Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лондонский клуб кредиторов



2020-02-04 650 Обсуждений (0)
Лондонский клуб кредиторов 0.00 из 5.00 0 оценок




Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.[1] Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году в связи с платёжными проблемами Заира, а к середине 80-х годов клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с широким кругом развивающихся стран.

Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов. Меморандум 1982 года о долге Мексики оказался этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности. В последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 года многие страны должники обратились в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих обязательств. В результате было заключено 47 соглашений на 130 млрд. долларов США.

В конце 1985 года начала применяться новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера), которая предполагала проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника.

Дальнейший, еще более фундаментальный шаг был сделан в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий по сокращению долга и его обслуживанию. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускались путем обмена займов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло кредиторам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов.

В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона).

Лондонский клуб работает в тесном контакте с Парижским клубом, «большой восьмеркой» и другими международными финансовыми организациями.

Лондонский клуб, как и Парижский, стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны.

Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:[2]

· индивидуальный подход к каждой стране-должнику

· обусловленность пересмотра погашения долга

· равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами.

· отсутствие постоянного председателя или секретариата.

Лондонского клуб от не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят свободный характер. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

· Положение об общем доступе. При выплате задолженности не допускается дискриминация ни одного из кредиторов.

· Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеж и залог, которые зависят от фактического объема риска банка.

· Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

 

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов:[3]

1. Должник объявляет мораторий на платеже и составляет Информационный меморандум.

2. Кредиторы формируют Банковский консультативный комитет.

3. Выбор посредников, адвокатов и юридических консультантов.

4. Собрание и изучение состояния задолженности, должника.

5. Согласование основных условий.

6. Документальное оформление соглашения о пересмотре долга.

7. Подписание юридических документов всеми сторонами.

Рассмотрим основные этапы более подробно:

· Заявление о моратории. Заявление о моратории служит уведомлением для всех кредиторов о том, чтобы они воздержались от действий против должника, направленных на осуществление своего права по первоначальным соглашениям и ждали дальнейшего развития событий. Однако заявление о моратории не имеет никакой юридической силы.

Стратегическое планирование процесса урегулирования долга. Любое юридическое или финансовое соглашение требует подготовки и планирования. Это особенно верно применительно к процессу реструктуризации долга. Чтобы быть серьезным участником процесса реструктуризации, должник должен надлежащим образом подготовиться к разработке стратегии реструктуризации, определению объема дополнительных средств, которые он будет запрашивать, и установлению соответствующих периодов консолидации и погашения долга.

· Когда суверенное государство осознает необходимость пересмотра неофициальных кредитов, оно должно незамедлительно создать группу по урегулированию долга. Для этого требуется подобрать внешних финансовых советников и юридических консультантов и определить тех сотрудников в таких ведомствах, как министерство финансов и центральный банк, которые могут оказать помощь в контактах с МВФ, Всемирным банком, региональными кредитными учреждениями, коммерческими банками и поставщиками, действующими без гарантии.

Подготовка информационного меморандума. Информационный меморандум обеспечивает банки-кредиторы соответствующей информацией о положении страны-должника, которая позволит им принять продуманное решение о пакете реструктуризации. Любая страна должна проявлять большую осторожность при подготовке информационного меморандума. Должникам следует избегать преувеличений, поскольку они составят основу определенных положений и условий главного соглашения. Они даже могут помешать получению новых средств. Следовательно, информация должна быть правдивой, а прогнозы максимально реалистичными.

· Взаимодействие с банковским консультативным комитетом (БКК). Как правило, БКК выполняет функции канала связи между должником и его кредиторами. Он согласовывает и документально оформляет соглашения о пересмотре долга от имени всех банков.

БКК состоит, как правило, из 5-15 членов. Председатель является представителем банка с самыми крупными рисками в соответствующей стране. Другие члены представляют банки, являющиеся основными кредиторами этой страны.

География также влияет на состав БКК. Должники должны позаботится о том, чтобы членский состав Комитета представлял основные географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. Неоспоримым преимуществом географической представленности является то обстоятельство, что она расширяет возможности в области связи и следовательно облегчает работу. Кроме того, она позволяет участникам учитывать различные подходы к пересмотру долга в части регламентации и отчетности, а также быстро находить решения по устранению общих препятствий, например в выборе валют, для реструктуризации и применении ограничений на использование дополнительных денежных средств.

Учитывая огромное влияние руководящего комитета на перспективы страны-должника и весь процесс реструктуризации, при выборе членов этого комитета должники должны ясно представлять свои цели. Члены БКК нередко требуют возмещения должниками всех понесенных расходов. Страна-должник может уклониться от оплаты транспортных расходов членов, но не их издержек на юридические услуги. Банк, выступающий в качестве председателя комитета, стремится получить плату за выполнение административных функций, которую должник должен свести к минимуму.

· Изучение положения должника. На специальном совещании должник излагает свои доводы БКК в пользу реструктуризации. Он может также представить комитету информационный меморандум для изучения и распространения среди банков-кредиторов. Должник и БКК вырабатывают определенные договоренности по пересмотру сроков погашения и по другим административным вопросам, касающимся реструктуризации долга. Кроме того, согласовываются комиссионные, взимаемые агентами, а также расходы комитета, подлежащие компенсации. Странам-должникам рекомендуется не разглашать результаты совещания по изучению положения должника.

· Согласование основных условий. Хотя конструктивная помощь квалифицированных юристов полезна в ходе предпереговорной подготовки и составления проекта информационного меморандума, на этапе выработки основных условий консультации специалиста просто необходимы. Процесс согласования основных условий включает следующие наиболее важные аспекты:

1. Отбор участников со стороны кредитора и должника. Со стороны кредитора практически все заинтересованы принять участие в реструктуризации по линии Лондонского клуба. В первую очередь, это, конечно, банки-кредиторы, являющиеся держателями межбанковских депозитов, долго-, средне- и краткосрочных одиночных и синдицированных групповых банковских долговых обязательств, межбанковских кредитных линий, торговых кредитов (аккредитивов), обеспеченных долговых обязательств, договоров аренды, контрактов на финансирование проектов, облигаций, ценных бумаг (размещенных по закрытой подписке) и облигаций с плавающей ставкой (FRN). Заинтересованными участниками реструктуризации долга являются также финансовые учреждения, владеющие FRN, облигациями, ценными бумагами (размещенными по закрытой подписке), "конфискационными" документами и др.

Определить участников со стороны должника сложнее, чем со стороны кредитора. Для кредитора все банки, а также международный агент и все плательщики и валютные агенты предположительно являются участниками. Однако должнику зачастую трудно определить, кого выбрать участником. Вопрос о том, кто является участником, естественно, зависит от характера пересматриваемого долга и конституционных и административных требований должника.

2. Долги, подлежащие и не подлежащие реструктуризации. При вступлении в переговоры о пересмотре долга правительство должно, прежде всего, определить те элементы своей внешней задолженности, сроки погашения которых, подлежат пересмотру.

Долги, подлежащие реструктуризации. Долги, подлежащие реструктуризации, включают в себя внешние долги правительства, его политических ведомств, учреждений и полугосударственных предприятий, а также долги, гарантированные любым из этих органов. Государству-должнику необходимо договориться о таком определении внешней задолженности, которое исключает долги гражданам (резидентам и нерезидентам) и местным отделениям иностранных банков.

Долги, не подлежащие реструктуризации. Долги, не подлежащие реструктуризации, обычно относятся к долгам, которые могут быть реструктурированы, но не принимаются к пересмотру из-за природы должника или кредитора. Долги этой категории включают в себя:

- облигации, выпущенные по открытой подписке, депозитные сертификаты с плавающей ставкой и краткосрочные - ценные бумаги;

- ценные бумаги, размешенные по закрытой подписке;

- ссуды, предоставленные, гарантированные или застрахованные иностранными государственными учреждениями, включая экспортные кредитные учреждения (они обычно пересматриваются на условиях Парижского клуба);

- долги перед МВФ, Всемирным банком, БМР, региональными банками развития или другими многосторонними организациями;

- арендные обязательства в отношении личного материального имущества;

- ссуды из официальных источников;

- краткосрочные торговые кредиты;

- иностранная валюта, купленная за наличный расчет или с поставкой в будущем, и контракты на куплю-продажу цветных металлов;

- долги, причитающиеся организациям, не являющимся банками или финансовыми учреждениями.

3. Разрешенные валюты. Согласование перечня разрешенных валют облегчает реструктуризацию.

4. Проценты и процентные периоды. Этот важнейший аспект согласования основных условий, который зачастую является весьма продолжительным и, возможно, выступает в качестве краеугольного камня всей сделки. В ходе переговоров банки-кредиторы пытаются получить самые выгодные ставки и условия, тогда как должник стремится заплатить как можно меньше. Заемщик может оказаться в выгодном положении, если он знаком с текущей рыночной конъюнктурой и знает обстоятельства предыдущих случаев реструктуризации.

  5. Комиссионные. В связи с реструктуризацией уплачиваются комиссионные, которые включают в себя: комиссионные за реструктуризацию, комиссионные за управленческую работу, комиссионные за услуги и комиссионные за финансовые обязательства по предоставлению новых кредитов.

6. Условия использования кредита и процедура контроля. В области контроля и использования кредита следует учитывать такие важные вопросы, как увязка использования кредита с действующей программой МВФ и вступление в договорные отношения с третьими сторонами, например с Парижским клубом или МБРР.

· Соглашение о пересмотре долга. Юристы вносят наиболее весомый вклад в процесс реструктуризации в форме согласования и составления текстов различных соглашений о пересмотре долга. Юристы, представляющие правительство страны-должника, и юристы, занимающиеся реструктуризацией долга, должны быть хорошо знакомы с национальными и международными финансовыми и экономическими тенденциями. Кроме того, они должны хорошо владеть искусством составления документов и обладать глубокими знаниями в отраслях права, связанных с реструктуризацией долга, например в области конституционного права, коллизионного права, гражданского процессуального права, права, регулирующего коммерческие сделки, несостоятельность, деятельность корпораций и операции с ценными бумагами нередко приходится выполнять трудную задачу. Поскольку текст соглашения составляют юристы кредитора, юристы должника могут оказывать лишь минимальное влияние на его стиль и формулировки. Если при пересмотре долга от имени кредиторов выступают английские юристы, то соглашение редко отличается от прецедентов, даже когда такие прецеденты являются ошибочными, несправедливыми или несоответствующими договоренностям сторон. Однако в этом случае кредитор может обратиться к тем членам руководящего комитета, деловая активность которых побуждает их к внесению соответствующих изменений.

· Взаимосвязь между первоначальным и пересмотренным соглашением. Переход основных условий пересмотра соглашения в обязательное соглашение вызывает целый ряд важных вопросов. Стороны должны решить, кто будет должником по пересмотренному долгу. К числу возможных вариантов относятся:

¾ внесение поправок каждым кредитором или кредитным синдикатом в свое соглашение с заемщиком;

¾ принятие на себя одной из сторон (например суверенным государством) всех обязательств страны;

¾ принятие на себя несколькими относительно более кредитоспособными заемщиками обязательств определенной группы долгов страны на одинаковых условиях.

Первый вариант может быть реализован путем внесения поправок в каждое из первоначальных соглашений о займах, а в двух последних случаях потребуется подготовка новой документации и изменение текста первоначальных соглашений.

Второй и третий варианты ставят вопрос о том, сохранятся ли первоначальные соглашения о займах после пересмотра. Ответ на него зависит от того, какая часть долгов, срок погашения которых наступает по условиям первоначального соглашения, покрывается пересмотренным соглашением. В 80-х годах на ранних этапах переговоров по пересмотру долгов суверенных государств большая часть непогашенного долга не покрывалась пересмотренными соглашениями. Однако со временем сумма пересматриваемого долга возросла и относительная важность первоначальных соглашений снизилась.

Обеспечение равных условий для кредиторов.[4]

Первым шагом в обеспечении равных условий является классификация кредиторов и определение тех, кто будет участвовать в пересмотре. Включение в группу участников не обязательно отвечает интересам кредиторов, поскольку от кредиторов-участников нередко требуется предоставление заемщику новых кредитов. Однако пересмотр долга может быть эффективным средством в деле содействия урегулированию проблем должника только в том случае, если он покрывает максимально возможную часть его обязательств. В большинстве случаев группа по пересмотру долга состоит из коммерческих банков, на которые приходятся средне и долгосрочные непогашенные долги заемщика. Тем не менее эта ситуация может меняться в зависимости от точной структуры обязательств должника.

Участвующие кредиторы рассчитывают, что должник получит сопоставимый вклад в решение своей долговой проблемы от тех кредиторов, которые не включены в процесс пересмотра долга. Кредиторы могут внести такой вклад в форме облегчения долговых обязательств или новых кредитов. Например, кредиторы, предоставляющие краткосрочные торговые и межбанковские ссуды, обычно вносят свой вклад в усилия по пересмотру долга, согласившись сохранить на неизменном уровне объем своих непогашенных кредитов, несмотря на ухудшение кредитоспособности заемщика. При наступлении срока погашения они имеют право требовать возвращения кредитов.

Второй шаг в обеспечении равного обращения осуществляется через положения соглашений о займах. К этим положениям относятся оговорки о совместном участии, обязательной предоплате и большинстве голосов. На начальном этапе кризиса задолженности согласование этих положений усложнялось тем обстоятельством, что кредиторы были вынуждены поступаться своими договорными правами против не выполняющего обязательства должника и сотрудничать ради общего выживания. Многие кредиторы считали, что им предлагалось поставить под угрозу свои высшие интересы ради блага всего международного финансового "сообщества". Положения пересмотренных соглашений были сформулированы таким образом, чтобы поощрять подобные компромиссы и успокоить кредиторов заверениями, что все они в равной мере несут бремя этих коллективных усилий.

Для достижения этой цели формулировки положений настолько тесно увязывали кредиторов друг с другом, что у них не оставалось стимулов добиваться для себя от заемщика непропорционально больших преимуществ. Кроме того, соглашения нередко требуют подавляющего большинства голосов для принятия кредиторами решения о каких-либо отклонениях от согласованных условий пересмотренных договоров о займах. Достигнутая таким образом жесткость договоров создавала у кредиторов уверенность, необходимую для заключения пересмотренных соглашений, но усложняла поиск творческих решений на более поздних этапах кризиса.

Таким образом, можно сказать, что деятельность Лондонского клуба кредиторов является не только эффективной, но и в определенных случаях необходимой – касательно кредитования экономики развивающихся стран. Кроме того, Лондонский клуб имеет отличные особенности функционирования, к которым относятся:

• процесс пересмотра погашения коммерческого долга;

• определение этапов реструктуризации долга.

Однако Лондонский клуб занимается вопросами реструктуризации задолженности только перед банковскими структурами, в отличие от Парижского клуба кредиторов.

 



2020-02-04 650 Обсуждений (0)
Лондонский клуб кредиторов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лондонский клуб кредиторов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (650)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)