Функции и структура социальных институтов
Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. В частности, реализация институтом социально значимых функций обеспечивается наличием в рамках социального института целостной системы стандартизированных образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной структуры. К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся: -регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; -создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; -обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; - социализация индивидов. Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института: - цель и сферу деятельности института; - функции, предусмотренные для достижения цели; -нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института; - средства и учреждения достижения цели и реализации функций. Из всех возможных критериев классификации социальных институтов целесообразно остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.); институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.) На основании второго критерия, т.е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.д. в неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных функций, таких, например, как: 1) воспроизводство представителей той или иной социальной группы; 2) социализацию конкретных индивидов в форме передачи им социально значимых норм и ценностей; 3) поддержание стабильности и морального порядка внутриинституционального характера, а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального обмена. При этом важно подчеркнуть, что отдельные организации и конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим. Заключение
Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. К числу общих признаков социального института можно отнести: -выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер; -определенную (более или менее формализованную) организацию; -наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института; -наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней. Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных социальных институтах современного общества. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институциолизации социальных образований. Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными. Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности. Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.). Список использованной литературы 1. Андриевич Ю.П. Категория <социальный институт> // Философские науки.2003. № 1. 2. Аникев А. Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования, Красноярск. 2001. Власть: Очерки современной политической философии Запада. М., 2003 3. Воучелин Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 2006. С. 163 -- 173. 4. Земскирин М. Семья и личность. М., 2002. 5. Коэн Дж. Структура социологической теории. М., 2002. 6. Лейманигин И.И. Наука как социальный институт. Л., 2005. 7. Мацковсков М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 2002. 8. Титмонагин А. К вопросу о предпосылках институционализации науки //Социологические проблемы науки. М., 2004. 9. Троцин М. Социология образования //Американская социология. М., 2001. С. 174 -- 187. 10. Харачевин Г.Г. Брак и семья в России. М., 2003. 11. Харачевин А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 2001.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |