Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описать способы и формы взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами



2020-02-04 1336 Обсуждений (0)
Описать способы и формы взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос №37

Дать краткое описание государственно-общественной системы управления образованием.

Одной из отличительных особенностей современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Государственно-общественное управление образованием -это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся.

Целью Государственно-общественного управления является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека,

общества и государства.

 

Государственно-общественное управление представляет собой систему взаимодействия, основанную на принятии государством и гражданами

определенных обязательств в управлении образованием и включает в себя:

1) всех участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования (п.31, п.32 ст.2 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»);

2) нормативную правовую базу, регламентирующую субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.

3) процедуры и механизмы их взаимодействия.

 

Характерными особенностями Государственно-общественного управления является совместная деятельность государственных и общественных структур по управлению образовательными  организациями; процедура принятия решений, которая включает обязательное согласование проектов решений с представителями общественности; делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности; разработка механизмов(способов)разрешения возникающих противоречий и конфликтов между государственными и общественными структурами управления.

Государственно-общественное управление образованием основывается на следующих принципах:

1) законность, защита прав и реализация законных интересов участников

образовательного процесса;

2) приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся;

3)Добровольность участия и самодеятельность общественности государственно-общественном управлении; сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно- общественного управления, обязанностей, прав, полномочий и ответственности.

Органы государственно-общественного управления создаются на уровне региона, муниципальных образований и образовательных  организаций и их объединений,

На уровне регионов и муниципалитетов создаются региональные и муниципальные государственно-общественные советы, общественные советы исполнительных органах государственной власти (департаментах образования).

На уровне образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся:

общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут создаваться : попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации (ст.26 Федерального Закона

№273-ФЗ).

 

 

Вопрос №39

Описать способы и формы взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами

 Управление образованием в Рос­сийской Федерации носит общественно-государственный харак­тер. На всех уровнях оно осуществляется в процессе взаимодей­ствия существующих в настоящее время социальных институтов (педагогической и научной общественности, семьи, властных структур, образовательных учреждений, органов управления об­разованием, общественных организаций, всех видов средств мас­совой информации и т.д.).

Взаимодействие социальных инсти­тутов в управлении образовательными системами осуществляет­ся в процессе разработки комплексно-целевых программ Эти программы позволяют решить проблемы обра­зования на основе принятия эффективных управленческих ре­шений координационными Советами по управлению со­зданными на уровне образовательных учреждений и на муници­пальном уровне. В состав этих Советов входят представители ши­роких слоев общественности города, руководители муниципаль­ных ведомств, различные специалисты (инженеры, учителя, вра­чи, деятели культуры и т.д.). В управлении образовательными системами в условиях современной социальной реальности активное участие принимают социальные институты, имеющие серьезное влияние на образовательный процесс личности.

Школа в образовательной системе рассматривается как полифункциональная социально-педагогическая система, имеющая сложную многоуровневую структуру. Компонентами этой системы являются: обучаемый, педагог, руководитель, учебно-воспитательный и технический персонал, родители и общественность. Важной закономерностью управления образовательной системой является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, семейного и общественного взаимодействия в процессе формирования личности школьника.
Школа в достижении своих образовательных целей взаимодействует с различными внеучебными социальными институтами. В их числе находятся: учреждения повышения квалификации, центры профессиональной ориентации, система дополнительного образования и т.д. Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс ;

Важным направлением установления контактов с общественностью является взаимодействие школы с представителями местной власти, с депутатами и чиновниками, которые могут участвовать в осуществлении учебно-воспитательного процесса, а также способствовать решению различных вопросов, связанных с организацией и финансированием работы.

Воспитательная работа, осуществляемая школой во взаимодействии с культурно-просветительскими учреждениями, направлена на дополнительное образование (работа кружков, студий на базе ДК, домов творчества, библиотек и др., проведение в школе занятий работниками этих учреждений), а также на организацию культурного досуга учащихся. Цели организации культурного досуга и внешкольного воспитания учащихся может служить также сотрудничество школы с общественными организациями.

Производственные коллективы привлекают к профориентации, к организации производственной практики учащихся, а также – совместно с Центром занятости население – в трудоустройстве школьников на время каникул.

 

Взаимодействие школы с педагогическими учебными заведениями может иметь форму прохождения студентами в школе педагогической практики, их временного трудоустройства (например, в качестве воспитателей, вожатых на период летних каникул).

 

Взаимодействие с медицинскими учреждениями необходимо для своевременного проведения медицинских осмотров учащихся и работников школы, для медицинского просвещения, профилактики заболеваний и вредных для здоровья привычек, в том числе представляющих особую опасность: алкоголизма, наркомании.

 

Сотрудничество школы с работниками ГАИ (ГИБДД), милиции, пожарного надзора способствует наиболее эффективной профилактике правонарушений, усвоению учащимися правовых норм, правил дорожного движения и пожарной безопасности. Важную роль в патриотическом воспитании и подготовке юношей к службе в армии играет взаимодействие школы с военным комиссариатом. 

 

Взаимодействие школы с жилищно-коммунальным хозяйством может быть направлено на организацию ремонта школьных зданий, на создание спортивно-игровых площадок в микрорайоне школы. Наконец, школа может и должна взаимодействовать с другими школами: проводить совместные дела, соревноваться, обмениваться опытом.

Взаимодействие с вузами, научно-исследовательскими институтами, занимающимися проблемами образования. Сотрудничество осуществляется в рамках совместно разрабатываемых программ, которые позволяют разработать концепцию образовательного учреждения, содержание образования, внедрить эффективные технологии обучения, воспитания и управления образовательным учреждением, организовать научно-исследовательскую деятельность педагогических работников. С другой стороны, школы осуществляют целенаправленную подготовку абитуриентов для определенных вузов.

 

Среди главных социальных институтов, с которым взаимодействует школа, приоритет принадлежит семье.

 

Школа осуществляет не только непосредственное воспитание детей, но и педагогическое управление семейным воспитанием:

- расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение родителей;

- контролирует и направляет семейное воспитание;

- организует и направляет помощь семье со стороны общественности, производственно-коммерческих структур, органов власти и охраны правопорядка;

- координирует деятельность общественности, направленную на оказание поддержки семьям учащихся.

 

Важным условием эффективности взаимодействия школы и семьи является сотрудничество, совместная деятельность, в которой дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами. Взаимодействие школы с различными социальными институтами, координация их воспитательных усилий позволяет существенно уменьшить роль негативных стихийных влияний в развитии ребенка, реализовать общую педагогически целесообразную стратегию в его воспитании, создать единое воспитательное пространство. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития.

 



2020-02-04 1336 Обсуждений (0)
Описать способы и формы взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описать способы и формы взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)