Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематическая экспозиция



2020-02-04 444 Обсуждений (0)
Тематическая экспозиция 0.00 из 5.00 0 оценок




Систематическая экспозиция

В основу систематических экспозиций легли научные принципы организации материала. Такой метод экспонирования подразумевает под собой отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой какой-либо научной дисциплины или отрасли производства. Этот метод позволяет показать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Чаще всего этот метод экспонирования применяется в музеях, посвященным естественным наукам, научно-техническим, археологическим, этнографическим, а также используется в музеях декоративно-прикладного искусства и в фондовых выставках музеев различных профилей.

Ансамблевая экспозиция

Ансамблевая экспозиция сохраняет или воссоздает на основе достоверных научных данных существовавшую или типичную для определенного времени социокультурную обстановку. Эта экспозиция часто используется в мемориальных музеях, а также в музеефицированных памятниках истории и культуры, таких как: дворцы усадьбы, крестьянские избы. Также примером использования такого рода экспозиций могут служить исторические интерьеры или отдельные фрагменты, которые воссоздаются в музеях гуманитарного и естественнонаучного профилей. Такая экспозиция может состоять из различных экспонатов: орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. При реконструкции художественной амсамблевой экспозиции в качестве связующего звена чаще всего выступают стилистические особенности экспонатов.

В мировой музейной практике именно амбсамблевые экспозиции получили широкое распространение, так как они являются наиболее легкими для восприятия, а также вызывают непосредственный интерес.

Ландшафтная композиция

Основная структурная единица - биогруппы и ландшафтные диорамы. Биогруппа представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и / или растительного мира. Зачастую понятие «биогруппа» относится к научной таксидермической композиции, которая представляет животных в среде обитания.

Характерными приемами ландшафтного метода экспонирования являются панорамы и диорамы. Панорама представляет собой больших размеров лентообразную картину, натянутую по внутренней поверхности цилиндрического подрамника. Он сочетается с «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами, которые расположены перед ней по кругу. Такая панорама создает иллюзию реального пространства, которое окружает зрителя.

Диорама же позволяет рассматривать изображение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам). Она может находиться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. В связи с этим диорамы получили в естественнонаучных музеях более широкое распространение, так как они не требуют настолько больших площадей, как панорамы.

 

Тематическая экспозиция

Тематическая экспозиция при помощи экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет или проблему. Она создает музейный образ описываемых событий или явлений. Такая экспозиция представляет собой систему взаимосвязанных разделов и тем, чье содержание обусловлено определенной концепцией. В исторических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Главным в такой экспозиции является тематико - экспозиционный комплекс, который представляет собой некую группу предметов разных типов. Это могут быть вещи, документы или изобразительные материалы. Их объединяет исключительно содержательная сторона, а также способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

Следует иметь в виду, что перечисленные выше методы экспонирования зачастую интегрируются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от множества факторов, например, от профиля музея, от темы и целевых установок будущей экспозиции, специфики коллекций и размеров площади для экспозиции.

№17 Экспозиционные материалы и комплексы

Основной структурной единицей большинства экспозиций является экспозиционный комплекс, объединяющий составляющие зрительное и смысловое единство экспозиционные материалы - экспонаты, научно-вспомогательные материалы, тексты - в соответствии с концепцией экспозиции. Экспозиционный комплекс может состоять из однородных материалов (вещевой комплекс, комплекс документов и др.), или включать разные типы музейных источников: вещевые, письменные, изобразительные, составляющие тематическое и визуальное единство. Экспозиционные комплексы можно классифицировать по видам: этнографический комплекс, мемориальный комплекс, личный комплекс и др. Ансамблевая экспозиция в виде отдельного комплекса также часто входит в состав тематической экспозиции. Сегодня в музеях все чаще практикуется именно такое "смешение жанров" Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности. - Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - м., 1989. - С.17..

Особый вид комплексов представляют собою обстановочные сцены ("фигурные интерьеры"), они активно использовались в музеях с конца XIX в., особенно широко - в этнографических экспозициях.

В музейно-образных и сюжетно-образных экспозициях экспозиционный комплекс может трансформироваться в музейный натюрморт, создающий художественный образ и являющийся произведением экспозиционного искусства.

№18 Особенности экспозиции разных групп и музеев

С изменениями современного общества меняются и музеи, которые наиболее полно отражают культурную ситу ацию в мире. Главной характеристикой современных музеев стало их непостоянство: они вынуждены все время меняться, чтобы быть актуальными и поддерживать свой новаторский статус. ')то привело к выявлению следующих отличий современного и традиционного музея:

- современные музеи - эмоциональны, традиционные - рациональны;

музеи отличаются планировкой, расположением залов и размещением экспозиций. В традиционных музеях прослеживается четкая ст руктура, а в современных - свободная;

- традиционный музей делает акцент на монологе экспозиции, современный на диалоге «экспозиция - посетитель»;

- в современном музее к организации экспозиции привлекается профессиональный проектировщик-дизайнер;

- музеи отличаются экспозиционным материалом, который они демонстрируют.

- Понятие «музейный предмет», как и сам музей, тоже меняется. Наряду с традиционными экспонатами появляются необычные объекты и беспредметные явления. Условно их можно разделить на четыре типа:

- игровые (развлекательно-познавательные экспонаты);

- физические (свет, тени, цвет, звук, запахи, ощущения);

- информативные («информация» - как самый абстрактный и самый актуальный экспонат);

- предметные (современные технические достижения, дизайнерские вещи и предметы современной повседневной жизни или недалекого прошлого).

Искусство музейной экспозиции, за последние годы окончательно утвердившееся в статусе самостоятельною и самоценного жанра творчества, обусловлено многими современными эстетическими и общекультурными предпосылками.

В задачу экспозиционного творчества входит комплексное создание «концептуально» обусловленной среды, органически включающей в себя определенное соотношение ряда компонентов - экспонатуры и тематики, архитектуры и предметно-пространственной стилистики, дидактического материала и технологических режимов. Этот «ряд», объединенный общим концептуально-художественным замыслом в единую целостную предметно-пространственную систему, несет значительный информационный потенциал и является одним из главных каналов музейной коммуникации. Именно эта концептуально-визуальная система и является, по сути, современной музейной экспозицией, то есть объектом и продуктом творчества дизайнера в содружестве с научным сотрудником музея, иногда при участии сценариста.

 

№19 Музеи под открытым небом

 

Музей под открытым небом — в наиболее общем значении, любой музей, чья экспозиция выставляется вне помещений. К таким музеям относятся парки скульптур, парки миниатюр, многие технические музеи (под открытым небом часто размещаются экспонаты музеев авиации, военной техники, транспорта).

В более узком значении музеями под открытым небом называют музеи, в которых демонстрируются примеры архитектурных сооружений. Во многих музеях проводится комплексная реконструкция прошлого, исторические строения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс. Таким образом посетители получают возможность побывать в реконструированном населённом пункте прошлого, получая общее представление об истории и этнографии соответствующей страны или местности.

№20 Особенности искусства художественного решения музейной экспозиции

Превратить какой-либо предмет в объект музейного показа с целью максимального сохранения, выявления его историко-культурной, научной, эстетической, образовательно-воспитательной ценности, активного включения в современную культуру позволяет экспозиционная деятельность музеев.

Именно в музеях накоплен значительный опыт экспонирования, который реализуется как через постоянные музейные экспозиции, так и через многообразные выставочные экспозиции, которые сопутствуют деятельности любого музея1. Музейные экспозиции являются неотъемлемым атрибутом каждого историко-культурного заведения, претендующего на звание музея, способного и готового заинтересовать зрителя разнообразными экспонатами.

Анализ музейной деятельности привел к выводу о том, что экспозиции являются весьма подвижным элементом музея. Даже так называемые постоянные экспозиции, по оценке Е. Свецимского, в среднем каждые 30 лет морально устаревают и подвергаются модернизации2. Таким образом, каждый музей в ходе своей деятельности регулярно сталкивается с необходимостью реставрации, корректировки либо полной замены тех или иных экспозиций.

№21 Генеральное Решение и эскизный проект экспозиции

Музейная экспозиция органически соединяет научную досто- верность содержания с яркой зрелищностью показа. Главными дейст- вующими лицами в «музейном спектакле» выступают музейные предметы, поэтому задачей художника является усиление смысловых, эмоциональных и эстетических акцентов экспозиции.

Художественное проектирование экспозиции – это демонст- рация в объемно-пространственной и художественной среде экспози- ционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. При этом необходимо подчеркнуть, что наиболее соответствующим музейной специфике является создание образа экспозиционного ансамбля на основе музейных памятников, научного содержания при дополняющей роли художественно-изобразительных и технических средств.

Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций: 1. генеральное решение экспозиции (в форме художественной кон- цепции экспозиции) – первоначальный художественный проект, который выполняется в виде чертежей, макетов и пояснитель- ных документов; 2. эскизный проект представляет собой детализацию художественной концепции, окончательное распределение экс- позиционной площади и размещение всех экспозиционных мате- риалов, оборудования, технических средств; 3. технический и рабочий проект, который включает монтажные листы (где указано размещение конкретных материалов в мас- штабе 1:10), авторские разработки художественно- конструкторских решений, прокладки коммуникационных линий для освещения и крепления экспонатов, решения вопро- сов отопления, вентиляции, пожарно-охранной сигнализации. Большое значение для высококачественного обслуживания по- сетителей имеет информационное обеспечение.

№22 Организация монтажа экспозиции

 

Хорошо подготовленный проект обеспечивает быстрые сроки монтажа экспозиции, который ведется специальной группой рабочих-монтажников. Перечень необходимых работ составляется художником проектантом, осуществляющим общий контроль за ходом работ. Подлинные памятники готовят для экспонирования художники-реставраторы совместно с научными сотрудниками. В процессе монтажных работ могут быть внесены некоторые изменения в содержание экспозиции, приемы показа отдельных экспонатов или их размещение. Но они не изменяют принципиальных решений и носят, как правило, частный характер.

Подготовленная экспозиция принимается специальной комиссией, которая создается органом культуры из представителей администрации музея и заинтересованных учреждений: профильных научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, музеев, творческих союзов, общественных организаций и обязательно учреждений-рецензентов научно-проектной документации. Решение комиссии оформляется актом, который хранится в архиве музея.

Одновременно с руководством монтажными работами художник принимает участие в подготовке необходимых материалов для вернисажа и рекламы экспозиции. Современная практика предъявляет высокие требования к рекламным изданиям с точки зрения их содержания, художественного оформления и полиграфического исполнения. Афиша и пригласительные билеты, обладая самостоятельной эстетической ценностью, должны отражать специфику музейной экспозиции. Образная лаконичность рекламного плаката требует продуманной композиции, смысловой нагрузки каждого компонента оформления. Участие художника необходимо также при создании буклетов, каталогов экспозиции, открыток с изображением экспонатов и путеводителей.

Для привлечения посетителей организуется продуманная информация о новой экспозиции. Рекламные щиты, устанавливаемые на территории музея и в городе, должны не только нести смысловую нагрузку, но заинтересовать потенциального посетителя, лаконично и образно представить экспозицию, ее главные особенности, уникальные экспонаты. Творческий подход художника к созданию рекламной продукции может сыграть немалую роль в решении такой важной задачи, как формирование устойчивой и постоянно растущей музейной аудитории.

№23 Требование к музейной мебели

Основной особенностью музейного оборудования профессионального класса является его полное соответствие требованиям «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (приказ министерства культуры СССР №290 от 17 июля 1985 г.)

Помимо полной химической нейтральности всех применяемых в наших изделиях компонентов, оборудование данного класса является пылезащитным или условно-герметичным, в нём соблюдены все требования по защите от УФ излучения и температурного режима систем освещения, ограничения доступа и антивандальной защиты. Все витрины могут быть оснащены система пассивного или активного климат-контроля. Смену экспозиций может осуществлять один человек, для этого не требуются никакие дополнительные инструменты.

№24 Цели, задачи и специфика музейной педагогики

 

Так, главную цель образовательно-воспитательной деятельности музееведы-исследователи видят в формировании у человека способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного включения его в культурную сферу.

С утверждением специфики образовательно-воспитательного воздействия музея и началась разработка основ музейной педагогики, поиска контактов музея с детской и юношеской аудиторией, в ходе которых воздействие оказывается максимальным и результативным.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

В соответствии с этой целью музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Посредством музейной педагогики человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего. Таким образом, осуществляется прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся не предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации посетителя в процессе активного освоения музейного пространства. Причем предметно-пространственная среда музея может включать как произведения искусства, экзотические предметы, исторические реликвии, так и памятники природы. Независимо от этого, посетители получают возможность "работать" с предметом, проявлять себя в творчестве.

Благодаря музейной педагогике посетитель, прейдя в музей, перестает быть бессловесным объектом, на который обрушивается огромный поток информации, он становится собеседником, полноправным партнером, участником диалога, который предлагает ему музей.

В этом качестве музейная педагогика решает целый ряд задач:

повышает интерес к экспозициям музея;

стимулирует творческую активность посетителей;

развивает коммуникативную культуру;

способствует расширению знаний о культуре, искусстве, истории;

создает основу для включения посетителя в другие виды деятельности музея и т.д.

Анализ теоретических основ музейной педагогики позволил выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности следующие методы:

социальных ролей;

создания игровых ситуаций;

практического манипулирования с предметами;

использования ассоциативных связей;

театрализации;

самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Все эти методы находят отражение в практической деятельности музейных педагогов при работе с разными категориями музейной аудитории.

№25  Виды и формы работы с населением

Один из типов интерактивных занятий — мастер-классы и праздники. Данный тип занятий применяется в краеведческом музее сравнительно недавно и представляет собой действия, приуроченные к определенным праздникам, памятным датам и т. д., когда посетитель может не просто наблюдать тематические выставки, но и принимать участие в мастер-классах по созданию различных этнических предметов, практиковаться писать старинные письма, участвовать в лотереях, конкурсах и открытых показах фильмов и т. п. Различные викторины, конкурсы, проводимые во время музейных праздников требуют умственной деятельности и ответов по информации, полученной во время посещения музея. Так, традиционными праздниками для краеведческого музея уже стали: Ночь в Музее –приуроченная ко дню музеев России, День тигра, Ночь искусств, День космонавтики, Синичкин день. Во время данных праздников проводятся викторины, мастер-классы, игры, показы фильмов, выступления музыкантов. Такой тип взаимодействия с посетителем обеспечивает усвоение полученной информации во время нахождения в музее как личностно-значимой.

 

Популяризация музеев

Благодаря информационным технологиям в экспозиционной деятельности появился дополнительный канал в получении как информации, так и эмоций в рамках музейной коммуникации. Главная цель информационных технологий в музейной экспозиции - предоставление информации об объектах культурного наследия. Специфика музея заключается в наличии музейного предмета, а информационные технологии в экспозиции призваны играть роль вспомогатель-

Нужно учитывать, что применять информационные технологии при создании экспозиции необходимо на этапе разработки ее научной концепции, и делать это системно и в соответствии с актуальными исследованиями специалистов и опытом других музеев. Весьма актуальным является исследование информационных технологий в экспозиционном пространстве с точки зрения музейной психологии и музейной социологии.

Благодаря применению в мультимедийных услугах одновременного воздействия графической, ау-диальной (звуковой) и визуальной информации, эти средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений,

так и в практику информационных учреждений, и в домашний досуг. В силу многозначности термина под мультимедиа понимается и мультимедийная программа, и продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии, и компьютерное оснащение.

Использование технологии мультимедиа существенно расширило круг задач, решаемых в музеях с помощью компьютера и информационных технологий. Мультимедийное оборудование дает возможность оживить подлинные старинные аппараты, продемонстрировать архивные кино- и видеоматериалы, предоставить более подробную, расширенную информацию об экспонатах, о музее для самостоятельного изучения, рассказать о возможностях новых технологий [5].

 

№27 общие требования к музейному зданию. Техническое оборудование музеев

 

Обязательным условием создания музея является наличие: 1.1 Понятия «музей», «негосударственный музей» 3 - собранных и зарегистрированных в соответствующих учетных формах (акты, инвентарные книги) музейных экспонатов, на основе которых может быть создана экспозиция; - локально-правовых актов; - помещения и оборудования, обеспечивающего сохранность музейных коллекций; - экспозиционных площадей и оборудования; - рабочих помещений для сотрудников; - резервных площадей для регулярного пополнения коллекций; - возможности обновления постоянной экспозиции и устройства выставок. В своей деятельности музей руководствуется федеральным законом № 54- ФЗ от 24.04.1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», нормативными и методическими документами Министерства культуры Российской Федерации, а также нормативными документами учредителей музеев по ведомственной принадлежности. Научно-методическая помощь оказывается государственными музеями в форме консультаций и мероприятий по повышению квалификации (семинары, конференции)

Большинство музеев размещено в приспособленных для них зданиях, имевших самое разнообразное первоначальное значение.

Жилой особняк.

Основным типом музейного здания, встречающимся во всех климатических районах страны, является бывший жилой особняк постройки конца XVIII, начала XIX, середины XIX и начала XX вв. Эти здания расположены чаще всего среди городской застройки, прилегающие к ним участки озеленения невелики. Здания имеют 1-2, реже 3 этажа; подвальные помещения, если они есть, используются для хранения экспонатов. По наружному обмеру здания имеют кубатуру до 4500-7500 м3. Строительный материал ограждающих конструкций - кирпич, дерево. Как правило, стены отштукатурены снаружи и изнутри. Ряд музейных зданий на юге Украины и в Закавказье построены из местного камня - ракушечника, известняка, туфа и др.

Толщина наружных ограждений 0.7-1 м, внутренние перегородки чаше всего кирпичные и деревянные. Перекрытия деревянные, как правило везде есть чердак, кровля металлическая. Полы паркетные или дощатые, иногда покрыты линолеумом. Площади остекления составляют 12-16% площади наружных стен; остекление двойное, с деревянными оконными переплётами, входные двери двойные, деревянные, с тамбуром. Для организации внутреннего пространства характерно почти обязательное наличие парадного входа и связанной с ним системы лестниц и вестибюле]', короткие анфилады парадных комнат. Комнаты сравнительно невелики - до 150 м3. Все лучшие помещения используются под экспозиции. Для фондохранилищ приспосабливаются обычно помещения в подвальных этажах, в мансардах, иногда во флигелях или небольших комнатах.

Дворцовые здания.

Здания дворцового типа постройки XVIII-XIX веков расположены чаще всего в обширных парках, либо на открытых городских площадях и в загородной зоне. Здания имеют до 4-х этажей и подвал. Кубатура здания по наружному обмеру составляет 30.000 м3 и более. Строительный материал ограждающих конструкций - кирпич, дерево, природный камень. Как правило, стены отштукатурены снаружи и изнутри. Толщина наружных стен около 1 м. Перекрытия деревянные, как правило везде есть чердак, кровля металлическая. Полы в комнатах паркетные, в вестибюлях и на лестничных клетках часто мраморные, мозаичные. Площадь остекления составляет около 20% площади наружных стен, остекление двойное, иногда имеются золы с верхним светом. Здания отличаются сложной планировкой, для которой характерны анфилады комнат объёмом 200-400 м3.

Музеи, расположенные во дворцах, благодаря большим объёмам зданий, имеют лучшие возможности для размещения фондов; под фондохранилища оборудуются подвалы, бывшие жилые и служебные комнаты.

Здания общественного назначения.

Это здания для различных общественных служб постройки XIX, начала XX вв. (бывшие присутственные места, торговые ряды, гостиницы и пр.). Они во многом схожи с двумя предыдущими по строительным материалам и конструкциям. Объём их 5500-8000 м3 и от 10000 до 20000 м3. Объёмы комнат разнообразны: от небольших до 400-600 м3. Площадь остекления невелика - 18-20% площади наружных стен, остекление двойное. Полы чаще всего деревянные (паркет, доски), но встречаются к каменные - мозаичные. Планировка зданий определяется их первоначальным назначением: либо комнаты в них связаны между собой коридором, т.е. анфилады отсутствуют, либо в композициях доминирует сильно развитый вестибюль, сообщающийся с главным входом, а комнаты расположены симметрично от него по обе стороны.

Средневековые палаты.

Средневековые светские и монастырские палаты составляют обособленную группу зданий. Они расположены либо среди окружающей застройки, либо в сохранившихся монастырских комплексах, часто окруженных стенами. Здания невелики по объёму -до 5000 м3, все построены из кирпича, иногда с добавлением камня, имеют массивные стены (1,5-2 м), небольшие оконные проемы с малой площадью остекления (от 1 до 6% площади ограждающих конструкций), дощатые полы. Преобладают помещения малой кубатуры (100-150 м ), но встречаются и большие залы (трапезные палаты) объёмом 300-600 м3. Внутреннее пространство компонуется из ряда замкнутых объёмов, соединенных между собой узкими дверными проемами.

Здания, специально построенные для музеев.

Здания специально построенные для музеев надо разделить на две группы по времени постройки:

Здания музеев, построенные в XIX, начале XX вв.;

Здания музеев, построенные в 1950-1980 гг. "

Здания первой группы расположены на площадях, в скверах, на набережных. Большие по объёму - от 6000 м3 до 30000 м3, построены из кирпича, толщина наружных стен не превышает, как правило, 1 м. Площадь остекления довольно большая, составляет 20-30% от площади ограждающих конструкций. Окна с двойным остеклением, с деревянными, а иногда и металлическими переплетами.

Характерной особенностью этих зданий является почти обязательное наличие световых фонарей в экспозиционных залах верхних этажей. Полы дощатые или паркетные, в цокольных этажах часто каменные, мозаичные, либо цементные с покрытием досками или линолеумом. Здания имеют обычно 2-3-4 экспозиционных этажа и развитый цокольный этаж, помещения которого предназначены для хранения фондов.

По принципу организации внутреннего пространства эти здания можно условно разделить на два типа. В первом доминирующее значение имеет главный обширный вестибюль и занимающая большую площадь парадная лестница, вокруг которой группируются экспозиционные помещения. Этот своеобразный "колодец", связывающий между собой все этажи и постоянно сообщающийся через главный вход с улицей, оказывает большое влияние на микроклимат музея. Здания второго типа, в решении интерьера которых лестничный проём не имеет доминирующего значения, более сложны и разнообразны по планировке, внутреннее пространство имеет более замкнутый характер, часто встречаются анфилады экспозиционных залов больших площадей и объёмов.

Здания второй группы построены, как правило, по индивидуальным проектам.

Другие здания, приспособленные для музеев.



2020-02-04 444 Обсуждений (0)
Тематическая экспозиция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематическая экспозиция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)