Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления
Согласно ст. 19 УИК РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции, к федеральным органам государственной власти относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Контрольные функции Президента вытекают из его правового положения как главы государства. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Поскольку осуждение к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России, Президент выступает гарантом прав и свобод осужденных граждан России, а также иных лиц, осужденных к уголовному наказанию, являющихся гражданами (подданными) других государств или лицами без гражданства. Система контроля включает в себя общий контроль за органами исполнительной власти, входящими в Правительство Российской Федерации (заслушивание отчетов, истребование материалов, назначение и освобождение федеральных министров и иных должностных лиц и т. д.). Поскольку учреждения и органы, исполняющие наказания, входят в структуру исполни- тельной власти, то соответствующие контрольные полномочия Президента Российской Федерации распространяются и на них. На основании ст. 89 Конституции Президент Российской Федерации осуществляет помилование. Поскольку нередко инициатором применения помилования к тому или иному осужденному выступает администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, то, рассматривая представленные ему материалы, Президент также осуществляет контроль за ее деятельностью, правильностью принятых решений. Федеральное Собрание Российской Федерации в лице Государственной Думы и Совета Федерации осуществляет парламентский контроль за деятельностью государственных органов, в том числе учреждений и органов, исполняющих наказания. Указанный контроль осуществляется в следующих формах. Прежде всего, такой контроль имеет место при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб осужденных, поступающих в Федеральное Собрание. Кроме того, Совет Федерации и Государственная Дума могут заслушать отчет руководителей органов исполнительной власти (федеральных министров, их заместителей) по различным вопросам, в том числе и деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Своеобразная форма парламентского контроля осуществляется при проверке расходования средств федерального бюджета, в числе расходных статей которого отдельной строкой планируется расходование средств на содержание уголовно-исполнительной системы Минюста России. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции, для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, которая осуществляет непосредственные проверки целесообразности и законности расходования бюджетных средств, в том числе органами и учреждениями, исполняющими наказания. Парламентский контроль осуществляется в процессе деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Для этого, согласно ст. 13 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутаты или группа депутатов вправе обращаться с запросом к руководителям федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В числе вопросов, входящих в компетенцию этих органов и включаемых в запрос депутата (группы депутатов), могут быть вопросы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. По указанным запросам соответствующий государственный орган или должностное лицо должны дать ответ в устной или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой срок. Определенные контрольные функции парламента реализуются также в деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы при обращении с вопросом к члену Правительства Российской Федерации (ст. 14) либо при реализации своего права на безотлагательный прием долж ностными лицами органов государственной власти, включая их руководителей (ст. 15). В вопросах обеспечения прав и свобод человека и гражданина контроль осуществляется через Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, назначаемого Государственной Думой и действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом1. Уполномоченный по правам человека при разрешении отнесенных к его компетенции вопросов может беспрепятственно посещать все органы государственной власти, истребовать от должностных лиц необходимые документы, материалы и иные сведения, получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. При рассмотрении случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина, в том числе имеющих место при исполнении уголовного наказания, в поле внимания Уполномоченного по правам человека несомненно попадает и деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, как одного из основных субъектов обеспечения правового статуса осужденных. Формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации аналогичны указанным выше. Контроль органов местного самоуправления за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, может осуществляться в пределах установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий. Например, согласно ст. 6 названного закона, в числе других к предметам ведения местного самоуправления отнесены контроль за использованием земель на территории муниципального образования, обеспечение социальной поддержки и занятости населения. В этих вопросах органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за деятельностью всех организаций, расположенных на территории муниципального образования, в том числе за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |