РАЗДЕЛ 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда. Методические указания Для того чтобы выбирать средства и методы защиты от негативных факторов, необходимо знать их основные характеристики и действие на человека. Полностью исключить воздействие на человека негативных факторов практически невозможно как с технической, так и с экономической точек зрения. Иногда это и нецелесообразно, так как даже в естественной природной среде человек подвергается их воздействию - на нашей планете существует естественный радиационный и электромагнитный фон, в воздухе и воде содержатся вредные вещества, выделяемые природными источниками и т. д. В рабочей зоне необходимо обеспечить такие уровни негативных факторов, которые не вызывают ухудшения состояния здоровья человека, заболеваний. Для исключения необратимых изменений в организме человека медики-гигиенисты ограничивают воздействие негативных факторов предельно допустимыми уровнями. Вопросы для самоконтроля 1. Что называется несчастным случаем? 2. Как подразделяют профессиональные заболевания? 3. Задачи охраны труда на производстве. 4. Виды производственных травм. Литература: 8, с. 7 – 14
РАЗДЕЛ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Студент должен: знать: классификацию опасных и вредных производственных факторов, наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида и их воздействие на человека, принципы нормирования и предельно допустимые уровни негативных факторов. Негативные производственные факторы, их идентификация, характеристики, воздействие на человека. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Опасные механические факторы: механические движения и действия технологического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Другие источники и причины механического травмирования. Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие излучения, электрический ток. Химические негативные факторы (вредные вещества) - их классификация и нормирование. Предельно допустимые концентрации токсичных веществ для рабочей зоны. Методы и приборы для определения содержания вредных газов и паров в воздухе рабочей зоны. Методические указания Идентификация опасностей — это распознавание опасностей, установление причин их возникновения, пространственных и временных характеристик опасностей, вероятности, величины и последствий их проявления. Идентификация опасностей может включать оценку воздействия опасностей на человека и определение допустимых уровней опасных и вредных производственных факторов. Охрана труда решает четыре основные задачи: • идентификация опасных и вредных производственных факторов; • разработка соответствующих технических мероприятий и средств защиты от опасных и вредных производственных факторов; • разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда и управление охраной труда на предприятии; • подготовка к действиям в условиях проявления опасностей. Все негативные факторы по воздействию на человека подразделяются на 4 группы: - физические -химические -биологические -психофизиологические Для химической группы негативных факторов предельно допустимые уровни выступают в виде предельно допустимых концентраций (ПДК). При установлении ПДУ (ПДК) руководствуются следующими основными принципами: •приоритетность всех медицинских и биологических показаний перед прочими подходами (техническая достижимость, экономические возможности, целесообразность и пр.); •пороговость всех типов действия негативных факторов, т. е. признание существования порога воздействия негативного фактора, ниже которого не наблюдается никакого отрицательного влияния (следует заметить, что для ряда негативных факторов, в частности радиации, принцип пороговое подвергается сомнению). Предельно допустимый уровень (ПДУ) — это максимальное значение негативного фактора, который воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами) в течение рабочей смены, ежедневно, на протяжении всего периода трудового стажа, не вызывает у него и у его потомства биологических изменений, в том числе заболеваний, а также психологических нарушений (снижения интеллектуальных и эмоциональных способностей, умственной работоспособности). Вопросы для самоконтроля 1. Как подразделяются производственные факторы? 2. Понятие опасных и вредных производственных факторов. 3. Что понимается под ПДК? Литература: 8, с. 15 – 89
РАЗДЕЛ 2. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
ТЕМА 2. 1. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ФИЗИЧЕСКИХ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ Студент должен: знать: способы и средства защиты человека от физических и негативных факторов, возникающих в сфере профессиональной деятельности. Защита от вибрации, шума, инфра - и ультразвука. Защита от электромагнитных излучений; защита от постоянных электрических и магнитных полей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового. Защита от радиации. Методические указания Шум влияет на весь организм человека. Он угнетает центральную нервную систему, вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечнососудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонической болезни, может привести к профессиональному заболеванию. Шум снижает иммунитет человека и устойчивость человека к внешним воздействиям. При церебральной и периферической виброболезни возникают побочные патологические изменения органов внутренней секреции, вестибулярного аппарата и т. д. Виброболезнь длительное время может протекать компенсирование (незаметно для человека). Различают три стадии развития виброболезни. Вопросы для самоконтроля 1. Какие основные методы защиты от шума и вибрации? 2. Какие СКЗ и СИЗ применяются для защиты от вибрации? 3. В чём заключается сущность акустической обработки помещения? 4. В чём заключается сущность звукоизоляции, и какие материалы наиболее эффективны для звукоизоляции? Литература: 8, с. 108 -163
ТЕМА 2.2. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ХИМИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ Студент должен: знать: способы защиты от загрязнения воздушной и водной среды, средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов. Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ. Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечение качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов. Экобиозащитная техника. Методические указания С целью стимулирования предприятий к качественной очистке собственных стоков целесообразно организовать водозабор на технологические нужды ниже по течению реки, нежели сброс сточных вод. Если для технологических нужд требуется чистая вода, предприятие будет вынуждено осуществлять высокоэффективную очистку собственных стоков. Рассредоточенные выпуски стоков осуществляют через трубы, проложенные поперек сечения русла реки, тем самым увеличивая интенсивность перемешивания и кратность разбавления. Вопросы для самоконтроля 1. Какие методы применяются для защиты воздушной среды рабочей зоны? 2. Как устроена естественная и механическая вентиляция? 3. Какие типы местных отсосов загрязнённого воздуха применяются на производстве? 4. Как определить необходимую эффективность очистки воздуха от загрязнений? 5. Какие методы и средства применяются для очистки воды? 6. Как очистить воду от взвесей? 7. Как очистить воду от вредных растворимых примесей? 8. Как осуществляется биологическая очистка воды? 9. Какие устройства применяются для очистки питьевой воды? Литература: 8, с. 163 – 207
ТЕМА 2.3. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ОПАСНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОГО ТРАВМИРОВАНИЯ. Студент должен: знать: безопасные приёмы выполнения работ с ручным инструментом. Особенности обеспечения безопасности подъёмно - транспортного оборудования.
Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные защитные средства оградительные устройства, предохранительные устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и др.; обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом; обеспечение безопасности подъёмно транспортного оборудования. Методические указания Наиболее типичным источником механических травм являются риски, заусенцы, выступы на движущихся (как правило, вращающихся) частях механизмов и инструментов. Чаще всего они расположены в следующих трех основных местах: точка операции - точка, в которой на материале выполняются следующие виды работ: резка, формовка, штамповка, тиснение, сверление, формирование заготовок и т. д.; приводы и устройства, передающие механическую энергию, - любые компоненты механической системы, передающие энергию выполняющим работу частям машины, - маховики, шкивы, ремни, шатуны, муфты, кулачки, шпиндели, цепи, кривошипы и шестерни и др.; прочие движущиеся части - все части машины, которые двигаются, пока машина находится в работе, такие как возвратно-поступательные, вращающиеся и поперечно движущиеся части, а также механизмы подачи и вспомогательные части машины .Широкое разнообразие видов механического движения и действий, которые могут представлять опасность для рабочих, включают в себя движение вращающихся деталей, возвратно-поступательных плечей, движущихся ремней, шестерней, режущих зубьев и любых частей, которые могут ударить, толкнуть или оказать другое динамическое воздействие. Различные типы механического движения и действий присуши почти всем машинам, и понимание этого — первый шаг к защите от опасности, которую они могут представлять. Вопросы для самоконтроля 1. Какие требования предъявляются к устройствам для защиты от механического травмирования? 2. Как выполняется ограждение опасных зон, и каковы разновидности ограждений? 3. Какие виды предохранительных устройств используются на производстве и как они устроены? 4. Перечислите устройства аварийного отключения и поясните принцип их работы. 5. Перечислите основные правила использования ручного инструмента. Литература: 8, с. 207 – 232
ТЕМА 2.4. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА Студент должен: знать: методы защиты от статического электричества и молнии, методы обеспечения безопасности герметичных систем, работающих под давлением.
Методы защиты от статистического электричества; молниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем: предохранительные устройства, контрольно - измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и ёмкостей. Методические указания Для обеспечения надежной и безопасной работы герметичных систем и установок, находящихся под давлением, необходимо выполнять технические мероприятия по предупреждению аварий и взрывов. Конструкция установок должна обеспечивать их надежную и безопасную работу, возможность осмотра и очистки, промывки, продувки и ремонта, а также проведения необходимых испытаний. Меры пожарной безопасности необходимо проводить с момента начала разработки нефтяного месторождения. Ограничение сферы распространения огня, т. е. исключение причин возникновения пожара, осуществляют правильной планировкой предприятий, проектированием конструкций зданий и сооружений с учетом требований пожарной техники, соблюдением соответствующих противопожарных норм; применением огнепреграждающих устройств и т. д. Правильное размещение производственных зданий и сооружений, а также объектов бурения, добычи нефти и газа, с учетом направления и скорости господствующих ветров, температуры и влажности воздуха, равно как и правильное расположение дорог на территории нефтегазодобывающего предприятия имеет существенное значение в обеспечении пожарной безопасности и успешного тушения возникшего пожара. Вопросы для самоконтроля: 1. Как устроено и работает заземление. 2. Как выполняется зануление и принцип его действия. 3. устройство защитного отключения и принцип их действия. Литература: 8, с. 233 – 251
РАЗДЕЛ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 3. 1.МИКРОКЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЙ Студент должен: знать: принципы терморегуляции организма человека, параметры микроклимата и их гигиеническое нормирование, методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических и условий в рабочих помещениях. Санитарные требования по устройству и содержанию территории предприятий, производственных и вспомогательных помещений. Санитарно-бытовое обслуживание работающих. Методические указания Отклонение параметров климата (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) от комфортных приводит к нарушению теплового баланса. Так, например, понижение температуры окружающего воздуха приводит к повышению разности температур между телом человека и окружающей средой, а следовательно, к увеличению теплоотдачи от организма за счет теплопроводности, конвекции и излучения. Человек начинает испытывать недостаток тепла, ему становится холодно. Слишком сильное понижение температуры может привести к чрезмерному переохлаждению организма. Повышение скорости движения воздуха также увеличивает теплоотдачу от организма и может привести к его переохлаждению за счет возрастания отдачи тепла конвекцией и при испарении пота. При переохлаждении организма уменьшается функциональная деятельность органов человека, скорость биохимических процессов, снижается внимание, затормаживается умственная деятельность и, в конечном счете, снижается активность и работоспособность человека. Вопросы для самоконтроля: 1.Что относится к параметрам микроклимата? 2.Что понимается под нормированием микроклимата? 3.Какими способами передается тепло от человека окружающей среде? Литература: 8. с. 252 – 268 ТЕМА 3. 2. ОСВЕЩЕНИЕ Студент должен: знать : требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах, методы расчёта и контроля освещения, требования к организации освещения на рабочих местах.
Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчёт освещения
Методические указания Освещение исключительно важно для здоровья человека. С помощью зрения человек получает подавляющую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира. Свет - это ключевой элемент нашей способности видеть, оценивать форму, цвет и перспективу окружающих нас предметов. Очень часто мы считаем это само собой разумеющимся. Однако мы не должны забывать, что такие элементы человеческого самочувствия, как душевное состояние или степень усталости, зависят от освещения и цвета окружающих нас предметов. С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны. Очень много несчастных случаев происходит, помимо всего прочего, из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием станков, транспортных средств, контейнеров и т. д. Свет создает нормальные условия для трудовой деятельности. Нарушения зрения, связанные с недостатками системы освещения, являются обычным явлением на рабочем месте. Благодаря способности зрения приспосабливаться к недостаточному освещению, к этим моментам иногда не относятся с должной серьезностью. Недостаточное освещение вызывает зрительный дискомфорт, выражающийся в ощущении неудобства или напряженности. Длительное пребывание в условиях зрительного дискомфорта приводит к отвлечению внимания, уменьшению сосредоточенности, зрительному и общему утомлению. Кроме создания зрительного комфорта свет оказывает на человека психологическое, физиологическое и эстетическое воздействие. Свет - один из важнейших элементов организации пространства и главный посредник между человеком и окружающим его миром. Неудовлетворительная освещенность в рабочей зоне может являться причиной снижения производительности и: качества труда, получения травм. Свойства света как фактора эмоционального воздействия широко используются путем правильной и рациональной организации освещения. Необходимая освещенность может быть достигнута за счет регулирования светового потока источника освещения, включения и выключения части ламп в осветительных приборах, изменения спектрального состава света, применения осветительных приборов подвижной конструкции, позволяющей изменять направление светового потока. Вопросы для самоконтроля 1. Требования к освещению 2. Назовите источники света 3. Назовите характеристики освещения Литература: 8, с. 268 - 296; 7. с. 46 – 53 РАЗДЕЛ 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |