Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль государства в кризисной экономике



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Роль государства в кризисной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В кризисной ситуации стране необходимо эффективное государство. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к централизованной хозяйственной деятельности. Оно должно проявить умение в использовании той собственности, которой располагает, для увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики. Российское правительство особе внимание уделяет концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях:

Формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение экономической, организационно правовой активности государства в целях стимулирования экономического подъема.

Развитие правовых и налого-бюджетных основ федерального устройства государства.

Легитимизация диалога между ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности.

Важным направлением государственной деятельности является поддержка законодательных инициатив, содействующих развитию конкурентной среды предпринимательской деятельности. Сам процесс государственного правотворчества должен осознанно вписываться в широкий исторический контекст развития страны. Государство должно активизироваться как в создании технических, а так и организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий, трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции. Одновременно государство должно наладить систему управления активами. В противном случае права собственника принимают на себя директор и промышленный управленческий аппарат, что порождает уродливые формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают право распоряжаться чужими капиталами.

Бесхозность государственной собственности- один из тормозов на пути к экономическому росту, причина невыплаты налогов и источник скрываемых доходов. Налаживание эффективного управления государственными предприятиями, грамотное управление государственными активами в рыночном режиме расчищают дорогу экономическому росту. Все должно работать на вектор поступательного движения вперед. Необходимо наладить партнерство между предпринимателями и государством. Это один из путей экономического роста в условиях кризиса. Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер. Трудно уповать только на автоматизм рыночных регуляторов, иногда государству просто необходимо вмешиваться по средством издания необходимых нормативно-правовых регуляторов(актов). В последние годы государство предпринимало неоднократные попытки для создания условий экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе эффективных проектов, выделения государством необходимого объема средств.

Но никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Средства не нашлись потому, что государственное регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой. Выход из кризиса во многом зависит от взаимодействия государства и частной собственности, многоукладности экономики, финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной реструктуризации нашего внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут заработать автоматически. Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломит эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути: 1 активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств. 2 увеличение вложений в оборотные фонды для более полного использования производственного и трудового потенциала.

Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств нет ни у государства, ни у коммерческих банков. На иностранных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и гарантий невозможно обеспечит собственный рост. Осталось два неиспользованных источника: средства населения и амортизационные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестиционный процесс как минимум при условии предоставления абсолютной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизационные отчисления, исчисляемые миллиардами рублей, идут на заработную плату, оплату сырья, топлива и энергии, что абсолютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокращению действующих производственных фондов. Что делать? Видимо, придется решать вопрос эмиссионной политики, дополняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели. Государство должно выступать инициатором дальнейших институциональных преобразований.

Корректировки макроэкономической политики будут блокироваться, если не внести изменения в действующую систему кредитно-банковских учреждений. В ее нынешнем упрощенном виде она не отвечает условиям перехода к экономическому росту в стране с таким разнообразием интересов, форм хозяйствования, столь сложной производственной и региональной хозяйственной структурой. Необходимо усиление контроля за деятельностью банков с государственной долей участия. Надо выделить среди этой категории банков прежде всего те, а которые будут возложены функции инвестиционных банков, нацеленных на восстановление промышленного и аграрного секторов экономики.

В конечном итоге, необходимы новая мотивация и новая дисциплина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами- правительством, предпринимателем и работником. Эффективное и ответственное государство, свобода выбора и предпринимательства, личный интерес, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, - должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России. К числу основных задач нового этапа правительства относит следующее: преодоление кризиса, расширения налогооблагаемой базы, доведение инфляции до уровня 3-4% в год, поддержание стабильного валютного курса; сужения поля коррупции и прямого воровства путем установления некоторых наиболее очевидных причин, порождающих эти явления; проведение социальной реформы в области государственного образования, здравоохранения и т.д.; создание в стране полноценного земельного рынка; восстановление инвестиционного процесса при усилении роли государства.

На основании изложенных заключений и выводов необходимо: радикально изменить курс социально-экономической политики; направить усилия государства на всемирную поддержку производства, активное вовлечение в хозяйственный оборот финансовых ресурсов страны, снижение долгового бремени экономики. В этих целях необходимо сконцентрировать усилия государства на сокращение затрат на содержание государственного аппарата и рационализации других бюджетных расходов, не связанных с качеством и уровнем жизни населения, разработать и осуществить долгосрочную программу промышленной политики, перестройки структуры производства. На основе повышения конкурентоспособности производства и создания в стране благоприятного инвестиционного климата содействовать сокращении бегств капитала из страны; принять законодательные и нормативные акты, направленные на обеспечение социальных гарантий, т.е.:

· Установление размера минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума.

· Возмещение работникам ущерба за нарушение сроков начисленной заработной платы, пенсий, пособий.

· Введение в практику переговоров об условиях и уровне оплаты труда лиц, работающих по найму.

· Утверждение порядка упреждающей индексации оплаты труда с учетом прогнозируемого роста стоимости жизни.

· Увеличение средней оплаты труда работников бюджетной сферы в отраслях, непосредственно определяющих качество трудовых ресурсов (здравоохранение, образование, наука и культура). Зарплата в этих от­раслях должна постепенно приближаться к зарплате работников промы­шленности, первоначально до 75 %- 80%, а в дальнейшем до 100% от средней оплаты труда в промышленности.

· Законодательное закрепление и введение в практику независимых экспертиз нормативно-правовых актов, экономических проектов и целевых программ.

Одним из ключевых направлений социальной политики государства должно стать принятие федерального закона о социальном партнерстве. Экономические ограничители нового этапа реформ связаны со спадом производства и соответственно способностью правительства существенно увеличить налоговые поступления в бюджет. Иными словами, речь идет о том, сумеет ли правительство естественными методами, т.е. без включения печатного станка, решить социально-экономические проблемы России.[23]

Антикризисные меры

 

Антикризисные меры следует разделить на обязательные и вынужденные. Первые следует реализовывать немедленно, не дожидаясь выхода кризисных тенденций из-под контроля, независимо от обстоятельств; вторые – в случае неуправляемого нарастания кризисных тенденций, неспособности государства к обслуживанию своих долговых обязательств. Своевременное применение обязательных мер позволит избежать необходимости использования мер вынужденных, к которым придется прибегнуть лишь в крайнем случае для минимизации последствий разрушения финансовой системы.

Существенное увеличение неналоговых бюджетных доходов

Обязательные меры: введение реальной государственной монополии на оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции через казенные предприятия, временное прекращение импорта этилового спирта, распространение акциза на все виды спирта с последующей его компенсацией потребителям технического спирта; перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета, проверка порядка ее формирования, обоснованности образования им фондов, относимых на расходы и накопления средств, получаемых в результате коммерческой деятельности; отмена решения Правительства о снижении ставок таможенного тарифа; введение вмененного налога на мелкие и средние торговые и посреднические фирмы; введение контроля за эффективностью размещения валютных резервов государства; повышение налога на валютообменные операции, введение налога на ввоз наличной иностранной валюты; активизация мер по возврату ранее предоставленных СССР и Россией кредитов другим странам; повышение эффективности использования государственной собственности, перечисление дивидендов по акциям предприятий и банков, находящихся в государственной собственности, в бюджет, установление строгой ответственности руководителей соответствующих министерств и ведомств, представителей государства за выполнение плановых ориентиров по доходности и оценочной стоимости активов вверенных им предприятий.

Ответственные: Правительство и Центральный банк.

Вынужденные меры: отмена всевозможных льгот по оплате таможенных пошлин, включая режимы временного ввоза; восстановление экспортного тарифа на вывоз природного газа, или введение госмонополии на этот вид деятельности; легализация источников происхождения капитала путем уплаты их владельцами подоходного налога с рыночной капитализации активов, приобретенных неизвестным способом.

Обеспечение устойчивости рубля, усиление валютного контроля.

Обязательные меры: решительное применение установленных санкций в отношении нарушений валютного законодательства, а также строгое соблюдение ограничений на приобретение иностранной валюты исключительно на цели оплаты импортных контрактов и других разрешенных законом текущих операций; восстановление ограничений на вывоз капитала; ужесточение валютного контроля за импортными операциями; ужесточение контроля и сокращение сроков репатриации валютной выручки от экспорта; переход к более гибкой политике обменного курса рубля, учитывающей требования поддержания конкурентоспособности не менее 2/3 отечественных товаропроизводителей, а также проблемы поддержания платежного баланса; обеспечение прозрачности деятельности Центрального банка в отношении политики размещения валютных резервов, операций на открытом рынке в целях регулирования обменного курса рубля, усиление контроля за деятельностью дилеров Центрального банка, исключение возможностей злоупотреблений в этой сфере; повышение устойчивости структуры валютных резервов страны, их диверсификация, отказ от привязки обменного курса рубля к доллару как в формировании валютных резервов, так и в политике регулирования и номинирования обменного курса; прекращение деятельности явных и скрытых оффшорных зон на территории России, применение санкций в отношении коммерческих структур, нелегально вывезших капитал или ведущих платежно-расчетное обслуживание проводимой в России деятельности в оффшорных зонах; запрет на открытие и ведение счетов оффшорных банков в российских коммерческих банках; введение ограничений на ввоз иностранной наличной валюты по установленным нормативам для физических лиц, при запрете на эти операций со стороны юридических лиц, за исключением Центрального банка; расширение практики использования рубля во внешнеторговых расчетах, а также в качестве резервной валюты в СНГ; создание межбанковского пула стабилизации рубля - механизма консолидированной ответственности банковского сектора за стабильность финансовых рынков за счет обязательных отчислений банками валютных средств в размере доли от объема их валютных активов. Ответственные: Центральный банк, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.

Сокращение расходов на обслуживание государственного долга

Ужесточение контроля за эффективностью и целевым использованием бюджетных расходов, их рационализация

Оживление производства и инвестиционной активности, преодоление платежного кризиса

Вынужденные меры: снижение акцизов на энергоресурсы с замещением выпадающих доходов бюджета восстановлением экспортных пошлин или прямых рентных платежей; “замораживание” цен на энергоносители и продукцию естественных монополий до выравнивания кумулятивных темпов их роста с ценами на готовую продукцию в течение последних лет; введение протекционистских мер во внешней торговле, включая временное установление количественных ограничений в целях защиты внутренних товаропроизводителей и выравнивания платежного баланса; расширение системы государственных закупок в целях натурального обеспечения соответствующих направлений бюджетных расходов; введение системы общественных работ на принадлежащих государству объектах инфраструктуры с натуральной формой оплаты; установление лимитов гарантированного тепло- и энергоснабжения производственных предприятий с их оплатой в порядке государственных нужд с соответствующим оформлением платежных требований и обязательств государства; национализация неплатежеспособных предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики страны с их последующей реструктуризацией, повышением эффективности работы и реприватизацией.

Ответственные: Правительство, Центральный банк, Федеральное Собрание.

Нормативное и организационное обеспечение реализации антикризисной программы

В сфере законодательства: принятие федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, внесенного Советом Федерации в порядке законодательной инициативы; принятие федерального закона “О чрезвычайных мерах по преодолению бюджетного кризиса”; принятие поправок к Федерального закону “О валютном регулировании и валютном контроле”, а также инструкций Центрального банка, направленных на введение ограничений на вывоз капитала, ввоз наличной иностранной валюты, ее ограничение во внутреннем обороте, ограничение наличных расчетов, развитие электронных расчетов и дебетовых платежных инструментов; принятие поправок к Уголовному кодексу, уточняющих и расширяющих ответственность за нарушения бюджетного и валютного законодательства; принятие решений Правительства по вопросам таможенных пошлин, контроля за качеством импортируемых товаров, регулирования внешнеторговых операций, оборота алкогольной продукции и осуществления других перечисленных мер.[24]


Содержание

 

Алексеев С.С. «Теория государства и права» М.: Норма. 1998.- 243с.

1. Марченко М.Н. «Теория государства и права» М.: Проспект, 2008. – 637с.

2. Носова С.С. «Экономическая теория» М.: Кнорус, 2009.-800с.

3. Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» М.: Юрист, 1994. - 360 c.

4. Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.

5. Жуков С.И. «Экономика и управление предприятием» Конспект лекций. Н.Челны: ТРТУ, 2007. – 118 с.

6. Чепурина М.Н. «Курс экономической теории» Киров: Аса, 2007 г.-848с.

7. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»: Учеб. пособие- 2-е изд. М.: Юрайт,1999. - 384 с.

8. http://budgetrf.nsu.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf80-13/vestniksf80-13040.htm

9. http://www.jourclub.ru/5/496

10. http://www.unn.ru/rus/books/stat3.htm

11. Конституция РФ

12. Налоговый кодекс

13. Трудовой кодекс

14. Таможенный кодекс

15. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

16. Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»

17. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

18. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

19. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

 

 


[1] Марченко М.Н. «Теория государства и права» М.: Проспект, 2008. – 637с.

[2] Алексеев С.С. «Теория государства и права» М.: Норма. 1998.- 243с.

[3] http://www.jourclub.ru/5/496

[4] Алексеев С.С. «Теория государства и права» М.: Норма. 1998.- 243с.

[5] Чепурина М.Н. «Курс экономической теории» Киров: Аса, 2007 г.-848с.

[6] http://www.unn.ru/rus/books/stat3.htm

[7] Жук С.И. «Экономика и управление предприятием» Конспект лекций. Н.Челны: ТРТУ, 2007. – 118 с.

[8] Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.

[9] Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» М.: Юрист, 1994. - 360 c.

[10] Конституция РФ

[11] Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.

[12] Налоговый кодекс

[13] Трудовой кодекс

[14] Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.

[15] Таможенный кодекс

[16] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

[17] Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»

[18] Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»

[19] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

[20] Видяпина В.И. «Бакалавр экономики» Хрестоматия. Т.2. М.: Триада, 2006. – 720 с.

[21] Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

[22] Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»: Учеб. пособие- 2-е изд. М.: Юрайт,1999. - 384 с.

[23] Носова С.С. «Экономическая теория» М.: Кнорус, 2009.-800с.

[24] http://budgetrf.nsu.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf80-13/vestniksf80-13040.htm



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Роль государства в кризисной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль государства в кризисной экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)