Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дореволиционый период                                              



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Дореволиционый период                                               0.00 из 5.00 0 оценок




 

    Дореволюционный период истории связан с появлением в Рос­сии первых законодательных актов, которые предусматривали наказа­ние за действия, связанные с торговлей людьми.

Следует заметить, что рабство и работорговля в классическом пони­мании, сформулированном в Конвенции 1926 г., в России не существо­вали. В то же время длительный период в ее истории существовали ин­ституты, сходные с рабством, в частности крепостное состояние, долго­вая кабала. Причем любопытно, что борьба за отмену крепостного права в России, завершившаяся его отменой в середине XIX в., по времени совпадает с началом борьбы за отмену рабства в Европе и США.

1. История создания системы российского законодательства

Сам термин «торговля людьми» в российском законодательстве того времени не использовался. В то же время ст. 1410и 1411Уложения о наказаниях уголовных и исправительных устанавливали ответствен­ность за продажу в рабство «азиятцам или другим иноплеменникам» подданных России или находящихся под покровительством ее зако­нов, а также за торг африканскими неграми. Уложением предусматри­валась также ответственность за похищение женщин в целях изнасило­вания (ст. 1529), обольщения (ст. 1530), с обещанием вступить в брак (ст. 1531), в целях вступления в брак против ее воли (ст. 1549), замуж­ней женщины (ст. 1580), с ее согласия (ст. 1582).

Эти положения сохранились и в Уголовном уложении 1903 г. Ста­тья 500 Уголовного уложения предусматривала такие составы преступ­лений, как продажа или передача в рабство или в неволю, торг неграми. За эти преступления могло назначаться наказание в виде каторги[28] на срок не свыше восьми лет. Судно, служившее для такого противоза­конного торга, а равно приспособленное или вооруженное для этой цели, подлежало конфискации. Состояние рабства или неволи рас­сматривалось как такое положение, в котором человек утрачивает воз­можность распоряжаться собою, например, продажа женщины против ее воли в гарем попадала под действие этой статьи[29].

Однако эти составы в полной мере не отражали суть происходящих явлений. Для России конца XIX в., как и для других государств, весьма актуальной была проблема торговли женщинами в целях разврата (за­нятия проституцией). В проекте Уголовного уложения 1895 г. было предусмотрено наказание за неисполнение установленных правил для предупреждения непотребства[30], принятие в дом разврата лица женско­го пола моложе определенного возраста. Непотребство существовало в двух видах: любодеяния[31] (наказуемый случай естественного совокуп­ления) и любострастия[32].

Против торговли женщинами в целях проституции развернулось мощное общественное движение как внутри страны, так и на между­народном уровне. В июне 1899 г. в Лондоне состоялся Международ­ный конгресс по вопросу о торговле женщинами, который в числе по­ложений, им принятых, выразил пожелание о необходимости введе­ния таких случаев в уголовные кодексы всех стран в качестве наказуе­мых деяний[33]. Уже тогда его участники констатировали, что наряду с международной торговлей женщинами еще в больших размерах су­ществует возмутительный промысел торговли женщинами внутри каждого государства, в том числе и в России, где «содержатели и по­ставщики домов терпимости и других притонов разврата, будучи при­нуждены для успеха своего дела постоянно обновлять состав эксплуа­тируемых ими проституток, не довольствуются вербовкою тех из них, которые добровольно и по собственному желанию предаются раз­вратной жизни, но прибегают ко всяким, нередко преступным сред­ствам для вовлечения и удержания женщин в этих домах и притонах. С этой целью употребляются всякого рода обманы, а иногда и наси­лие и в особенности злоупотребление беспомощным положением женщины. Этот последний способ принуждения женщин к разврату нельзя не признать преступным, ибо в нем заключается порабощение свободной воли жертвы, принуждение ее к совершению такого шага, на который она никогда не решилась бы, если бы не чувствовала себя в безвыходном положении, и, следовательно, все признаки нравст­венного насилия, которое, как и физическое, должно быть караемо уголовным законом»[34].

В проекте Уголовного уложения, подготовленного Особым сове­щанием при Государственном Совете 1901 г., рамки уголовно-наказуе­мых деяний были значительно расширены, ответственность преду­сматривалась также за:

1) склонение лица женского пола промышлять развратом, если оно совершено посредством насилия, угрозы, обмана или злоупотребления власти;

2) склонение женщины всеми способами к выезду из России с целью обратить ее на промысел развратом за границей;

3) занятие указанными преступными деяниями профессионально;

4) извлечение лицом мужского пола, также профессионально, иму­щественной выгоды, получение ее от промышляющей развратом женщины, находящейся под его влиянием или в его зависимости (суте­нерство)[35].

Проект Уголовного уложения, подготовленный Особым присутст­вием Госсовета 1902 г., к этим деяниям добавил вербование в виде про­фессии, с целью получения имущественной выгоды, лиц женского пола для обращения ими разврата в промысел.

Все эти формы преступных деяний сохранились и в окончательной редакции Уголовного уложения 1903 г. (ст. 526—529).

Таким образом, можно констатировать, что торговля людьми, об­ращение в рабство, принудительный труд не являются чем-то принци­пиально новым для России

 

Советский период

 

Советский период истории российского законодательства связан с непризнанием проблемы торговли людьми применительно к СССР. Ратифицируя международно-правовые акты, направленные на борьбу с торговлей людьми, СССР каждый раз делал специальные оговорки о том, что такого явления в стране не существует, ратификация осущест­вляется только из целей поддержки усилий других стран. Между тем, и в СССР все не было так однозначно. Принудительный труд, выходя­щий за рамки того, который дозволялся в соответствии с Конвенциями МОТ, в СССР процветал. Именно благодаря ему был построен Бело-моро-Балтийский канал, осуществлены многие другие грандиозные стройки века.

 

                     

 

Новейший период

 

 

    Новейший период истории российского законодательства связан с введением уголовной ответственности непосредственно за торговлю людьми. При этом наблюдается устой­чивая тенденция расширения перечня составов преступлений, подпа­дающих под понятия торговли людьми

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка в 1995 г. в УК РСФСР впервые была включена ст. 125, предусматривавшая уголов­ную ответственность за торговлю людьми, не достигшими совершен­нолетия, т.е. 18 лет. Эта статья была сохранена, но уже под номером 152, и в УК РФ 1996 г. В УК РФ были и другие статьи, предусматривав­шие уголовную ответственность за деяния, связанные или сходные с торговлей людьми, такие как похищение человека, незаконное лише­ние свободы. Однако эти статьи не покрывали всей сферы торговли людьми, ибо само явление сложнее, чем простая совокупность тех дея­ний, которые были определены УК РФ до 2003 г.

 Переломным моментом в деле борьбы с торговлей людьми стало принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О вне­сении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», который предусмотрел уголовную ответственность за торговлю людьми (ст. 1271), вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних (ч. 3 ст. 240), организацию занятия проституцией (ст. 241).

Что дало принятие данного Федерального закона?

1.Понятия «торговля людьми» было введено в юридический оборот России. Торговля людьми была определена как купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, ук­рывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации. Уголовная ответственность за торговлю людьми была дифференциро­вана. В зависимости от тяжести преступления (например, в отношении двух и более лиц, несовершеннолетних, с использованием служебного положения, перемещением потерпевшего через Государственную гра­ницу, с применением насилия или угрозой его применения и т.д.), за торговлю людьми может быть назначено наказание до 15 лет лишения свободы.

2.Существенно повышена уголовная ответственность за вовлече­ние несовершеннолетних в занятие проституцией (до восьми лет ли­шения свободы. Ранее ч. 1 ст. 151 УК предусматривала максимальное наказание до четырех лет лишения свободы). А это означает перевод в категорию тяжких преступлений.

3.Расширена уголовная ответственность за действия, связан­ные с организацией занятия проституцией. Исходя из содержания ч. 1 ст. 241, под уголовную ответственность отныне подпадают все действия, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, в том числе систематическое предоставление по­мещений для занятия проституцией (ранее преследовалось только содержание притонов) и др. К обстоятельствам, отягчающим нака­зание, отнесены: применение насилия или угрозы его применения, использование заведомо несовершеннолетних, использование слу­жебного положения и др.

5.С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 139-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидете­лей и иных участников уголовного судопроизводства»[36]. Часть 2 ст. 2 этого Закона предусматривает, что «меры государственной защиты мо­гут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отноше­нии заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления». Под мерами государственной защиты понимаются меры безопасности и меры социальной защиты (ст. 1). К мерам безопасности, которые мо­гут применяться одновременно, относятся:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы;

7) временное помещение в безопасное место;

8) применение дополнительных мер безопасности в отношении за­щищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места со­держания под стражей или отбывания наказания в другое;

9) другие меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ

6.Без предоставления соответствующего статуса жертве торговли людьми бороться с этими преступлениями практически невозможно. Информация, которую собрала Межведомственная рабочая группа в ходе мониторинга положений УК РФ, направленных на борьбу с тор­говлей людьми и рабством, свидетельствует, что шантаж, запугивание жертвы прежде всего угрозами причинить вред близким ей людям, — почти обязательное условие деятельности криминалитета в этой сфере. Изначально в качестве будущих жертв отбираются женщины, у кото­рых есть малолетние дети, малолетние братья или сестры, престарелые или больные родители.

7.Действующее в России законодательство не охватывает весь ком­плекс проблем, порождаемых торговлей людьми и рабством и требующих решения. Очевидно, что потребуется принятие базового закона, проект которого разработан Межведомственной рабочей группой, соз­данной при Комитете Государственной Думы по законодательству в 2002 г. История создания и деятельности этой Межведомственной ра­бочей группы на сегодняшний день является частью истории создания системы российское законодательства, направленного на борьбу с торговлей людьми, и безусловно заслуживает внимания.

8.Проект федерального закона «О противодействии торговле людь­ми» направлен на реализацию Россией взятых ею на себя международ­ных обязательств в сфере противодействия торговле людьми и рабству и определяет основные базовые принципы организации такого проти­водействия, в связи с чем его правомерно именовать базовым.

Так, данный законопроект:

1) устанавливает порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят от­дельные направления противодействия торговле людьми, а также об­щественных объединений и организаций, прежде всего НПО, зани­мающихся противодействием торговле людьми;

2) вводит в юридический оборот категории, без определения поня­тия которых организация противодействия торговле людьми невоз­можна;

3) определяет правовое положение лиц, ставших жертвами торгов­ли людьми, и предоставляемые таким лицам государственные гаран­тии, в том числе меры социальной реабилитации и защиты жертв тор­говли людьми;

4) регламентирует порядок создания и функционирования специ­альных учреждений, оказывающих помощь жертвам торговли людьми, к которым относятся убежища для временного проживания жертв тор­говли людьми, а также центры поддержки и оказания помощи;

5) предусматривает в отдельной главе комплекс поправок в дейст­вующие федеральные законы, связанных с организацией единой сис­темы противодействия торговле людьми.

Применительно к НПО в законопроекте предусмотрена обязан­ность государства:

1) включать в состав координирующего органа по борьбе с торгов­лей людьми представителей общественных объединений и НПО;

2) включать в систему мер профилактики по противодействию тор­говле людьми вопросы, связанные с деятельностью НПО;

3) привлекать НПО к сотрудничеству, оказывать им организацион­ное, материальное и иное содействие;

4) проводить среди НПО открытый конкурс программ мероприя­тий по противодействию торговле людьми либо созданию убежищ или центров.

9.Противники принятия базового закона о противодействии тор­говле людьми утверждают, что у базового закона нет самостоятельного предмета правового регулирования, а значит, отсутствует и необходи­мость его принятия. Между тем, было бы ошибочно ограничивать сфе­ру противодействия торговле людьми только нормами уголовного за­конодательства. По меньшей мере, три проблемы, во-первых, пробле­ма координации усилий разных ведомств, в той или иной мере компе­тентных решать вопросы, связанные с противодействием торговле людьми, во-вторых, проблема статуса убежища и центра по оказанию помощи жертвам торговли людьми, и, в-третьих, проблема статуса НПО, механизма их взаимодействия с правоохранительными органа­ми, форм и способов финансовой и иной помощи государства, могут быть решены только в рамках специального базового закона, принятие которого, на наш взгляд, — дело ближайшего будущего.

Кстати, предложенный в законопроекте вариант координации также вызвал критику со стороны оппонентов, которые расценили механизм создания федеральной комиссии как серьезную угрозу рос­ту бюрократического аппарата, не заметив того факта, что комиссия будет действовать на общественных началах, стало быть, обеспечение ее работы не потребует существенных затрат, что без координации деятельности различных ведомств, общественных организаций, НПО в сфере борьбы с торговлей людьми добиться успеха невозмож­но. Пора вообще примириться с мыслью, что в век новых технологий межведомственные структуры более эффективны, ибо в них форми­руется атмосфера доверия, без которой невозможно обойтись. И хотя данный законопроект пока не принят, отдельные его положения и даже разделы, инкорпорированные в действующее отраслевое зако­нодательство, уже вступили в силу. Речь идет прежде всего о поправ­ках в УК РФ и о федеральном законе о государственной защите потер­певших и свидетелей.

Рыночная экономика в современном государстве представляет собой чрезвычайно сложную систему производства и распределения, не регулируемую взаимными соглашениями. Она охватывает миллио­ны добросовестных тружеников и может нормально функционировать лишь при условии, что они доверяют друг другу, как это свойственно людям, и знают, чего требуют от них честность, порядочность и истина. В обществе должна существовать по крайней мере элементарная степень взаимного доверия.Однако ничто не приведет к этой цеди быстрее, чем доверие к власти законадоверие, основанное главным образом на положительном опыте и потому вполне заслуженное, т.е. доверие к правовым институтам государства и к чиновникам, несущим ответст­венность за исполнение закона.

 

 

                    

 

Заключение

Противодействие торговли людьми сегодня весьма актуальная проблема для России. Касается она, прежде всего вопросов обеспечения безопасности общества, что является непосредственной функцией государства. В последнее время наблюдается глобальные изменения в политике государств по отношению к решению данного вопроса. На международном уровне в 2000 г. принята Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности и соответствующий протокол к ней, в новом российском уголовном кодексе появилась соответствующая статья (Ст. 1271 УК РФ), предусматривающая ответственность за торговлю людьми. В целом, на мой взгляд эти изменения носят позитивный характер, но все - же установление уголовной ответственности за торговлю людьми не следует рассматривать как финал борьбы с этим опаснейшим преступлением международного масштаба.

Исходя из содержания данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод, что, цели и задачи, поставленные во введении, практически полностью достигнуты, т.к. проанализировав материалы, касающиеся как теории, так и (практически не существующей) практики по данному вопросу, все-таки удалось изложить несколько теоретических концепций по преодолению некоторых правовых пробелов данной тематики, ограничившись объемом данной работы, так как проблематика вопроса торговли людьми в уголовно праве (как Российском, так и международном) имеет, по сути, неисчерпаемый характер.

Торговля людьми - это современная форма рабства, возрожденная в результате социально-экономических проблем в обществе, направленная обеспечить финансовое благосостояние транснациональной организованной преступности. Начальная стадия международной борьбы с этим явлением практически завершена - создана система нормативно-правовых актов, регламентирующих ответственность за торговлю людьми (международных и национальных). На сколько она жизнеспособна покажет правоприменительная практика.

 

                                   



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Дореволиционый период                                               0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дореволиционый период                                              

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)