Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Акты применения права: понятия, виды.



2020-02-04 243 Обсуждений (0)
Акты применения права: понятия, виды. 0.00 из 5.00 0 оценок




Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит госу­дарственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государ­ством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использова­ния юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необ­ходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного[13].

Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятель­ности[14].

 

Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:

а) "собственнические" акты управления;

б) властные акты в области применения права;

в) акты прямого осуществления центрального руководства;

г) координационные акты;

д) ориентировочные индивидуальные акты.

Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:

а) наличие одного и того же основания;

б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;

в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;

г) логическая непрерывность деления на классы.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

· по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.

· по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.

· в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.

· Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

· Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения[15].

· по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);

· в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);

· по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;

· в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;

· по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;

· по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;

· в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.

· по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

а) первичные;

б) производственные;

в) смешанные.

· по сферам использования:

а) хозяйственные;

б) социально-культурные;

в) административно-политические.

Следовательно, акты применения права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

Заключение.

Право таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы теряют свое социальное значение.

Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.

Динамичная правовая система представляет собой постоянное «воспроизводство» права, исторически непрекращающийся процесс правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При первом пути образования права, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути образования права субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В одном случае образование права включает не только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В другом – реализация права  включает продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное право уже начало осуществляться. Правообразования – предпосылка правореализации, в то время как социальные последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь правообразования.

К формам реализации права относятся: соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права и применение норм права. Применение норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько стадий применения права.

Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела – эта стадия характеризуется тем, что по ней выясняется, обладает ли рассматриваемый случай юридической значимостью, попадает ли он под действие норм права или нет, нормами, какой отрасли права регулируется то или иное деяние, являющееся объектом его анализа.

Выбор правовой нормы, подлежащей применению – это стадия предполагает отыскание нормы права, которая связывает с теми или иными фактами юридические последствия.

Следующая стадия применения права – «уяснения и разъяснения, смысла и содержания (толкование) нормы права». Она имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни. Толкование норм права это деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержание общеобязательной воли общества, выраженных в нормах права.

После разъяснения и уяснения смысла, и содержание юридических норм соответствующие органы государства принимают решения, которые оформляются в официальных актах. Эти акты называются актами применения права. Акт применения права – это властное предписание органов государства, индивидуализирующее нормы права к конкретным случаям жизни. Принятое решение в порядке, предусмотренном нормами права, составляет содержание акта применения права. В нем обосновывается необходимость данного решения, указывается его целевое назначение.

Завершающей стадией применения права является осуществление контроля  над  реализацией принятого решения. Контрольными функциями по проверке и реализации акта применение на высшем уровне обладают Президент Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. На ином уровне ими наделены соответствующие государственные органы и должностные лица.

Отсюда реализация права – это общецивильная основа и суть правопорядка, которая в свою очередь имеет свои формы и пути реализации для осуществления определённых целей. А применения права направленно на удовлетворение не личных потребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всего общества и имеет признаки и стадии для того чтобы всё это осуществить. В свою очередь акты помогают обеспечить действие закона, они представляют собой необходимый и важный элемент правовой системы государства.

Список литературы.

1. Конституция РФ (с изм. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. -№135. 10.01.2009.  

 

2. Алексеев С.С. Теория государства и права. - М., 1999.

3. Алексеев С.С. Государство и право. - М., 2004.

4. Иванников И.А. Общая теория государства и права. - М., 2008.

5. Коваленко А.И. Теория государства и права. - М., 2002.

6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М.,1999.

7. Протасов В.Н. Теория государства и права: проблемы теории и прав государства. - М., 2001.

8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М., 2006.

9. Манов Г.Н. Теория государства и права. - М., 2003.

10. Марченко М.Н. Проблемы государства и права. - М., 2007.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2003.

12. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. - М., 1999.

13. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. - М., 2004.

14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 2001.

15. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2003.

16. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. - М.,2002.

 


[1] Монтескье. М. О духе законов.

[2] Иванников И.А. общая теория государства и права. - М.,2008. - с.200.

[3] Матузов М.И., Малько А.И. Теория государства и права. - М.,2001.- с.328.

[4] Протасов В.Н. Теория государства и права: проблемы теории права и государства. - М.,2001. - с.53.

[5] Матузов М.И., Малько А.И. Теория государства и права. - М.,2001.- с.329.

[6] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2001. - с.258,259.

[7] Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории государства и права. – М.,2001. – с.40.

[8] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.,2006. - с.20.

[9] Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М., 1989. - с.81-103.

[10] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2001. - с.260.

[11] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.,2003. - с.221.

[12] Иванников И.А. Общая теория государства и права. – М.,2008. – с.203.

[13] Манов Г.Н. Теория государства и права. - М., 2003. - с. 284.

[14] Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность органов управления. – М., 1999. - с. 100-107.

[15] Коваленко А.И. Теория -*государства и права. - М., 2002. - с.284-287.



2020-02-04 243 Обсуждений (0)
Акты применения права: понятия, виды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Акты применения права: понятия, виды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)