Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и методы денежно-кредитной политики банка



2020-02-04 126 Обсуждений (0)
Виды и методы денежно-кредитной политики банка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для достижения поставленных конечных целей Центральный банк, проводник официальной денежно-кредитной политики, использует разные её виды и стратегии.

Выделяют, структурную и конъюнктурную денежно-кредитные политики.

Структурное регулирование предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики.

Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, то есть на его конъюнктуру.

Конъюнктурное регулирование предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

Для достижения своих стратегических целей Центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции, либо денежно-кредитной экспансии.

Политика денежно-кредитной рестрикции или ограничительная денежно-кредитная политика направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. При этом выделяют два варианта такой политики. Во-первых, денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Вторым вариантом денежно-кредитной рестрикции является косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется, прежде всего, посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.

Как отмечалось выше, рестрикционная денежно-кредитная политика является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики. С другой стороны, данный вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, закономерно, к понижению реального производства.

Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого национального продукта, а также снижение спроса на деньги, что ограничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики.

Важным недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего долга, внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента. И, наконец, в условиях высокой инфляции жесткую монетарную политику реализовать практически невозможно, иначе возникает кризис ликвидности. Данный факт подтверждает история денежно-кредитного регулирования в России.

Необходимо отметить, что следствием проведения денежно-кредитной экспансии в долгосрочном периоде может стать усиление развития инфляционных процессов.

Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне негативные последствия для экономики страны: от спада производства и денежного голода вплоть до раскручивания инфляционной спирали. В связи с этим основной задачей властей является выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительное влияние на экономику.

 

 

Таблица 1- Показатели денежно-кредитной и финансовой статистики [19]

ОБЗОР ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, млн. рублей 01.11.2009
ЧИСТЫЕ ИНОСТРАННЫЕ АКТИВЫ 12 483 920
ТРЕБОВАНИЯ К НЕРЕЗИДЕНТАМ 12 809 250
МОНЕТАРНОЕ ЗОЛОТО И СДР 863 559
ИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА 194
ДЕПОЗИТЫ 862 555
ЦЕННЫЕ БУМАГИ, КРОМЕ АКЦИЙ 10 296 032
КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ 728 206
ПРОЧЕЕ 58 705
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД НЕРЕЗИДЕНТАМИ 325 330
ДЕПОЗИТЫ 1 995
ЦЕННЫЕ БУМАГИ, КРОМЕ АКЦИЙ -
КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ 58 715
ПРОЧЕЕ 264 620
ТРЕБОВАНИЯ К КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ 1 885 862
ЧИСТЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ -6 593 596
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 353 639
ЦЕННЫЕ БУМАГИ 353 514
ДРУГИЕ ТРЕБОВАНИЯ 126
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 6 947 235
ДЕПОЗИТЫ 6 852 281
ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 94 954
ТРЕБОВАНИЯ К ДРУГИМ СЕКТОРАМ 179 107
ДРУГИЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 678
НЕФИНАНСОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 175 120
ДРУГИЕ НЕФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 3 309
НАСЕЛЕНИЕ -
ДЕНЕЖНАЯ БАЗА 5 023 547
НАЛИЧНАЯ ВАЛЮТА В ОБРАЩЕНИИ 3 961 297
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 1 062 250
ДЕПОЗИТЫ 1 031 538
ЦЕННЫЕ БУМАГИ, КРОМЕ АКЦИЙ 30 712
ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 137 054
ДЕПОЗИТЫ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В ШИРОКУЮ ДЕНЕЖНУЮ МАССУ 200 348
ПЕРЕВОДНЫЕ ДЕПОЗИТЫ 140 646
 ДРУГИЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 74
 НЕФИНАНСОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 130 091
ДРУГИЕ НЕФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 10 481
 НАСЕЛЕНИЕ -
ДРУГИЕ ДЕПОЗИТЫ 59 702
 НЕФИНАНСОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 59 701
 ДРУГИЕ НЕФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 1
 НАСЕЛЕНИЕ -
АКЦИИ И ДРУГИЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ 1 950 186
ПРОЧИЕ СТАТЬИ (НЕТТО) 644 158
ДРУГИЕ ПАССИВЫ 976 283
ДРУГИЕ АКТИВЫ 332 126

 

 

Реформирование банковского сектора способствует реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации, прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

Экономические методы регулирования экономики включают создание таких условий, которые бы стимулировали субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых для общества. При этом не предполагается прямого воздействия органов управления. Степень охвата перераспределительных процессов в обществе экономическими методами управления показывает уровень экономической и политической свободы, зрелость общественного сознания, степень независимости бизнеса от государственной власти.

В отечественной экономической литературе встречаются различные подходы к соотношению данных методов. Ряд исследователей считают административные методы регулирования приоритетными, более эффективными нежели экономические. Такой подход применим к странам с не либеральной экономикой, хотя следует признать, что в условиях, когда многие рыночные механизмы работают либо недостаточно эффективно, либо вообще не работают, административное, непосредственное воздействие на экономику, осуществляется быстрее, чем косвенное, экономическое.

Другие экономисты, анализируя эффективность и направление денежно-кредитного регулирования экономики, в первую очередь рассматривают экономическую составляющую данного процесса.

Можно с уверенностью заявить, что и административные, и экономические методы управления экономикой равно необходимы для эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса. Перекос в сторону одного из методов при недооценке другого влечет за собой серьезные диспропорции в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.

Наибольшей эффективности денежно-кредитное регулирование экономики достигает в процессе использования как прямых, так и косвенных рычагов одновременно. В ситуации, когда рыночные рычаги зачастую действуют либо недостаточно эффективно, либо вообще не действуют, в силу целого ряда обстоятельств, их сочетание с административными рычагами позволяет достичь желаемого эффекта.

При проведении политики денежно-кредитного регулирования основное внимание уделяют экономическим методам регулирования, к числу которых относятся: ставка рефинансирования (в ряде стран учетная ставка); операции на открытом рынке; обязательные резервные требования; валютные интервенции.

Данные инструменты имеют законодательное подтверждение[1], что повышает результативность их деятельности, и повышают статус главного банка страны.

 


Рефинансирование

 

Под рефинансированием понимают предоставление Центральным Банком кредитов головным кредитным организациям.

Первоначально самым развитым инструментом выступала учетная ставка. В процессе переучета товарных векселей у банковского сектора экономики, Центральный банк одновременно проводил операции по быстрому кредитованию, наполнявшему каналы денежного обращения платежными инструментами, однако не производил выпуска денег, при полученном обеспечении. Однако в процессе развития товарные векселя все больше заменяются финансовыми, отрываются от реального товарно-материального покрытия, что делает учетные операции простейшими сделками по банковскому кредитованию. Именно поэтому в большинстве стран мира основное внимание уделяется ставке рефинансирования. При этом обеспечением для данных сделок являются высоколиквидные ценные бумаги (предпочтение отдается государственным обязательствам), размещаемые в Центральном банке на условиях РЕПО или ломбардного кредитования.

Банк России предоставляет в рамках системы рефинансирования ломбардные, внутридневные кредиты, а так же кредиты оvernight. Все они предоставляются под залог ценных бумаг, входящих в ломбардный список (ГКО – государственные краткосрочные бескупонные облигации, ОФЗ с постоянным купонным доходом, ОФЗ с фиксированным купонным доходом, облигации банка России).

К указанным ценным бумагам предъявляются следующие требования:

они должны принадлежать банку на праве собственности;

иметь сроки погашения не ранее чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения кредита;

отсутствие случая их ареста в течение последних 90 дней.

Требования, предъявляемые к кредитным организациям для получения кредита:

кредитная организация не должна входить в число проблемных;

выполняет требования по формированию резервов;

не имеет просроченной задолженности по кредитам Банка России;

не имеет задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

При выполнении данных условий банк может получить несколько видов кредита на разные сроки. По ломбардным кредитам и кредитам overnight уплачивается процент, по внутридневным взимается плата.

Ломбардные кредиты предоставляются на срок до 30 календарных дней, пролонгация по этим видам кредита не допускается. В западной практике ломбардные кредиты предоставляются на более длительный срок, в среднем до 90 календарных дней.

Основанием для предоставления однодневных расчетных кредитов является наличие в конце операционного дня неисполненных платежных поручений, наличие непогашенных внутридневных кредитов.

Основанием для предоставления внутридневных кредитов является наличие неисполненных платежных поручений в течение операционного дня. Отдельного заявления банка на получение кредита не требуется. Погашение кредита происходит за счет поступлений денежных средств на кор/счет кредитной организации.

ЦБ РФ может осуществлять кредитование банковской системы с использованием дополнительных форм обеспечения: поручительство либо залог векселей.

Кредитование Банком России кредитных организаций осуществляется по ставке рефинансирования. Изменяя её величину ЦБ РФ может влиять на ликвидность банковской системы и денежное предложение в целом. В мировой практике для определения ставки рефинансирования используется Правило Тэйлора [10, с.88]:

it = r*+p*+a (pt - p*) + b (yt - y*) (1),                    (1)

Где it – номинальная краткосрочная процентная ставка, устанавливаемая центральным банком в момент времени

r*- долгосрочное равновесное значение реальной процентной ставки

p* - долгосрочный ориентир инфляции;

pt – инфляция в момент времени t;

yt – темп прироста номинального ВВП;

y*- долгосрочное значение потенциального ВВП;

a и b - коэффициенты ответной реакции, отражающие степень агрессив-ности центрального банка на шоки.

Коэффициенты уравнения подбираются с учетом нескольких условий:

 приемлемая амплитуда вариации ВВП, инфляции и процентной ставки в ходе использования правила;

устранение избыточного повторного цикла колебаний наблюдаемых переменных, когда вслед за начальным шоком и применением инструмента денежно-кредитной политики ВВП, инфляция и процентная ставка изменяются с большей амплитудой;

соответствие предпочтениям денежных властей в части регулирования инфляции: временной горизонт, в течение которого инфляция после шока возвращается к целевому ориентиру, скорость перехода на новый уровень целевого ориентира.

Значение веса при переменной инфляции обычно выбирается более единицы.

Инфляция в России за декабрь составила 0,4%, а за весь 2009 год - 8,8%. Такие предварительные данные приводит Росстат [21].

Последний прогноз Минэкономразвития по инфляции-2009 - 8,8-9,0%.

По предварительным данным, полученным на основании ежемесячной регистрации потребительских цен на полный перечень товаров и услуг (в период с 21 по 25 декабря 2009 года), индекс потребительских цен в декабре составил 100,4%, за период с начала года - 108,8%", - сообщает Росстат.

В декабре 2008 года инфляция была 0,7%, за год - 13,3%.

По данным Росстата, значения инфляции за декабрь 2009 года и год в целом являются историческим минимумом с 1991 года.

При этом рост цен на продовольственные товары в декабре 2009 года составил 0,6% (за год - 6,1%), а на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции - 0,3% и 6,9% соответственно. В 2008 году цены на продукты питания выросли на 6,5%, без учета плодоовощной продукции - на 7,5%.

Непродовольственные товары в 2009 году дорожали более высокими темпами, чем в 2008 году: 9,7% против 8%. Цены на услуги, наоборот, снизили темпы роста - до 11,6% за 2009 год с 15,9% за 2008 год.

Следует отметить, что проведением политики изменения ставки рефинансирования, можно серьезнейшим образом повлиять на кредитную политику банковского сектора экономики. Кредит был и остается существенной составной частью заемных источников покрытия производственных затрат, а кроме того, именно величина депозитного процента является базой для определения доходности в прочие инструменты привлечения дополнительного капитала. Сокращение ставки рефинансирования, во всяком случае, проведение предсказуемой политики по ее изменению, существенным образом сказывается на инвестиционном климате национальной экономики. Резкие скачки, непредсказуемое поведение Центрального банка способно серьезно сказаться на привлекательности всей национальной экономики.

 

 




2020-02-04 126 Обсуждений (0)
Виды и методы денежно-кредитной политики банка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и методы денежно-кредитной политики банка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)