Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный строй государства - феодальный



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Государственный строй государства - феодальный 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формой правления Древнерусского государства была раннефеодальная монархия. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров - крестных грамот.

Великокняжеский престол передавался по наследству. Сначала старшему в роду, затем - старшему сыну. Постепенно местными князьями становились родственники великого князя.

Первоначально функции князей заключались в организации дружины, военного ополчения, сбора налогов, внешней торговли. Постепенно большее значение приобретала деятельность в области управления, законодательная и судебная функции. Князь был высшей судебной инстанцией.

В своей деятельности великий князь опирался на совет крупных феодалов - бояр и духовенство. Иногда созывались феодальные съезды для решения важных вопросов (принятие законов и др.).

В центральном управлении сначала присутствовала численная система, которая основывалась на организации военного ополчения. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча стала не вооруженным числом людей, а понятием территориальным. Тысяцкие являлись, прежде всего, руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функций.

Позднее складывается дворцово-вотчинная система управления. Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вотчиной. Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий (дворский), управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги - тиуны.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе - вместо жалованья за службу, так называемого, "корма". Размер "корма" определялся в грамотах. Помощники посадников и волостелей - тиуны, вирники и другие - также получали "корм". Эта система управления называлась системой кормления.

Государственное управление опиралось на систему налогов. Первоначально налог был только в виде полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Позже были учреждены погосты, т.е. специальные пункты сбора дани. Затем сложилась система разнообразных налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, которые были определенной денежной единицей.

Одним из важнейших элементов политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Большое значение имело введение христианства в Х в., которое проповедовало божественное происхождение власти монарха, покорность народа властителям. Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.

В основе территориального устройства Древнерусского государства изначально лежали своего рода федеративные начала.А.Н. Чертков в своей статье предлагает ввести термин "Древнерусская Прафедерация". В основе Древнерусской Прафедерации было завещание Ярослава Мудрого, установившего принципы деления Руси на уделы. Завещание Ярослава устанавливало основу наследования княжеских престолов и территориальное устройство государства; провозглашало Русь единой вотчиной рода Рюриковичей; определяло отношения центр - регионы на началах старшинства Киевского князя, значительной самостоятельности удельных князей; давало идеологическую основу единства государственной власти и территории (все мы одного деда внуки). Федеративный характер Древнерусского государства отразился также и в публичных договорах, которые заключались не только между городом (местным князем) и великим князем, но и между отдельными местными князьями. В Древнерусском государстве сохранялось такой демократический институт, как вече. В компетенцию вече первоначально входили все вопросы государственного управления: законодательство, суд, споры и др. Постепенно круг вопросов сужался. Позже вече оставалось лишь в отдельных городах. Наиболее существенным его влияние было в Новгороде. Присутствовал в Древнерусском государстве и орган местного крестьянского самоуправления - территориальная община - вервь. В ее функции входило: распределение земельных наделов, обложение и распределение податей, решение судебных споров, исполнение наказаний. Таким образом, Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию с федеративными началами в территориальном устройстве.

Общественный строй

 

К моменту образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась феодальная собственность на землю, и сложились классы - феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.

Наиболее крупными феодалами были князья: киевские и местные (племенные). Земельные владения князей росли за счет захвата общинных земель, а также за счет захвата земель других племен в результате войн.

Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн. Кроме того, в класс феодалов входили также дружинники князей, получавшие землю от князя. Такое земельное владение именовалось вотчиной, постоянным владением, которое могло быть передано по наследству.

После принятия в X в. христианства появились коллективные феодалы - монастыри и церкви. Их земли в основном росли за счет десятины и других доходов (судебные и др.).

Низший слой феодалов составляли слуги, княжеские и боярские, служилые люди. Они получали землю за службу и на время службы.

Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами - местные князья - сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несли военную службу.

Главным правом феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, которое выражалось, прежде всего, в том, что они получали с крестьян феодальные подати.

Постепенно феодалы получали от своих сюзеренов-князей так называемые иммунитеты, освобождались от платежа дани в пользу князя и приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать различные подати и др. Т.е. политическая власть становилась атрибутом крупной феодальной собственности. Право также устанавливало привилегии господствующего класса: повышенные наказания за убийство феодала или причинение ему имущественного ущерба, более широкие права по передаче имущества по наследству и др.

По мере роста феодальной собственности увеличивалось число зависимого населения путем экономического закабаления, когда разорившиеся общинники вынуждены были идти к феодалу в зависимость на различных условиях (закупничества, патроната, найма и т.д.), а также внеэкономического принуждения. В результате свободных крестьян-общинников почти не стало, а основное крестьянское население попало под ту или иную форму феодальной зависимости.

Основной группой крестьянства были смерды, жившие общинами-вервями. Они имели свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость смердов от феодалов выражалась в том, что они были обязаны отбывать феодальные повинности (платить дань, подати). В случае отсутствия сыновей и незамужних дочерей, все их имущество после смерти переходило к господину. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви. Но это еще не крепостные, так как они не были прикреплены к земле и личности феодала.

Другую категорию зависимого населения составляли закупы - смерды, вынужденные идти в кабалу к господину. Взяв у феодала в долг деньги или имущество (купу), они обязаны были работать на хозяина. Причем отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина, если не выплатит долг. В случае бегства, закуп превращалсяв холопа.

Были и другие категории феодально-зависимого населения: изгои - люди, вышедшие из общины; прощенники - попавшие под покровительство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это работать в их хозяйствах.

В Древнерусском государстве существовали также и рабы - челядь, холопы. Они были практически бесправны и приравнивались к скоту. Источниками холопства были: плен, рождение от рабыни, самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение "без ряду" (т.е. без всяких оговорок), банкротство, побег закупа, совершение тяжких преступлений (поджог гумна, конокрадство).

Однако рабство в Киевском государстве не было основой производства, а было, преимущественно, домашним. Впоследствии холопы стали первыми крепостными.

В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. В городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.

Городское население было свободнее зависимых крестьян. В городах время от времени созывались народные собрания - вече. Но классовая дифференциация была очень существенной.

Русское государство всегда было полиэтничным (многонациональным). Славяне смешивались с финскими племенами, причем этот процесс шел мирно. Все народы были равноправны. Не было никакого преимущества для славян, в том числе и в источниках Древнерусского права.

Таким образом, общественный строй Древнерусского государства представлял собой выраженное сословное деление общества, характерное для раннефеодальной монархии. Феодальное землевладение основывалось на зависимом положении смердов и закупов. Рабство же применялось в основном в домашних целях и не составляло основу производства. В тоже время полностью отсутствовало деление по национальному признаку.


Заключение

 

В IX-XII веках, Киевская Русь представляла собой одну из крупнейших средневековых европейских держав, которая сыграла важную роль в судьбах народов и государств не только Запада, но и Востока и даже отдаленного Севера. Так же как гусеница превращается в бабочку, так и молодое русское государство, из небольшой горстки поднепровских славян, превратилось в огромную державу, объединившая под своим крылом все восточнославянские племена, племена балтов и фино-угров. Дух того времени можно передать словами русского поэта С. Есенина: "О Русь, взмахни крылами, поставь иную крепь!". И она взмахнула, да так взмахнула, что о молодом славянском государстве узнало полмира - западные правители грезили о том чтобы породниться с киевскими князьями, греки были постоянным торговым партнером Руси, русские купцы ходили по Каспийскому морю, доходили до Багдада и Балха. Потоки варягов беспрестанно примыкали к быстро развивающемуся соседу, вступая в княжеские дружины и присоединяясь к заморским экспедициям. И в Гардарике, как прозвали ее варяги, вновь прибывшие находили новый дом, ассимилируясь с местным населением.

Из главного дошедшего до нас исторического труда тех времен - "Повести временных лет", мы узнаем что славяне имели обширные знания в географии тогдашнего мира, от берегов Британии на западе и до китайских земель на востоке, он упоминает "Островницу" (Индонезию), расположенную на краю земли, рассказывает об индийских брахманах.

Население Киевской Руси довольно быстро вливалось в общеевропейское течение, приобщаясь к византийской и западноевропейской культуре, создавая свои собственные литературные, архитектурные и художественные произведения искусства. С принятием Русью христианства, молодое государство приобщается к книжной культуре. Хотя на Руси была письменность и до крещения, однако наибольшее развитие литературы начинается после 988 года.

Неужели наши предки, будучи безграмотными дикарями, какими их выставляют приверженцы норманнской теории, смогли бы построить столь сильное государство? Неужели смогли бы заявить о себе на полмира? Неужели вчерашние варвары, скинувшие хвосты и слезшие с берез смогли построить самое крупное в мире государство, выдержав нападки европейцев с Запада и бесчисленные орды с востока?"Германское ядро явилось стержнем русской государственности" - чванливо заявляют норманнисты, неожиданно забывая и о сообщениях Новгородской летописи, и о византийских источниках и об арабских сведениях, указывающих на то, что задолго до прихода Рюрика на Русь у славян были свои князья, прекрасно обходившиеся без "германского ядра".

Однако оставим задыхающуюся в предсмертной агонии норманнскую теорию, бросающуюся ничем неподкрепленными громкими заявлениями, и трезво взглянем на вещи. Образование государственности у древних славян явилось закономерным итогом распада родоплеменной общности, появления классового общества, реорганизация родовых органов власти в органы экономически господствующего класса. Завершило процесс создания древнерусского государства восточнославянских племен в единое государство, которое прочно заняло свою нишу среди других сильнейших государств средневековой Европы.


Список использованной литературы

 

1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2010. - 216с.

2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 524 с.

.   Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 797 с.

.   История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: ООО "ТК Велби", 2011. - 544 с.

.   Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. - Л.: Изд-во ЛГОЛУ, 2005. - 432 с.

.   Повесть временных лет // Повести Древней Руси. - М.: Балуев, 2012. - 400 с.

.   Чертков А.Н. Территориальное устройство Древнерусского государства: поиск правовой основы // История государства и права. - 2010. - N 21. - С.34 -

.   Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М.: Наука, 2009. С.12



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
Государственный строй государства - феодальный 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный строй государства - феодальный

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)