происходит, если педагог осознанно включается в инновационную или экспериментальную работу для решения тех или иных проблем.

По словам С.Л.Рубинштейна, источник самореализации и саморазвития находится в творчестве личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений и т. д.

Инновационная педагогическая деятельность школы направлена на формирование социокультурного типа личности: самостоятельного, ответственного и думающего человека. Мы считаем, что такой социокультурный тип личности можно будет сформировать, если педагогический коллектив овладеет на практике основами методологии, которые служат прочной базой для творчества, профессионального мастерства. Как известно, творчество – это процесс, а не данность. Процесс этот сложен, он имеет разные стадии, он питается всеми творческими способностями личности педагога. Именно только в сотворчестве педагог сможет передать учащимся методологическую культуру, которая станет элементом культуры личности: в общении, познании, в профессиональной деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что какие бы инновационные модели не создавались, мы должны помнить, что социальный заказ направлен на личность ученика. 

Следовательно, обновление системы образования требует критического пересмотра сложившегося опыта, а главное - интенсивного поиска путей формирования инновационного опыта в основе которого - новый взгляд на всех субъектов педагогического процесса, построенного на принципах сотрудничества и сотворчества.

Инновации и экспертиза – это два фактора, взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга. Экспертиза - одно из сложнейших средств квалиметрии. Само понятие «экспертиза» многозначно. Опираясь на подходы таких исследователей в данной области, как Т.М.Ковалева, В.И.Слободчиков, О.Е.Лебедев и др., под экспертизой мы понимаем исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в определенной области. Экспертные оценки основываются на суждениях специалистов. Они используются в тех случаях, когда изучаемые процессы или явления не поддаются непосредственному измерению, т.е. оцениванию какого-либо объекта в соответствии с некоторой мерой. 

Экспертиза результатов инновационной педагогической деятельности - это соотнесение результатов педагога или школы либо с уже существующими нормативами, либо с системой специально выработанных критериев. Как правило, результат экспертизы – это новые знания об объекте экспертизы («описательные», «оценочные», «инструментальные»). Объективность и достоверность полученной информации о развитии регионального образования в виде конечного результата экспертизы зависит не только от критериального аппарата каждого этапа процедуры экспертизы, но также от методологической и методической культуры, нового педагогического мышления самих экспертов.

Так, например, экспертиза результатов инновационной деятельности в рамках разных конкурсов позволила выявить ряд противоречий между:

· требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребёнка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определённой суммы знаний;

· необходимостью внедрения инновационных технологий обучения школьников и преобладанием репродуктивных методов обучения или недостаточным уровнем профессионализма;

· стремлением к осознанию (признанием) важности и необходимости использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников, и стереотипами профессионального поведения учителей, специалистов образования и экспертов;

· стремлением выявить творчески работающих участников конкурса, склонных к исследовательской работе, и формальным подходом к оценке документов с точки зрения методологии.

Поэтому сегодня на региональном уровне необходимо четко определить критериальную базу инноваций в конкурсном движении или педагогической и управленческой деятельности, которая будет способствовать не только процессу самореализации личности педагога и руководителя, но и развитию их уровня профессионального мастерства в соответствии с новыми требованиями Национального проекта «Образование».

Экспертиза включает в себя три содер­жательных компонента: объект (что оценивается), процедуры (способы оценивания), критерии (исходные основания оценки).

При устной оценки концепций, программ развития школ, методических разработок и описания инновационного опыта эксперт часто оказывается перед необходимостью самостоятельно определять критерии экспертизы представленных документов в соответствии с Положением конкурса или испытывает потребность пройти соответствующее обучение по самой экспертной деятельности. В свою очередь, следует отметить, что грамотно оформленные документы педагога или школы или эксперта – это один из показателей уровня истинного профессионализма.

Районные методические службы совместно со структурами ЛОИРО должны продумывать технологии обучения экспертов, подготовки педагогов-исследователей, которые в дальнейшем благодаря своему инновационному потенциалу смогут участвовать в любом конкурсе или в любой экспертизе и повышать не только свой статус, но работать на имидж школы, района, региона.

Какие критерии1предлагает учебно-методический отдел инноваций в образовании ЛОИРО использовать при оценке, например, такого рода документов, как авторская педагогическая концепция, описание инновационного опыта педагога?

 

Цели и объект экспертизы Критерии и показатели
оценить степень соответствия рассматриваемых материалов специальным и конкретным критери­ям  (оцен­ка грамотности документов):  
авторская педагогическая концепция актуальность проблемы для автора и системы образования: комплексный анализ существующего положения в педагогической деятельности автора, практические проблемы и противоречия, болевые точки, которые вызвали появление концепции; достаточно общая идея (образовательный, культурный, социальный смысл); новизна: инновационный потенциал концепции, обогащение ее новыми идеями и подходами, четкое разграничение авторского и заимствованного (ссылки на ученых, чьи взгляды и способы решения проблем разделяет автор в своей деятельности, на какие теоретические положения опирается в создании своей системы), установлении связи с перспективными направлениями развития образовательной практики; цель и задачи реализации концепции; основные направления деятельности, условия и общие способы достижения целей; ограничения и риски; способы управления реализацией концепции; ожидаемый результат при реализации концепции и степень решения проблемы.
описание инновационного опыта педагога с приложением новизна: новые принципы, способы и приемы организации детского сообщества, внедрение инновационных технологий, изменения в детях; стиль изложения; четкость, конкретность, аргументированность в описании полученных результатов за счет введения инноваций в процесс обучения и воспитания (достигнутые или промежуточные результаты); критерии оценки результативности; системность; причинно-следственные связи; глубокий содержательный смысл приложения: его связь с текстом об инновационном опыте, с авторской концепцией; продукты деятельности; культурологичность.  

 

Перечень критериев и показателей оценки результатов конкурсантов служит для экспертов основой фиксации их мнения, но он не абсолютен и не выполняет роли измерительной шкалы. Он может изменяться и дополняться по мере развития регионального и федерального образовательного пространства и наших представлений о его характеристиках. Главное, чтобы цифры, балльная система не закрыли экспертам живых людей и их результат инновационный деятельности, а помогли оценить его по достоинству и справедливости.

Экспертиза инновационной деятельности как сложный процесс, обусловленный разнородными факторами, может развиваться только при условии системного видения объекта экспертизы. Важное значение имеет правильное представление об объекте экспертизы: оцениваются результаты деятельности, а не сама личность педагога-исследователя или руководителя.

 Субъекты педагогического процесса обязательно должны быть ознакомлены с нормативными документами, методическими рекомендациями о реализации Национального проекта «Образование», планом и методикой оценки, так как каждый участник вправе знать параметры и критерии, по которым независимые эксперты будут анализировать и оценивать его уровень профессионального мастерства.

На практике мы наблюдаем разную картину экспертной деятельности и как следствие всех нарушений – это конфликт.

Как показывает практика, проблемы, связанные с выбором победителей на каждом этапе конкурса по итогам экспертной оценки, вызывают потребность в создании системы экспертной деятельности, например, в развитии конкурсного движения в Ленинградской области.

На наш взгляд, принцип объективности, достоверности, а значит и справедливости, можно на практике реализовать, если, во-первых, конкурсное движение будет восприниматься как форма непрерывного повышения квалификации специалистов образования и распространения инноваций в образовании; во-вторых, эксперты-члены жюри будут проходить соответствующую подготовку или инструктаж по экспертизе инноваций в области образования; в-третьих, суждения экспертов-специалистов в той или иной области будут фиксироваться в виде экспертных заключений по всем видам документов конкурсантов.

 

Реализация Приоритетного Национального проекта и реальная практика профессиональных конкурсов в регионе доказывают необходимость внесения изменений в соответствующие документы и методические рекомендации в данном направлении, чтобы общими усилиями построить новую модель экспертизы материалов участников, активно внедряющих инновационные образовательные программы и претендующих на высокое педагогическое мастерство, а значит, новую модель стимулирования за качество и результативность педагогической работы. В свою очередь, это позволит добиться основной цели Приоритетного Национального проекта – значительного повышения степени удовлетворенности граждан системой образования.

Следовательно, необходимо ввести критерии конкурсного отбора Национального проекта «Образование»: критерии участия и критерии отбора, что позволит получить действующие успешные образцы инновационной практики, нового качества образования, создать механизмы их распространения во всей образовательной региональной системе и повысить открытость самой системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества.

Первый этап любого регионального или муниципального профессионального конкурса должен включать в себя техническую экспертизу пакета материалов участников-претендентов на высокое педагогическое мастерство.

Второй этап – это экспертиза содержательного анализа материалов претендентов и презентация их в разных формах, непосредственное знакомство с творческим процессом участников-претендентов (защита авторской педагогической концепции, урок, самоанализ и т.д.).

В свою очередь, следует уточнить, что анализ литературы по инновационной деятельности показывает, что под инновациями в образовании понимается нечто новое, творчески привнесенное в цели, формы, методы и средства педагогической и управленческой деятельности. Исходя из этого определения, целесообразно сравнить особенности традиционной и инновационной педагогики: 

Характеристики образовательных моделей.

 

Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика
1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности
2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития»
3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный
4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди»
5. Характер и стиль взаимодействия авторитарность монологичность, закрытость демократичность диалогичность, открытость, рефлексивность
6. Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные
7. Методы обучения Иллюстративно-объяснительные информационные Проблемные: •проблемного изложения •частично-поисковый, эвристический •исследовательский
8. Ведущий принцип «продавливания» «выращивания»
9. Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный
10. «Формула обучения» Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания
11. Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
12. Функции учителя носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой работой учащихся, консультант
13. Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

 

При оценке урока или мероприятия в соответствии с принятыми критериями следует учитывать отличительные признаки традиционной и инновационной образовательной модели с целью избежания разной интерпретации критериального аппарата и авторскую педагогическую концепцию (ее реализацию в уроке или мероприятии).

Позиция «Самоанализ урока» необходима в конкурсе, чтобы снять возникшие вопросы, убедиться в правильности интерпретации фактов, предоставленной информации, получить подтверждение своим выводам и принять окончательное решение по написанию итогового экспертного заключения, но самоанализ (в письменной и устной форме) должен осуществляться конкурсантами и оцениваться членами жюри в соответствии с критериями урока (мероприятия). 

Следует отметить, что авторская педагогическая концепция должна пройти через все содержательные аспекты конкурса, чтобы иметь целостное представление о мастерстве педагога. Одним словом, конкурсные материалы должны быть выстроены в одной логике: концепция и результаты ее реализации, областной конкурсный урок и его самоанализ (в соответствии с авторской педагогической концепцией).

В состав общих критериев можно включить:

· соответствие разработанной концепции требованиям к такому роду документов;

· актуальность, оригинальность и результативность концепции, реализуемой на уроке и вне его;

· применение последних достижений науки в своей работе;

· условия самореализации личности учащегося и педагога в учебном процессе (обеспечение успешности в усвоении содержания учебного материала, индивидуальный подход, учёт возрастных особенностей и потребностей школьников, привлечение субъектного опыта, индивидуальный темп продвижения, вариативность, наличие ситуации выбора, создание атмосферы эмоционального комфорта и т.д.);

· включение учащихся в разные виды деятельности на всех этапах процесса обучения;

· отработка инновационных форм учебного занятия;

· подход к организации процесса обучения;

· формы распространения собственного инновационного опыта.

Показателями процесса самореализации личности учащегося в условиях творческой познавательной деятельности (по Дмитрук Н.Г.) могут выступать: эмоциональная удовлетворённость, успешность, активность, самостоятельность, развитый познавательный интерес.

Третий этап – подтверждение высокого педагогического мастерства в разных формах (импровизация, мастер-класс, творческая мастерская и т.д.).

В процессуальном плане, как показывает практика, целесообразно формировать единую комиссию или экспертную группу, что позволит выработать общий подход к рассмотрению материалов и результатов инновационной деятельности субъектов педагогического процесса.

Итоговое экспертное заключение должно составляться на каждого конкурсанта на основе критериев отбора и разработанных к ним параметров.

В экспертных заключениях обязательно должны быть ссылки на соответствие обобщенного инновационного опыта работы участника методическим рекомендациям или требованиям к данному виду деятельности, критериям анализа и оценки материалов; замечания и предложения должны быть конкретны и обоснованы. Итоговое экспертное заключение по результатам деятельности участника конкурса может стать основанием для муниципальных органов управления для совместной деятельности с ЛОИРО по дальнейшему развития уровня профессионального мастерства педагога.

На основе итогового экспертного заключения осуществляется отбор материалов для обобщения положительного инновационного опыта работы участника с целью публикации и распространения его в Ленинградской области через разные формы трансляции.

Такой подход, с нашей точки зрения, создает альтернативу выбора из числа победителей и лауреатов того или иного конкурса для выдвижения кандидатуры на участие во Всероссийских конкурсах и Премии Президента.

Анализ уровня профессионального мастерства учителя выполняют эксперты. И здесь очень важно, чтобы в состав экспертной группы входили компетентные люди, потому что необходимым условием эффективности экспертизы является признание компетентности и авторитета эксперта конкурсантами и педагогической общественностью. Главное, чтобы отбор осуществлялся не только по принципу, который бытует в практике – лучший учитель-предметник или руководитель, победитель, лауреат различных конкурсов и т.д., но и с позиций методологии. Выбор членов жюри - экспертов может осуществляться с учетом следующих требований:

· умеет правильно с позиций науки анализировать не только опыт коллег-конкурсантов, но и свой собственный;

· умеет разрабатывать или использовать критерии оценки результатов инноваций, экспериментов в образовательном процессе;

· владеет методологическими знаниями и умениями, современными подходами к преподаванию, управлению, организации образовательного процесса, ОЭР, отслеживанию результатов в обучении, развитии, воспитании;

· умеет увидеть педагогические закономерности, интегративные связи;

· соблюдает профессиональную этику, толерантность; 

· имеет большой практический опыт работы в школе.

Как видим, сердцевиной аналитической компетентности эксперта являются интеллектуальные умения. Эксперт должен в совершенстве владеть методами исследования. Главное умение – это анализ и выделение главного.

Профессиональная компетентность эксперта определяется не только его научными знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, которые проявляются в мотивах его деятельности, его общей культурой, мировоззрением, стилем взаимоотношений с людьми, способностью к развитию творческого потенциала. Любую проблему человек воспринимает сквозь призму своих взглядов и отношений, и, только оценив ее (со своих позиций), мобилизует свои знания и умения для выработки определенного решения.

Установка эксперта с позиций аксиологического подхода: 

· укреплять веру авторов педагогической концепции в свои силы и возможности, оказывать психологическую поддержку;

· раскрыть, увидеть творческие способности каждого конкурсанта;

· создание комфортного микроклимата в процессе экспертной оценки;

· соблюдение профессиональной этики.

Реализация такого подхода придает общественную значимость экспертной деятельности и создает определенный имидж эксперта.

Ограничения и риски:

· избегать субъективных оценок, фрагментарного подхода, поспешных выводов, так как мы имеем дело с личностями, профессионалами определенного уровня;

· эксперт – помощник-методист. И его главная задача не только увидеть целостность, систему в работе конкурсанта, но, обнаружив недостатки в деятельности, понять их причины и дать в экспертном заключении обоснованные рекомендации по повышению уровня профессионального мастерства;

· самоанализ учителя должен осуществляться в соответствии с той системой параметров, критериев, по которым производится анализ и оценка их урока.

Таким образом, конкурсное движение в рамках Приоритетного национального проекта – это интегративная характеристика, которая включает в себя не только научно-теоретическую, методологическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку конкурсантов к участию в конкурсах по определенному направлению разного уровня, но и оказание им помощи в формировании нового педагогического мышления; осмыслении инновационного педагогического опыта на основе экспертного заключения и анализа видеозаписей уроков на практических занятиях в системе постдипломного образования (развитие способности педагога к рефлексии, экспертной деятельности, усиление научно-методического потенциала, развитие инновационных процессов и др.).

Победители и лауреаты конкурсных движений на разных уровнях приобретают особую миссию, которая заключается в том, чтобы быть учителями учителей в системе повышения квалификации: не просто рассказать о своем инновационным педагогическом опыте, а показать свое мастерство - единство авторской педагогической концепции и урока, методологическую и методическую культуру.

Проблема развития конкурсного движения приобретает в настоящее время качественно новый уровень.

 



2020-02-04 296 Обсуждений (0)
Экспертиза инновационной педагогической деятельности как средство реализации Приоритетного Национального проекта «Образование» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспертиза инновационной педагогической деятельности как средство реализации Приоритетного Национального проекта «Образование»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)