Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.



2020-02-04 450 Обсуждений (0)
Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии со ст. 15 Конституции органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, гражда­не и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы; зако­ны и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны проти­воречить Конституции страны. Естественно, что и подзаконные акты должны соответствовать Конституции и законам, а также актам выше­стоящих органов исполнительной власти. Они должны издаваться в пределах компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в установленном порядке и в установленной форме. Как законы, так и подзаконные акты обязательны для исполнения всеми без исключения гражданами, органами, организациями и должностными лицами. По­нимание и применение всех правовых актов должно быть единообраз­ным. Недопустимо противопоставление законности и целесообразнос­ти. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность, иную адекватную реакцию государства на противоправное поведение. Именно эти основные требования определяют сущность законности в сфере реализации исполнительной власти.

Самую многочисленную группу субъектов права составляют органы исполнительной власти, администрация государственных и негосудар­ственных предприятий, учреждений и организаций. Они не только применяют законы и подзаконные акты, но и сами издают большое число правовых актов, которые должны правильно отражать жизнен­ные потребности и, что чрезвычайно важно, быть законными. Это является важнейшим условием четкой и слаженной работы всех органов исполнительной власти, успешного выполнения стоящих перед ними задач по руководству экономикой, социально-культурной и админи­стративно-политической деятельностью.

Очевидно, что в правовом государстве должна быть всесторонняя, фундаментальная правовая база. За последние годы в России массив новых законодательных актов резко возрос, но пока, к сожалению, в нормотворческом процессе преобладают подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, ведомственные акты). От­сюда задача — минимизировать необходимость и возможность издания подзаконных нормативных актов, дополняющих или уточняющих за­коны, поскольку это нередко грозит нарушением законности.

Главное же заключается в обеспечении исполнения законов и дру­гих нормативных правовых актов, особенно теми, кому доверено их применение. Большое зло в строительстве правового государства — бездеятельность и прямые нарушения законов и подзаконных актов со стороны органов и должностных лиц исполнительной власти. Поэтому государство должно эффективно обеспечивать законность и дисципли­ну в деятельности органов исполнительной власти. При этом важно добиваться не только точного, но и единообразного исполнения зако­нов и подзаконных актов во всей Российской Федерации. Единообраз­ное понимание и применение норм права касается всех участников управленческой деятельности — как управляющих, так и управляемых.

Эффективность деятельности органов исполнительной власти за­висит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса. Под государственной дисциплиной подразу­мевается сознательное повиновение всех граждан порядку и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, выполне­ние государственными служащими общих и должностных обязаннос­тей и распоряжений руководителей. Меры, обеспечивающие закон­ность, способствуют укреплению дисциплины.

В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности ор­ганов исполнительной власти проводится соответствующая работа. Это: совершенствование системы органов исполнительной власти и более четкая регламентация их правового статуса; определение общих и должностных обязанностей и прав государственных служащих, пре­делов их личной ответственности; принятие правовых актов, преду­сматривающих административный и судебный порядок восстановле­ния нарушенных прав и законных интересов граждан; воспитание у граждан чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры.

Вместе с тем действует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению закон­ности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции обобщенно на­зываются способами обеспечения законности (см. схему 17.) Это — кон­троль и надзор, а также обжалование (реализация права жалобы).

Контроль — это система наблюдения и проверки про­цесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и обще­ственные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности и, если таковые имеются, то своевременно уст­раняют их, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государст­венных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятель­ности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятель­ность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Различаются два вида надзора: прокурорский и административный. Определенная роль в обеспечении законности в сфере управления отводится общественному контролю, а также заявлениям и жалобам граждан.

Общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти (должностных лиц) осуществляется гражданами и их объеди­нениями в соответствии с Федеральными законами и другими правовыми актами. Граждане и их объединения в случаях, предусмотренных законодательством, вы­ступают как частные лица или от имени общественности, а не госу­дарства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля харак­терно предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством применения мер общественного воздействия, а также путем внесения предложений о мерах по обес­печению общественного порядка и безопасности, защиты прав и за­конных интересов граждан.

Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполни­тельной власти. Согласно ст. 33 Конституции, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив­ные обращения в государственные органы и органы местного самоуп­равления. Каждый гражданин вправе обратиться в суд в соответсвии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

 

Список используемой литературы:

 

1. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2000. — 468 с.

2. Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образова­ние». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 512 с.

3. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 г.

4. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г.

5. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

6. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. — 608 с.

7. БахрахБахрах, Д. Н. Вопросы законности в государственном управлении /Д. Н. Бахрах. //Правоведение. -1992. - № 3. - С. 3 – 12

8. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - ООО Новая Правовая культура, 2004 г.

 

 



2020-02-04 450 Обсуждений (0)
Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)