С многонациональным (полиэтническим) составом учащихся
1. Учебно-методический комплект для 5 - 11 классов национальных общеобразовательных учреждений «Русская литература»/Черкезова М.В. 2. Учебно-методический комплект для 10 - 11 классов национальных профильных образовательных учреждений «Русская литература» /Черкезова М.В.
Учебно-методический комплект по литературе создан на основе оригинальной авторской программы, построенной по концентрическому принципу. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. Предлагаемые учебные книги существенно отличаются от ранее существовавших своей структурой и подачей литературного материала. Это учебники нового поколения, они созданы по обновленной программе литературного образования и имеют единую стройную систему. Отбор художественных произведений определяется образовательным стандартом, возрастом школьников и тем, что русский язык является неродным для ребят, которым предназначены книги. В хрестоматиях продуман методический аппарат: справки о писателях, справки по теории литературы, вопросы и задания, словарные статьи. Большое внимание уделяется развитию речи учащихся, навыкам выразительного чтения. Задания и вопросы нацелены на формирование представления об эстетической ценности художественного произведения. Для каждого класса будут выпущены методические рекомендации для учителя. Отдельными изданиями выпущены сборники программ по русской литературе для национальных образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Учебники имеют гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» и включены в Федеральный перечень. Литература народов России
Это единый комплект учебников для 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Каждый учебник построен с учетом возрастных особенностей учащихся и требований Государственного образовательного стандарта. Материал данных учебников-хрестоматий полностью отвечает одной из важнейших задач преподавания литературы в школе, поскольку реально дает представление о различных литературах России в контексте диалога культур. Учебники-хрестоматии предлагаемой серии включены в Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.
Зарубежная литература
В учебнике представлены выдающиеся литературные произведения разных стран и эпох, даны краткие биографические справки о писателях, вопросы и задания, словари. Тексты сгруппированы тематически. Учебник может быть использован в школах всех типов. Пособия для учащихся
Рабочие тетради представляют собой вспомогательные пособия, призванные научить учащихся логично, ясно, образно формулировать мысль, создавать композиционно оформленные тексты разных типов и жанров. Обучение написанию сочинений включает в себя лингвистическую работу с текстами признанных мастеров художественного слова. Характер заданий достаточно разнообразен: они ориентированы на формирование творческого мышления, совершенствование культуры письменной речи.
Эрзянский язык и мордовская литература
Воспитание учащихся как хранителей традиций, обычаев, культуры своего народа становится сегодня наиболее актуальным. Вся работа в области национального образования должна зарождаться в дошкольных учреждениях, плавно переходить в начальное звено школы и иметь развитие на средней и старшей ступени обучения. Иными словами, в области национального образования важным аспектом является преемственность. Осуществление этнокультурного образования предполагается прежде всего на уроках родного языка, родной литературы, культуры в школах республики. Современный курс эрзянского языка реализует общие цели обучения эрзянскому языку и мордовской литературе: 1. Привитие интереса детей к изучению эрзянского языка. 2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к эрзянскому языку, сохранение чистоты эрзянского языка как явления культуры. 3. Увеличение словарного запаса учащихся. Обучение эрзянскому языку и мордовской литературе рекомендуется осуществлять по следующим программам: 1. Эрзянь келень программат 5-11 класстнэнень. - Саранск, 2001. По данной программе в 5 классе изучаются синтаксис, фонетика, графика, орфография, лексика, части слова и словообразование. В 6 - 8 классах рассматриваются морфология и орфография, 8 - 9 классах - синтаксис и пунктуация, 9 - 11 классах - текст, стилистика. 2. Эрзянь келень ды ловномань программат 5-9 класстнэнень (рузонь кельсэ тонавтницятненень). - Саранск, 2001. 3. Тиринь литература 5-11-це классонь программат. - Саранск, 1995. Мордовская литература по данной программе в 5 - 7 классах проводится как литературное чтение. В 8 - 9 классах учащиеся знакомятся с историей мордовской литературы. В 10 - 11 классах мордовская литература изучается в историко-литературном аспекте. При преподавании эрзянского языка и литературы рекомендуются к использованию следующие учебники и учебные пособия:
Этнокультурное образование предполагает знакомство с историей, культурой, языками народов нашей республики, поможет воспитать детей умеющими видеть и беречь прекрасное, стать доброжелательными и отзывчивыми. Для осуществления преподавания эрзянского языка в 5 классах готовится «Программа по изучению эрзянского языка в школах с полиэтническим контингентом обучающихся. 5 класс (четвертый год обучения)». Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Данная программа предполагает к концу учебного года понимание учащимися эрзянской речи учителя, а также читаемого текста, понимание и умение вести беседу на темы, близкие детям данного возраста.
Мокшанский язык и литература В.Ф. Рогожина, доцент кафедры филологического образования
Идея сохранения национальных языков как уникального достояния мордовского народа является одной из наиболее значимых в комплексе культурологических проблем современности. Особое значение это имеет для молодежи, только вступившей в сознательную жизнь: знание языков воспитывает уважение к культуре народов, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации. В 2008 - 2009 учебном году рекомендуются следующие программы по мокшанскому языку и мордовской литературе: 1. Мокшень кялень программат 5 - 11 классненди/ Келин М.А., Ломакина Т.И. – Саранск, 2001. 2. Мокшень кялень программат 5 - 9 классненди, 1996. 3. Мокшэрзянь литературань программат 5 - 11 классненди. - Саранск, 2001. 4. Мокшень кяль. 5 кл./ Имярекова В.М., Седова П.Е. - Саранск, 2005. 5. Мокшень кяль. 6 кл./ Ломакина Т.И., Иванова Г.С. - Саранск, 2004. 6. Мокшень кяль. 7 кл./ Келин М.А. - Саранск, 2002. 7. Мокшень кяль. 8 кл./ Алямкин Н.С. - Саранск, 2006. 8. Мокшень кяль. 9 кл./ Киреев В.Л., Наумов А.В. - Саранск, 1994. 9. Мокшень кяль. 10-11 кл./ Поляков О.Е., Келин М.А. - Саранск, 2007. 10. Родной литература. 5 кл./ Азыркина Е.И. - Саранск, 2003. 11. Родной литература. 6 кл./ Азыркина Е.И., Ефимова М.Ф. - Саранск, 2005. 12. Родной литература. 7 кл./ Савинова З.Т. - Саранск, 1991. 13. Родной литература. 8 кл./ Соколова В.Е., Конакова Ж.А. - Саранск, 1994. 14. Мокшэрзянь литература. 9 кл. / Кубанцев Т.И. - Саранск, 1997. 15. Мокшэрзянь литература. 10 кл. /Кубанцев Т.И., Макушкин В.М - Саранск, 2000. 16. Мокшэрзянь литература. 11 кл. / Кубанцев Т.И., Макушкин В.М. - Саранск, 2001. 17. Мокшень кяльса сёрмадомань, корхтамань, пунктуациянь норматне. - Саранск, 1995. 18. Касыксонь валкс / Поляков О.Е. - Саранск, 2001. 19. Писательсь и эряфсь / Имяреков М.Г. – Саранск, 1992. 20. Серебряные цепочки / Брыжинский В.С. - Саранск, 2002. 21. Мокшень кяль. Морфология. – Саранск, 2000. 22. Мезе тейнек эряви?… Мокшень литературань антология / Малькина М.И. - Саранск, 2001. 23. Мокшень кяльть тонафнемста аф классонь тевть ётафтомац. Учебнай пособия национальнай отделениянь студенттненди / Гришунина В.П. – Саранск, 2004. 24. Корхтама маштомань касфтома урокт (5 - 11 кл.)/ Рогожина В.Ф. – Саранск, 2005. 25. Мокшень кяльть коряс тестт: учебнай пособия / Авт.-сост.: В.Ф. Рогожина, В.П. Гришунина. - Саранск, 2008.
Татарский язык и литература Н.Х. Насырова, методист кафедры филологического образования
На современном этапе модернизации образования приоритетным направлением государственной политики в сфере образования признано обеспечение доступности и качественного общего образования. Главным условием обновления содержания филологического образования, приведения его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны является введение государственного стандарта общего образования. В 2007 - 2008 учебном году в 22 школах Республики Мордовия татарский язык и литература изучался как предмет обучения. С 2008 - 2009 учебного года осуществляется переход на новую линию учебно-методических комплектов по татарскому языку и литературе для учащихся-татар школ с русским языком обучения, поэтому предлагается региональный перечень учебной литературы, рекомендованной на 2008 - 2009 учебный год.
Дополнительная литература 1. Абдрахимова Я.Х., Дидактические материалы по татарскому языку, 5 - 9 классы. – Казань: Магариф, 2003. 2. Максимов Н.В., Занимательная грамматика, 5 - 11 классы. – Казань: Магариф, 2003. Методическая литература 1. Хабибуллина З.Н., Гыйлажев И.Г. Сборник текстов изложений по татарскому языку, 5 - 11 классы. – Казань: Магариф, 2003. 2. Сборник диктантов, коллектив, 5-11 классы. – Казань: Магариф, 2004. 3. Сборник текстов изложений по татарскому языку для проведения выпускных экзаменов, 9 кл. – Казань: Магариф, 2003. 4. Книги из серии "Школьная библиотека", Хатер, 2002, в 15 т. 5. Книги из серии "Классики татарской литературы", Хатер, 2004, в 15 т. 6. Татар балалар адабияты, Хатер, 2003., в 20 т. 7. Таи. Программы по татарскому языку и программы по татарской литературе, методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, СD-диски, таблицы, 2007. Иностранные языки Л.М. Немчинова, методист кафедры филологического образования В.А. Куркова, ст. преподаватель кафедры филологического образования
В последнее десятилетие языковое образование в России переживает процесс модернизации, что связано с резким повышением статуса иностранного языка в обществе, изменением социокультурного контекста изучения языков международного общения, появлением ряда федеральных и региональных документов в области образования. Приоритетность языкового образования связана с ролью языка в жизни общества. Язык является средством познания и общения, развития и воспитания, воздействия и самореализации. Обучение иностранным языкам признается приоритетным направлением во всех документах Совета Европы и в новых российских документах об образовании. Функционирование системы языкового образования обеспечивается набором нормативных и программно-методических документов, регулирующих процесс образования по иностранным языкам: 1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам// Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2 - 11 классы в кн. «Образование в документах и комментариях». – М.: АСТ, Астрель, 2004. 2. Примерные программы по иностранным языкам// Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2 – 11 классы в кн. «Образование в документах и комментариях». – М.: АСТ. Астрель, 2004. 3. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 2 - 11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 2005. 4. Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка. – М.: Просвещение, МАРТ, 2004. 5. Программы для общеобразовательных учреждений. Французский язык для 1 - 11 классов школ с углубленным изучением французского языка. – М.: Просвещение, 2001. 6. Авторские программы к завершённым учебно-методическим линиям, имеющим гриф МО РФ. 7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003. Эти документы призваны осуществлять гибкое управление многоуровневой вариативной системой обучения иностранным языкам, служат основой для разработки образовательной программы школы. Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года на изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении отводится: со 2 по 4 класс по 2 часа; с 5 по 9 класс по 3 часа; в 10 - 11 классах (базовый уровень) – 210 часов, т.е. 6 часов в неделю; в 10 - 11 классах (профильный уровень) – 420 часов, т.е. 12 часов в неделю. Установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределить нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. При этом надо иметь в виду, если предмет «Иностранный язык», входящий в инвариантную часть ФБУП на профильном уровне, то на базовом уровне он не изучается. Выделение разного объема часов в 10 - 11 классах на базовом и профильном уровнях обусловливает разный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности учащихся. К завершению обучения в старшей школе на базовом уровне планируется достижение выпускниками уровня, приближающегося к общеевропейскому пороговому (В1) уровню подготовки по иностранному языку, на профильном уровне планируется достижение учащимися общеевропейского порогового уровня и приближение к пороговому продвинутому уровню (В2). Языковая подготовка учащихся не ограничивается курсом иностранного языка профильного уровня. Школьникам должна быть предоставлена возможность продолжать изучение иностранного языка или его аспектов, использование его в качестве средства образования и самообразования за счет элективных курсов, таких как: Вводный курс делового письма. 10 - 11 классы / Т.О. Догаева.- М.: Дрофа, 2006. Франция, которую я люблю. 10 - 11 классы / О.М. Козаренко. - М.: Дрофа, 2005. Туризм. 10 - 11 классы / Л.В. Кнодель. - М.: Дрофа, 2006 и др. Методические рекомендации по дидактическому обеспечению элективных курсов содержатся в книге «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область “Филология”» (М.: Национальный фонд подготовки кадров, 2004). Кроме того, разработана «Программа обучения иностранному языку в спецкурсе социально-экономического профиля на старшей ступени школы» (М.: АПКиПРО, 2003), созданы «Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки)» (Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. - С. 2). Проблема обновления содержания иноязычного образования и форм организации учебно-воспитательного процесса неразрывным образом связана с проблемой обновления учебно-методической базы по предмету, что является необходимым условием для решения стратегических задач модернизации образования, повышения его качества, доступности и эффективности. Приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. № 349 утвержден Федеральный перечень учебников, обязательный для использования в каждом ОУ, реализующем программы среднего общего образования и имеющем государственную аккредитацию («Вестник образования», №2, , 2008 г.). В целях организации эффективного процесса обучения рекомендуется продолжение учебно-методической линии, начатой ранее. В связи с этим для обеспечения содержательной и дидактической преемственности в преподавании предмета наиболее приемлемыми являются УМК с завершенной авторской линией. В условиях формирования единого европейского и мирового пространства, которое сочетается со стремлением наций сохранить свою языковую и культурную индивидуальность, достижение требований федерального компонента государственного образовательного стандарта реально возможно только при всемерной поддержке многоязычного школьного образования. Система школьного образования должна при наличии условий (обеспеченность педагогическими кадрами, учебниками, техническими средствами) предоставлять учащимся широкий выбор изучения иностранных языков. При этом особое внимание следует уделять аутентичности и ценностной значимости иноязычных материалов, используемых на уроках иностранного языка, для формирования у школьников представлений о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии своей страны и стран изучаемых языков.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |