Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема неопределенности правового статуса студента в Российской Федерации и способы её устранения.



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Проблема неопределенности правового статуса студента в Российской Федерации и способы её устранения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Численность студентов в вузах (включая негосударственные) с 1993 года неуклонно возрастает по всем формам обучения и в 2008 году составила 7461,3 тыс. человек. Очевидно, что такая представительная и значимая часть населения не должна оставаться вне сферы государственного внимания. Правовое регулирование вузовской жизнедеятельности предполагает, в том числе, и надлежащее правовое закрепление статуса основного участника образовательного процесса. Статус студента — не самопроизвольная абстрактная конструкция, а производная от сущности и содержания образовательных отношений, от позиции государства в вопросе регулирования высшего образования. В соответствии с федеральным законом 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования (ВПО).

Студент является основным участником образовательных отношений, и, следовательно, главным элементом правового регулирования в этой сфере. Вуз в процессе выполнения своих основных социальных функций формирует различные категории обучающихся, однако именно студенты составляют ядро, стержень отношений в системе высшего образования. Ради них запускается весь механизм реализации конституционного права граждан на ВПО.

Статус студента дает картину тесной взаимосвязи норм различных отраслей права как относительно самостоятельных частей единой системы действующего права. Длительное время господствовало мнение, что студент - объект административно-правового регулирования, то есть "публичного" интереса. Следствие этих подходов можно наблюдать сегодня на практике: в вузах в известной степени сохраняется ориентация на государственное регулирование даже тех вопросов, которые охватываются понятием академических свобод или вузовской автономии, то есть должны регламентироваться самими вузами. Наряду с этим возможности и академические свободы студентов вводятся в жесткие рамки локального регулирования, множественных нормативных предписаний, в то время как многие принципиальные вопросы, наоборот, не регламентируются, учебная администрация и преподаватели следуют обычаям и традициям вуза, собственной привычке, исповедуя авторитарный дух организации обучения. Так, наряду с известными Положениями - о курсовых экзаменах и зачетах, о курсовых, магистерских работах, о рейтинговой системе оценки студентов в вузе и др., в вузах существует неписаное правило писать диплом только на выпускающей кафедре, не допускается изменение темы дипломной работы или смена руководителя, экзаменаторы требуют конспект лекций на экзаменах; как правило, не существует четкого регламента работы ГАК, часто не разрешается пересдача на повышенную оценку и т. п.

Зачастую студент из активного участника образовательного процесса превращается в пассивного потребителя-исполнителя, что противоречит и целям образования, и принципам политики властей в молодежной сфере. Демократичный по сути своей, государственный образовательный стандарт в приложении к студенту конкретного вуза превращается в жесткие рамки учебного плана и графика учебного процесса. С учетом сложившейся ситуации следовало бы нормативно закрепить права студентов в учебно-воспитательном процессе, а также развить различные возможности выбора в рамках государственного образовательного стандарта (ГОС) в процессе обучения, вплоть до перерывов в учебе, набора зачетных единиц и т. д.

Поскольку правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, представляет по сути своей систему эталонов, образцов поведения, поощряемых и защищаемых государством от нарушений и, как правило, одобряемых обществом , в статусе студента должна найти отражение демократизация всех сфер общественной жизни, в том числе образования.

В последние годы возникла концепция образовательного права как комплексной отрасли, регулирующей отношения в сфере образования путем привлечения, через определенную трансформацию, норм других отраслей. Полагаем, что создание универсальной многомерной модели статуса студента в рамках образовательного права позволит обеспечить надлежащую всестороннюю гарантированность реализации конституционного права граждан на ВПО.

Только сочетание прав, обязанностей и ответственности позволяет обеспечивать личные и публичные интересы. В этом плане образовательные отношения особенно показательны. Образование, особенно высшее, - важнейший фактор экономического и социального прогресса общества. Не случайно право на образование относят к общественному долгу , проблемы образования рассматриваются в контексте национальной безопасности. Свобода осуществления субъективного права на образование упирается в ответственность носителя этого права за его надлежащую реализацию, за собственные действия в процессе обучения, общежития, иных форм социализации.

Многие авторы (Д.Н.Бахрах, С.В.Барабанова) справедливо полагают, что государство в условиях рынка не может быть единственным субъектом, полностью обеспечивающим реализацию и защиту всех социально-экономических прав, в том числе и права на образование. Государство создает все многообразие условий для развития человека — формирование социокультурного пространства, стимулирование творческого роста, использование его талантов и возможностей, проведение в жизнь принципов социальной справедливости и т.д. И далее это уже задача самого человека — использовать предоставленные ему возможности, включиться в систему социокультурных отношений, реализовать свое право на высшее профессиональное образование.

В этой ситуации возрастает роль вуза как структуры, непосредственно обеспечивающей возможность получения высшего образования. Однако из содержания действующего образовательного законодательства юридическая связь вуза и студента не очевидна. Студенты, обучающиеся с оплатой стоимости обучения, заключают договор - но здесь важно не впасть в другую крайность, сведя их отношения к обычному гражданско-правовому договору. Представляется целесообразным использовать аналогию с трудовым договором и ввести в законодательство понятие "образовательный договор", имея в виду обязательное заключение договора между вузом и студентом, устанавливающего конкретные права, обязанности и взаимную ответственность сторон в течение всего срока обучения. Несмотря на название "образовательный договор", в нем должны быть отражены все стороны вузовской жизнедеятельности - кроме учебного процесса, это и участие в научных исследованиях, воспитательный процесс, проблемы поддержания правопорядка и обеспечения сохранности имущества, возможности трудоустройства как во время обучения, так и по окончании вуза, социальные права (культурно-массовые мероприятия, льготные путевки и проч.), меры юридической защиты и т. д.

Статус студента во многом обусловлен процедурами и условиями его вхождения в административный коллектив. Именно на стадии приема, в процессе возникновения и формирования образовательных отношений определяются дальнейший объем прав, обязанностей, их возможные ограничения. Правовые основания возникновения прав и свобод, обязанностей и ответственности студента (зачисление в вуз и все, что этому предшествует, - сложный юридический состав) также должны рассматриваться как элемент его правового статуса. Таким образом, сложная конструкция статуса студентов с переплетением прав и обязанностей, свобод и ответственности начинается с правовых оснований возникновения статуса и логично должна быть завершена гарантиями реализации этого статуса.

Объем правосубъектности, или конкретное правовое положение студента зависит от различных обстоятельств. В его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося, закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах об образовании. Также его обуславливают такие факторы, как статус вуза - государственный или негосударственный (аккредитованный или нет); ведомственная принадлежность вуза; источник финансирования обучения - средства бюджета, физических или юридических лиц; наличие договора на обучение - между вузом и органами местного самоуправления, иных договоров, допустимых Порядком приема, двух- или трехстороннего договора с участием работодателя; целевой характер обучения; индивидуальные способности студента и предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий, жертвам аварии на ЧАЭС, студентам из семей с низким доходом и др.) и т. д.

Статус студента включает базовую и факультативную части. Базовая часть - это общие права и обязанности, обусловленные его добровольным вхождением в административный коллектив, то есть "коллективные" права, общие для любого члена этого коллектива. Это неизменный для всех категорий обучающихся блок, статичное ядро - минимальный (хотя и довольно значительный) набор прав, обязанностей и ответственности, а также гарантии, его обеспечивающие. Они определяются законодательными и иными нормативными актами, прежде всего, Законом РФ "Об образовании" (ст. 50). В то же время следует подчеркнуть изначальную недостаточность существующей правовой регламентации - нормы носят слишком общий характер и содержат частые отсылки к уставу учебного заведения. В устав можно не внести ничего более конкретного, решая все возникающие вопросы методом оперативного реагирования - приказами и распоряжениями по вузу. Тем самым студенты лишаются стабильной правовой основы своего пребывания в вузе и конкретных гарантий своего статуса.

Проведен анализ более 100 действующих уставов государственных вузов различной ведомственной подчиненности (преимущественно Минобразования России) и разных видов; изучен ряд уставов муниципальных и негосударственных вузов. Можно сделать однозначный вывод о том, что вузы, несмотря на предоставленную нормативными актами возможность (а для негосударственных вузов это их обязанность - ст. 11-1 закона РФ "Об образовании", п. 10 ст. 16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), не уделяют достаточного внимания проблеме локальной регламентации статуса студента. Формулировки уставов, посвященные правам студента, просто копируют нормы названных законов и Типового положения о вузе. Вузы, подчиненные одному министерству - образования, культуры, здравоохранения и т.д., в основном копируют друг друга в части установления прав и обязанностей студентов. Это касается, например, условий перевода с платного обучения на бесплатное, порядка и срока восстановления лиц, отчисленных по неуважительным причинам, процедур дисциплинарного производства и др. В уставах негосударственных вузов конкретики в этой части также очень мало, формулировки носят самый общий характер. Следовательно, при существующей практике, необходимо просто ввести в закон четкие предписания, и вузы, в том числе негосударственные и муниципальные, с готовностью их воспроизведут в своих уставах.

Вхождение в число студентов не влечет за собой никаких ограничений в общеправовом статусе гражданина. Становясь студентом, гражданин получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на ВПО: право бесплатно пользоваться библиотечными и иными фондами, услугами всех его подразделений; обучаться в соответствии с избранной программой; право обжаловать действия администрации, участвовать в управлении делами вуза, в обсуждении и решении важнейших вопросов его деятельности; им сопутствует обязанность соблюдать устав образовательного учреждения и его Правила внутреннего распорядка. Это базовая, или стационарная часть правового статуса обучающегося.

Факультативная часть, как отмечалось выше, формируется в зависимости от целого ряда обстоятельств, поэтому в правовом положении студентов возможны серьезные отличия, обусловленные не только статусом образовательного учреждения, его уставом и иными локальными актами, но и образовательным уровнем обучающегося, реализуемой профессиональной образовательной программой, содержанием договора на образовательные услуги и т. д.

Коль скоро студент - это социальный статус, права, и обязанности студента не ограничены учебным процессом, они обусловлены всей вузовской жизнедеятельностью и степенью социальной активности студента, потому и ответственность студентов может наступать за нарушения, совершенные вне стен вуза, - вплоть до исключения из вуза.

Конституционное право на образование зависит не только от внешних факторов, обеспечивающих его реализацию. Оно предполагает наличие разнообразных прав, свобод и обязанностей студентов. Некоторые права можно одновременно рассматривать как гарантии реализации основного, конституционного права на образование, - например, право на получение социальной стипендии.

Очевидны различия в возможностях и гарантиях реализации права на ВПО в государственных и негосударственных вузах. Если ориентироваться на либеральную модель и рассматривать образовательные учреждения как элемент гражданского общества, то статус студентов должен в основе своей, безусловно, совпадать и в полной мере обеспечиваться надлежащей организационно-правовой защитой.

Основной объем прав и обязанностей студентов лежит в плоскости учебного процесса, они перечислены в ст. 16-19 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в п. 62-74 Типового положения о вузе, ряд норм разбросан по тексту этих нормативно-правовых актов. Однако следует отметить, что этот набор прав может быть отнесен только к студентам гражданских государственных или муниципальных вузов. В ряде случаев в законе делается соответствующая оговорка, однако фактически отличий в статусе обучающихся в иных образовательных учреждениях гораздо больше. Студенты государственных и муниципальных вузов также могут различаться по объему своих прав. На обучающихся в военных образовательных учреждениях эти нормы вообще не распространяются, их статус определен Типовым положением о военном образовательном учреждении ВПО . Целесообразно закладывать в принципы регулирования образовательных отношений равенство прав и обязанностей студентов независимо от организационно-правовой формы вузов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (когда это касается каких-либо дополнительных государственных расходов или напрямую связано с интересами государства).

Основной обязанностью студента является обязанность "овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития" (п. 8 ст. 16 ФЗ). При всей краткости этой формулировки она оказывается невероятно емкой, так как охватывает основные требования к пребыванию студента в этом социальном качестве, во всех возможных проявлениях. Отчисление из вуза главным образом связано именно с неисполнением этих обязанностей.

В уставах вузов обычно предусматриваются такие обязанности общего характера, как поддержание авторитета вуза (или содействие его росту), бережное отношение к имуществу вуза, исполнение законных приказов и распоряжений администрации и т. д. Кроме того, нужно назвать обязанность студентов, проживающих в общежитии, заключить договор по типовой форме (которая до сих пор не утверждена федеральным органом управления образованием, и вузы разрабатывают ее самостоятельно); обязанность студентов, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса, заключать контракт; обязанность студентов, обучающихся за счет собственных средств, своевременно оплачивать стоимость обучения в соответствии с условиями договора; также для студентов - "договорников" и "целевиков" может быть предусмотрена обязанность освоения дополнительных учебных дисциплин.

В целом можно считать объем прав и обязанностей студентов достаточно сбалансированным - с учетом того, что их академические права, свободы и обязанности корреспондируют автономии вуза. Однако не все из заявленных прав в должной мере обеспечены надлежащими гарантиями, как организационными, так и материальными.

Остается в значительной степени неурегулированной проблема ответственности студента. Ее можно разделить на несколько составляющих. Во-первых, это ответственность социальная. Студент получает целый ряд возможностей, льгот, приоритетов, предусмотренных законодательством об образовании и иными релевантными нормативно-правовыми актами, значительную материально-финансовую и организационную поддержку государства, особый социальный статус. Масштабы поддержки конкретного студента могут быть различны, отсюда и разная степень социальной ответственности. Так, студент, обучающийся за счет средств бюджета, в значительной степени должен чувствовать бремя социальной ответственности перед государством и налогоплательщиками. Студент, который платит за обучение родительскими деньгами или средствами спонсора, работодателя, прежде всего перед ними и ответственен.

Показателем социального характера ответственности студента является то, что большинство вузов отчисляет студентов, совершивших уголовные правонарушения, а иногда и административные правонарушения, со ссылкой на свои уставы.

Во-вторых, это ответственность непосредственного участника образовательных отношений - за соблюдение установленных норм и правил, исполнение обязанностей, надлежащую реализацию своих прав и свобод и т.д., то есть юридическая ответственность. Однако и в том, и в другом случае речь идет об ответственности, возникающей у личности в связи с адресным получением от государства конституционного права на высшее профессиональное образование.

Ответственность студента в образовательных отношениях - это ответственность за выполнение надлежащим образом графика учебного процесса, посещение обязательных занятий, соблюдение учебной дисциплины и многочисленных требований Правил внутреннего распорядка и общежития. В ст. 16 закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" говорится об ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных уставом. Выше уже было сказано о том, как обстоит дело с вузовскими уставами - их обтекаемые формулировки делают студента совершенно незащищенным. Поскольку в этом случае речь идет о дисциплинарной ответственности, требуется нормативная конкретизация составов возможных правонарушений участников образовательных отношений.

Серьезные затруднения возникают в случае причинения студентом имущественного вреда вузу. Конкретных норм о материальной ответственности студентов в законодательстве об образовании нет. Возместить ущерб можно только в судебном порядке, в соответствии с нормами Гражданского кодекса - и такие случаи крайне редки.

Известен иск студентов негосударственных вузов г. Омска об обоснованности призыва их в армию, на основании которого был сделан запрос в Конституционный суд Российской Федерации . Однако немало споров возникает по другим основаниям: в связи с отказом вузов выдать документы об образовании при отсутствии оплаты за обучение, изменением договорных условий, введением дополнительных платных услуг, в целях возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием. Очевидно, что если и возникнет подобный спор, суд не будет руководствоваться ни КоАП РФ, ни ФЗ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (так как, строго говоря, ректор не является должностным лицом в российском праве). Иск студента будет рассматриваться в гражданско-правовом порядке - в лучшем случае, в худшем - на основе ФЗ "О защите прав потребителя".

Пока нельзя говорить о существующем действенном механизме защиты нарушенных прав в области высшего профессионального образования. В то же время студенты активно используют систему внесудебных гарантий. По их заявлениям и жалобам в вузы обращаются депутаты разного масштаба, прокуратура, органы управления образованием, различные общественные и правозащитные организации, даже региональные управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, и, конечно, средства массовой информации. Действия преподавателей или вузовской администрации нередко обжалуются ректору.

В качестве заключения можно сделать следующие выводы:

1. Правовой статус студента - сложная многомерная модель, наиболее полная и законченная в сравнении с другими категориями обучающихся в образовательных учреждениях.

2. Общеправовая характеристика студента носит комплексный характер и включает в себя нормы различных отраслей права.

3. Статус студента далеко не в полной мере защищен существующим механизмом гарантий, особенно это касается студентов негосударственных вузов, в том числе аккредитованных.

4. Не урегулирован вопрос о дисциплинарной, материальной ответственности студентов.

5. Требуют тщательной проработки вопросы студенческого самоуправления.

6. Необходимо принять Федеральный закон "О правовом статусе студента".

 



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Проблема неопределенности правового статуса студента в Российской Федерации и способы её устранения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема неопределенности правового статуса студента в Российской Федерации и способы её устранения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)