Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные приоритеты внешней политики России.



2020-02-04 333 Обсуждений (0)
Современные приоритеты внешней политики России. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На протяжении веков наша страна проводила энергичную многосекторную внешнюю политику. Это обусловливалось размерами территории и уникальным геополитическим положением России. Расположенная на двух континентах и граничащая с множеством сопредельных государств, она всегда была вынуждена направлять свою внешнюю политику на решение це­лого комплекса задач в западном, восточном и южном направлениях.

В советский период истории наша страна в союзе с другими странами Восточной Европы и Юго-Восточ­ной Азии представляла собой мощную силу в экономи­ческом и особенно в военном отношении. На эту внут­реннюю ресурсную базу опиралась наша внешняя политика, что способствовало ее успехам.

К началу XXI века вокруг Российской Федерации сложилась новая международная обстановка. Страна осталась без союзников, ее экономический и военный потенциалы значительно снизились. Наряду с опреде­ленным укреплением международных позиций Россий­ской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с фор­мированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром. Все это потребовало переосмысления общей стратегии и приоритетов российской внешней политики и воз­можностей ее ресурсного обеспечения.

Продолжают отрицательно сказываться на между­народном положении России последствия распада Советского Союза. И от Европы и от Азии Россию от­делили страны так называемого ближнего зарубежья — суверенные государства, бывшие союзные республи­ки СССР. Ограничился доступ России к незамерзаю­щим морям, многие порты остались «за границей». Часть русского населения — государствообразующей нации Российской Федерации— волею судеб оказалась на территории других государств (это 25 милли­онов человек). Государственные отношения России со странами ближнего зарубежья продолжают оставаться сложными. Экономическая потребность убеждает в необходимости восстановления и развития производ­ственных, культурных, политических связей между нашими странами — участницами Содружества Неза­висимых Государств, в этом направлении заключается немало договоров, соглашений. Но они, по признанию лидеров государств СНГ, не работают, остаются на бумаге.

В этих сложных международных условиях главные усилия российской внешней политики направляются на достижение следующих основных целей:

1. Обеспечение надежной безопасности страны, со­хранение и укрепление ее суверенитета и терри­ториальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наиболь­шей мере отвечают интересам Российской феде­рации.

2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и де­мократического миропорядка, строящегося на об­щепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобра­зований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

4.Формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфлик­тов прилегающих к Российской Федерации ре­гионов.

5.Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, опре­деляемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

6.Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

7.Содействие позитивному восприятию Российской
Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Достижение этих целей будет способствовать со­хранению за Россией статуса великой державы. А что наша страна может и должна быть таковой — в этом мнении нет разногласий в среде российской полити­ческой элиты. Разногласия существуют в другом, — какими путями, средствами это сделать, какие пара­метры определяют положение того или иного государ­ства в системе международных отношений. Сегодня среди наших политиков есть два основных подхода по этому вопросу. Они анализируются в периодической печати, в ряде изданий политологической литературы. Суть этих подходов состоит в следующем.

Сторонники первого подхода утверждают, что ве­личие России должно утверждаться и поддерживаться путем укрепления своего военно-политического авторитета, противоборства с существующими международными силовыми центрами, создания собственного центра силы совместно со странами СНГ и другими государствами, преимущественно азиатскими. Таким образом, этот подход ориентирован на самоутвержде­ние России через усиление ее влияния на мировые по­литические процессы, повышение ее «силового» авто­ритета.

Другой подход к путям возвеличения России в современных условиях связан с решением ее внут­ренних проблем. Его сторонники видят этот путь, прежде всего в экономическом развитии страны, в увеличении ее доли в мировой экономике, повыше­нии конкурентоспособности наших товаров на миро­вом рынке, укреплении хозяйственных и торговых связей с другими государствами. Это объективно будет повышать престиж нашей страны, ее между­народный авторитет.

Оба подхода — и политический и экономичес­кий — не лишены оснований. Они реальны в нынеш­ней политической расстановке сил на мировой арене и в условиях глобализации современных мирохозяй­ственных связей. Но более результативным будет, видимо, путь, при котором соединятся и линия на повышение силового потенциала России на междуна­родной арене и линия на внутреннее, прежде всего экономическое, возрождение нашей страны, усиление ее экономического потенциала. Важное значение имеют также дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского обще­ства, повышение материального уровня жизни людей. Все это будет расширять притягательную силу нашей страны.

В Концепции внешней политики Российской Фе­дерации, принятой в 2000 году и опубликованной в печати[4], определяются приоритеты нашей страны в решении глобальных проблем современности.

В области укрепления международной безопасно­сти Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональ­ной стабильности. В этих целях Российская Федерация будет неукоснительно выполнять взятые на себя обя­зательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых догово­ренностей, отвечающих как ее национальным интере­сам, так и интересам безопасности других государств. В последние годы реальную опасность для мирового содружества представляют собой два фактора — меж­дународный терроризм и незаконный оборот наркоти­ков. Россия ставит перед собой как важнейшую внеш­неполитическую задачу бороться всеми средствами против этих зол, способных дестабилизировать обста­новку не только в отдельных государствах, но и в це­лых регионах.

В области международных экономических отно­шений главным приоритетом российской внешней политики является содействие развитию националь­ной экономики, которое в условиях глобализации не­мыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели наше государство будет обеспечивать благопри­ятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа; способствовать формиро­ванию справедливой международной торговой систе­мы. Содействовать расширению отечественного экс­порта и рационализации импорта в страну; содейство­вать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики. Приводить обслуживание рос­сийского внешнего долга в соответствие с реальны­ми возможностями страны; формировать комплекс­ную систему российского законодательства и между­народную договорно-правовую базу в экономической сфере.

В области информационного сопровождения своей внешнеполитической деятельности важной задачей Россия считает доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Россий­ской Федерации. Также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества, ши­рокое разъяснение за рубежом сути нашей внутрен­ней политики, происходящих в стране социальных процессов.

Наряду с приоритетами в области глобальных проблем современности, в Концепции внешней поли­тики Российской Федерации формулируются и раскры­ваются региональные приоритеты. Первым из них называется обеспечение многостороннего и двусто­роннего сотрудничества с государствами — участни­ками Содружества Независимых Государств.

Важнейшей составляющей этого сотрудничества является развитие стратегического партнерства, в ко­тором бы учитывались интересы национальной безо­пасности России, равно как и других государств СНГ, в том числе в рамках Договора о коллективной безо­пасности. Россия стремится наращивать совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Своей внешнеполитической деятельностью Россия будет спо­собствовать развитию экономического сотрудничества со странами СНГ на основе взаимной выгоды.

Традиционным приоритетным направлением внеш­ней политики России является ее отношение с евро­пейскими государствами. Главная цель на этом направ­лении — создание стабильной системы общеевропейс­кой безопасности и сотрудничества.

Ключевое значение имеют отношения России с Европейским союзом (ЕС). Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в целом в Европе. Это: расширение самого союза за счет вступления в него новых государств, переход к единой валюте, реформирование общих политических и экономических институтов, становление общей внеш­ней политики стран Евросоюза и общей системы безо­пасности. Строя отношения с Европейским союзом в целом и отдельными странами — его членами, Россия Центральная и Южная Америка. Особое место в рос­сийской внешней политике занимает Ближний Вос­ток, включая зону Персидского залива и Северную Африку.

Таковы на сегодня приоритетные направления внешней политики Российской Федерации. При опре­делении их наша страна исходит из общей междуна­родной ситуации расстановки сил на мировой арене.

 

 

Заключение.

 

Одной из важнейших функций государства является его внешнеполитическая деятельность, осуществляемая специально создаваемыми для этого государственными органами.

Главная цель внешней политики государства – защита его национальных интересов на международной арене, содержание и направленность внешней политики государства зависит от его положения в системе международных отношений, а также от его возможностей ее ресурсного обеспечения внутри страны.

Средствами внешней и внутренней политики каждое государство обеспечивает свою национальную безопасность, которая представляет собой систему факторов, делающих данное государство независимым, самостоятельным в отношениях с другими государствами. В современном мире безопасность каждой страны может быть реальной только при наличии международной безопасности, доверительных отношений между государствами.

Что касается России, то особенности современной международной обстановки накладывают свой отпечаток на ее внешнеполитическую деятельность. После распада СССР внешняя политика нашей страны была переориентирована на новые приоритеты, изменилось содержание отношений России с другими государствами, сузился круг стран, поддерживающих российскую внешнюю политику. Поэтому в этих условиях Россия в своей внешней политике может исходить в основном из собственных ресурсов.

Таким образом, внешняя политика государства — это широкая, многосторонняя деятельность целого ряда субъектов политики как правительственного, так и неправительственного уровня. Она пронизыва­ет собою все сферы международных и межгосудар­ственных отношений: экономику, культуру, экологию, военное дело и направлена к единой цели — обеспе­чить развитие своей страны как независимого и пол­ноправного члена мирового сообщества.

 

Содержание.

 Введение.

1.Формирование внешней политики государства………………2

а. Объективные и субъективные факторы внешней политики…………………………………………………………………..3

б. Основополагающие цели внешнеполитической деятельности………………………………………………………4

2. Механизм реализации внешней политики…………………….6

а. Основные формы осуществления внешней политики……..6

б. Принципы внешней политики…………………………………8

3.Современные приоритеты внешней политики России……..14

Заключение.

Список литературы.

 

Список литературы.

 

1.Политология. Энциклопедический словарь. М. –1993.

2.Политология. Курс лекций; под ред. Глотова С.А. Скворцова В.В. М. 1999г.

3.Воробьев К.А. Политология учебное пособие для вузов М. Академ. проект 2003г.

4.Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник для вузов. М – Аспект. Пресс. 2003г.

5.Шейнис В. Национальные интересы и внешняя политика России. МЭ и МО – 2003 г.

6.Тихомиров Ю. Проблемы безопасности России в условиях глобализации. Власть 2004г.N 1.

7.Российская газета –11 июня 2000 г.


[1] См. политология: Энциклопедический словарь – с. 45; М.В. Прокопов. Политология: Курс лекций- М.2000- с.259. [1] См. Политология: Энциклопедический словарь – с .46.

 

[2] См. Политология: Энциклопедический словарь – с .46.

[3] См. Политология: Курс лекций /Глотов С.А. Скворцов. И.П. Новиков В.В. и др. – С. 505.

[4] См. Российская газета. 2000. - 11 июля.



2020-02-04 333 Обсуждений (0)
Современные приоритеты внешней политики России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные приоритеты внешней политики России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)