Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фашистское государство Япония



2020-02-04 414 Обсуждений (0)
Фашистское государство Япония 0.00 из 5.00 0 оценок




 

   
Содержание

 

Введение

. Япония

. Социально-экономические и политические изменения в Японии после первой мировой войны

. Внутренняя политика Японии после первой мировой войны

. Установление фашистской диктатуры в Японии

. Внешняя политика Японии в период установления фашистской диктатуры

Заключение

Список литературы

   

   
Введение

 

Концепция «японского фашизма» была сформулирована в первой половине 1930-х годов коминтерновскими идеологами (К.Б. Радек, О.В. Куусинен, Г.М. Димитров) и японскими коммунистами во главе с С. Носака. Развитая после второй мировой войны идеологами КПЯ (ё. Кодзаи, С. Хаттори и др.) и «левыми» интеллектуалами во главе с М. Маруяма она долгое время оказывала сильное влияние как на японскую общественно-политическую мысль и историографию, так и на изучение Японии за ее пределами. Концепцию Маруяма творчески развил и дополнил историк общественной мысли Японии Б. Хасикава.

Политологическое исследование фашизма в Японии, понимаемой как составная, но самостоятельная и полноценная часть глобального явления,, приведет к более глубокому осознанию закономерностей глобальных политических и социальных процессов, к приращению концептуального понимания следующих базовых проблем всемирной политической, идеологической и интеллектуальной истории XIX-XX вв.: 1) происхождение, причины, характер и последствия революционных (в противоположность эволюционным) преобразований в традиционном обществе1 (на примере Мэйдзи исин в позднетокугавской Японии); 2) реакция зрелого традиционного общества на интернационализацию и глобализацию, на «искушение глобализмом» (3); 3) процесс формирования контр-элиты, от духовной к политической (завершенный; процесс на примере «школы национальных наук» и «школы Мито» во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. и незавершенный на примере радикального национализма, национального и государственного социализма в первой половине XX в.); 4) сочетание духовных и материальных факторов в политике (на примере императорской системы, «государственного организма» и «государственного Синто» второй половины XIX - первой половины XX вв.)

Таким образом, основная цель реферата состоит в том, чтобы изучить становление фашизма в Японии

Поскольку рассматриваемая проблематика затрагивает большой комплекс политических, идеологических и социальных проблем, то были поставлены следующие конкретные задачи:

. изучить историю Японии накануне установления фашизма

. Проанализировать истоки и ход возникновения фашизма в Японии

.Рассмотреть исторически сложившуюся ситуацию в Японии после первой мировой войной.

 

   
1. Япония

 

Правящие классы Японии в особой степени, тяготели к военно-монархической диктатуре. Иначе и быть не могло, поскольку конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем рабочего, который удавалось удерживать благодаря совсем уж нищенскому существованию японского крестьянина, соглашавшегося на любую работу и за любую плату. В то время как 74% крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% земли. Четыре млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 1/2 га) или вовсе не имели земли. Понятно, почему крестьяне устремлялись в города. Экономические и политические интересы тесно связывали японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной. Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности - с другой. Деревня, жившая натуральным хозяйством, почти не покупала изделий промышленности. Внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, но ее не хотели помещики. С помещиками, с реакционным дворянством вообще не хотели ссориться капиталисты: и те и другие имели общего врага - пролетариат и крестьянство. Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий, завоевание внешних рынков. Отсюда выдвижение военной силы, агрессивная внешняя политика, отсюда указанный выше союз.

Ни одно из крупных империалистических государств не осуществляло столь робко и столь непоследовательно немногие либеральные реформы, как Япония. 

В 1925 году здесь вводится "всеобщее" мужское избирательное право. При этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние не смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты был потребован крупный залог в размере 2 тыс. иен, поступавший в казну, если оказывалось, что кандидат не набрал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных. И нигде - вплоть до установления военно-монархической диктатуры - не осуществлялась в таких масштабах, как в Японии, борьба с рабочим движением. Например, на закон "Об охране общественного спокойствия" 1925 года, установивший многолетние каторжные работы за участие в организациях, ставивших цепью уничтожение частной собственности и изменение политического строя. В 1928 году японское правительство запрещает все сколько-нибудь левые организации. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии.

В 1938 году японский парламент принимает пресловутый "закон о всеобщей мобилизации нации", разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции "особой полиции".

Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само. Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средствами для эффективного влияния на политику. В то же время правительство, прибегнув к императорскому указу, могло в любой момент распустить палату. Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, объединявшая "молодое офицерство", но руководимая генералами, требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Она хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором.

В 1932 году "молодое офицерство" учинило настоящий военный мятеж. Вместо того чтобы усмирить его участников, правительство пошло навстречу их требованиям: партийный кабинет был устранен, а на его место пришли генералы и адмиралы.

Во всем этом была своя закономерность. Последовательное усиление роли военных в определении политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны вовне и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.

Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР: первый раз у озера Ханка, второй - у озера Хасан, но каждый раз с огромным для себя уроном. Лелея заветный план порабощения Азии и Океании, Япония вступает в союз с гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги "нового порядка", "избранной расы" и "исторической миссии", Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы "великая нация" получила "великую территорию".

Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее. В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.

Вслед за тем начинается создание так называемой новой политической структуры. В осуществление этого плана политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске. Все вместе они составили "Ассоциацию помощи трону" - государственную организацию, финансируемую правительством и им же руководимую.

Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины - средневековый институт, возрожденный реакцией. Каждая такая община объединяла 10-12 семей. Несколько общин составляли "ассоциацию улицы", поселка и т.д. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить о всем замеченном. Одна община должна была следить за другой. На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов "общества служения отечеству через производство", куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.

Непременным элементом "новой политической структуры" сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких "свободах" не могло быть и речи. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось "новой экономической структурой". Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особым спискам, составленным правительством. Так получили свое выявление основные признаки фашизма.

Но были и некоторые отличия:

а) в Германии и Италии фашистские партии контролировали армию; в Японии именно армия играла роль главной руководящей политической силы;

б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти и своего влияния - (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).

Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.

 

    2. Социально-экономические и политические изменения в Японии после первой мировой войны

    фашизм япония диктатура политика

При наименьших по сравнению с другими воюющими странами военно-материальных затратах японский империализм получил в ходе первой мировой войны едва ли не наибольшие выгоды и приобретения (германские владения в Китае и Тихом океане, уступки от Пекина по 21 японскому требованию, источники сырья и рынки сбыта японских товаров в Азии в связи с отвлечением западных конкурентов из этого региона на период войны в Европе). За годы войны резко вырос экономический потенциал Японии (ВНП с 13 до 65 млрд. иен, металлургия - в 2 раза, машиностроение - в 7 раз).

Только после окончания первой мировой войны выяснилось, насколько сильно экономический скачок разбалансировал сложившуюся в стране социально-экономическую и политическую структуру и соотношение сил Японии с другими Державами в АТР и на Дальнем Востоке. Резко изменилось в пользу буржуазии соотношение сил внутри буржуазно-помещичьего блока. Изменился баланс сил внутри буржуазного класса: “старые” концерны, экономическая мощь которых покоилась на легкой и обрабатывающей промышленности, оттесняются на второй план “молодыми” концернами, мощь которых резко выросла на базе развития ВПК и тяжелой промышленности. Старые концерны выступали за осторожно “негативную” внешнюю политику и экспансию в традиционном северном направлении на материк/Манчжурия, Монголия, Сибирь). Новые концерны предпочитали экспансию в Китай и страны южных морей. Внутрибуржуазная борьба по определению направления экспансии проявилась в размежевании в вооруженных силах на “старых” офицеров (в основном Сухопутных войск) и “молодых” офицеров быстро растущих ВВС-ВМС. Молодое офицерство пропагандировало активную, “позитивную” внешнюю политику в южном направлении, которая неизбежно должна была привести к столкновению Токио с ведущими империалистическими западными Державами (США, Англией, Францией, Голландией).

С окончанием первой мировой войны западные державы вновь обратили внимание на район Дальнего Востока и начали вытеснять Японию с захваченных ею позиций: японский экспорт стал неуклонно сокращаться, Токио пришлось отказаться от ряда территориальных военных приобретений, Пекин при поддержке других держав аннулировал свои уступки по 21 японскому требованию, Англия отказалась от продления столь выгодного Токио англо-японского Союза, на Вашингтонской конференции западные державы поставили пределы росту японской морской мощи. Потерпев неудачу в своей интервенции в Приморье, Япония не смогла удержаться даже на Северном Сахалине. Советско-японский Пекинский договор юридически ограничил возможности японской экспансии на материке ставшими уже узкими для нее рамками Портсмутского мира. Вынужденная сдача японских внешнеполитических позиций, легко приобретенных за годы первой мировой войны, породила агрессивную радикально-националистическую реакцию в значительной части японского общества, особенно среди молодого офицерства.

 

    3. Внутренняя политика Японии после первой мировой войны

 

В сложной внутриполитической обстановке послевоенной Японии Токио направлял ход перемен в нужное русло политикой “кнута и пряника”. С одной стороны, новые избирательные законы увеличили число легальных участников политической жизни с 1,5 млн. до 12 млн. чел. мужского населения. С другой стороны, параллельно демократизации избирательного процесса увеличивались возможности Правительства оказывать на широкие массы политико-идеологическое воздействие, в т. ч. в националистическом духе. Для пресечения нежелательных тенденций общественного развития правящие круги прибегали к испытанной тактике массовых и тайных репрессий (“дело Котоку” 1911 г., подавление “рисовых бунтов” 1918 г., обвинение левых в мародерстве во время землетрясения 1923 г., арест и убийство 6 тыс. левых в “день бури” 15 марта 1928 г. и т. д.). В 20 гг. был ужесточен “Закон об опасных мыслях” усилением меры наказания с 10 лет заключения до смертной казни. Политика сочетания уступок и репрессий изуродовала общественно-политический процесс, способствовала усилению правоэкстремистских тенденций практически во всех слоях японского общества. Жестко подавляемое рабочее и социалистическое движение не смогло стать преградой правому экстремизму во внутренней и внешней политике страны.

Быстрые темпы промышленного развития Японии и концентрация внимания на отраслях ВПК способствовали появлению на его предприятиях довольно многочисленного отряда рабочего класса, находящегося в положении “рабочей аристократии” и носителя реформистской и националистической идеологии. Для большей же части пролетариата мелких и средних предприятий, за счет сверхэксплуатации которой обеспечивались быстрые темпы роста экономики, характерны анархо-синдикалистские настроения и выступления, не опасные для режима в принципе.

Созданная в 1922 г. КПЯ вынуждена была изначально бороться в первую очередь со своими оппонентами внутри рабочего движения (против парламентских иллюзий реформистов с одной стороны, против анархо-синдикализма с другой стороны - анархисты, к тому же, не желали признания СССР из-за “диктатуры пролетариата”). Идейно-организационная раздробленность рабочего движения привела к аналогичному положению и в КПЯ, борьбе ликвидаторов и леваков в ее руководстве. Подпадая под действие Закона об опасных мыслях, КПЯ работала в условиях крайней конспиративности, препятствовавшей расширению влияния партии в массах. Масштабы репрессий были столь велики (за 1928-33 гг. по подозрению в коммунистической деятельности арестовано 62 тыс. человек), что с 1935 г. КПЯ уже не представляла из себя единой организованной силы. Поскольку правящие круги Японии видели в КПЯ единственную реальную опасность своему внутреннему и внешнеполитическому курсу, они применяли против нее особо жестокие методы подавления (член ЦК КПЯ Сеити Исикава после 20-летнего тюремного заключения умер от истощения с весом 33,7 кг при росте 170 см). С другой стороны, тайная полиция содействовала проникновению в руководство КПЯ с последующим переходом сначала на позиции “национального социализма”, а затем и проводников идей японского фашизма, ряда деятелей (Манабу Сано, Садатика Набэяма). Сочетание вышеуказанных объективных и субъективных факторов не позволило КПЯ мобилизовать широкие народные массы, чтобы преградить путь войне и фашизму.




2020-02-04 414 Обсуждений (0)
Фашистское государство Япония 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фашистское государство Япония

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)