Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие формы государства



2020-02-04 372 Обсуждений (0)
Понятие формы государства 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования вопросов формы правления в Российской Федерации предопределена следующими факторами:

. Изменчивостью форм государства и ее видов в современном мире.

. Совершенствованием форм правления в России и зарубежных странах.

. Слабым уровнем разработанности проблем совершенствования формы правления в мире и современной российской науке.

Цель работы: изучение теоретических и практических положений о форме государств в современном мире, рассмотрение особенностей формы правления в Российской Федерации, нахождение положительных и отрицательных сторон, проблем, обобщение данных о формах правления в мире.

Для достижения необходимой цели нужно решить следующие задачи: выяснить, что же такое форма государства и какие выделяют элементы формы государства; определить понятие формы правления как элемента формы государства, рассмотреть ее основные виды; проследить историю возникновения республиканской формы правления в России и рассмотреть ее современное значение в сущности государства.

Структура работы соответствует поставленной цели и задачам, и состоит из введения, трех глав, содержащих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

При проведении исследования применялись помимо общенаучных методов (диалектического метода, методов дедукции, индукции, синтеза, анализа, абстрагирования) также исторический, систематический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический анализ и иные методы научного познания.


 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства

 

«Форма государства - это совокупность органов государства и конкретные способы их связи между собой и населением в процессе осуществления функций государства».

Форма государства - это совокупность внешних признаков, показывающих порядок формирования высших государственных органов, методы и способы осуществления государственной власти, и территориальное устройство.

В реальной жизни рассматривается необычайное разнообразие форм государства. Каждое государство по-разному закрепляет систему органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. Так все современные государства имеют представительные органы власти.

Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его содержания и сущности. Какова сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, и его форма. Рассматривать государство с точки зрения сущности, означает исследовать интересы и волю таких групп, классов и слоев общества, которые оно в первую очередь защищает и выражает. Ранее говорилось о сущности вообще и «философской сущности». Исследовать государство с точки зрения содержания означает установить, как оно действует ив каких направлениях оно движется. Изучить же государство с точки зрения его формы - значит изучить его строение, его основную внутреннюю структуру, составные части, осуществленные государственной властью и основные методы становления. При рассмотрении формы государства нужно иметь в виду, что форма государства, также как его сущность и содержание, никогда не оставалась и не останется на века установленной, неизменной. Под влиянием множества социально-политических, экономических, идеологических и иных факторов оно всегда развивалось и изменялось. Справедливо утверждение Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».

Чтобы убедиться в данном, достаточно сказать, что за всю историю становления государства и права были выдвинуты множество различных теорий о форме государства. Предлагались самые разные подходы решения этой проблемы. Еще в Древнем Риме и Древней Греции юристы и философы высказывали самые разные, порой весьма противоречивые суждения по поводу того, что следует понимать под определением формы государства, какие формы существуют, чем они отличаются друг от друга.

Один из величайших мыслителей своего времени - Платон, исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме этого, им рассматривались «законная монархия» - царская власть и «незаконная» олигархия.

Ученик Сократа, Платон, создал целое учение о динамике государственной жизни, в силу «испорченности человеческой натуры» и ее форм. Идеальная аристократическая форма и государство, согласно его учению, не вечны. Государство может деградировать и, следовательно, в этом же направлении менять свою форму.

Аристократия, согласно учению Платона, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращение свободных людей в рабов, может вырождаться в демократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Она же, в свою очередь, основанная на имущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, может вырождаться в свою противоположность - тиранию. Тирания - самая худшая форма государства, при которой господствуют произвол, население и бесправие широких масс. Глава государства - тиран захватывает власть от имени народа и выступает как «ставленник народа».

На многообразие форм государства имел свои взгляды и Аристотель. Считая форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, великий ученый Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих как аристократию, монархию или политико-демократию. Эти три формы он назвал «правильными», ибо в них рассматривалась общая польза всех правителей. Каждая из данных форм могла меняться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму - тиранию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению ученика Платона, Аристотеля, лишь в личных для него целях.

«На форму государства заметное влияние оказывают идеологические установки партии и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, позитивный опыт других государств, а также научные разработки проблем организации и деятельности государства».

Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Марк Тулий Цицерон выделял в зависимости от числа правителей некоторые из простых форм государства (народную власть - демократию, власть оптиматов - аристократию, царскую власть - монархию и смешанную форму).

«Народной является та община, в которой всё находится в руках всего народа. Когда она находится в руках у выборных лиц, то говорят, что «эта гражданская община управляется волей оптиматов. Когда верховная власть находится в руках единственного человека, писал он, мы именуем такую форму государства «царской властью». Для того чтобы предотвратить искажение и вырождение той или иной формы государства Цицерон предлагал использовать смешанную форму, складывающейся в результате выделения и смешения положительных качеств всех простых форм.

В настоящее время в политологической и юридической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по некоторым элементам: форме государственного устройства (унитарное государство, конфедерация, федерация), форме правления (монархия и республика, форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления).

 

Виды форм государства

 

Каждое государство характеризуется определенным порядком образования и организационной структурой государственного аппарата, особенностями территориального обустройства, а также методами и приёмами осуществления государственной власти. Поэтому форма государства складывается из нескольких основных компонентов, отражающих указанные особенности:

А. формы правления;

Б. формы государственного устройства;

В. политического режима.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

. организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

. территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

. методы и способы осуществления государственной власти.

Анализируя конституции различных государств, можно, видимо, выделить три главные формы государства: монократическую, сегментарную и поликратическую. Их классификация основана на единстве способов организации и осуществления государственной власти, включая структуру и взаимоотношения органов государства, территориальной организации власти и методах ее осуществления.

В условиях монократической (единовластной) государственной формы существует единственный центр власти, разделение властей отвергается либо не имеет места на практике. Доминирует исполнительная власть, глава государства. Территориальная организация государства имеет высокоцентрализованный характер, среди методов осуществления государственной власти преобладает принуждение, в том числе религиозное и идеологическое принуждение, а то и прямое насилие. Такая форма складывается в условиях фашизма, в странах капиталистической ориентации с однопартийной системой, в некоторых мусульманских странах с идеологией фундаменталистского ислама. Разновидностью такой государственной формы является республика типа Советов (Советская Республика), существовавшая в СССР, странах Восточной Европы, сохраняющаяся сейчас в государствах тоталитарного (в экономике уже полутоталитарного) социализма, независимо от того, действует одна или несколько партий, будь то унитарное государство или провозглашаемый федерализм и т.д. Ее своеобразие заключается в том, что реальную государственную власть узурпирует «руководящая и направляющая» коммунистическая партия, а монократизм правления осуществляется под прикрытием демократических концепций (демократия для трудящихся, федерализм, автономия как форма осуществления права наций на самоопределение, выборные советы как единственные полновластные органы, политическая роль массовых организаций и т.д.).

Поликратическая («многовластная») государственная форма - ее иногда называют демократической, полиархической - является противоположностью монократической. Она основывается на демократических методах управления. Признается и осуществляется разделение властей с ролевой автономией различных органов государства, системой сдержек и противовесов властей, их взаимодействием. Территориально-политическая организация государства исходит из размежевания сфер государственной власти и местного самоуправления, на местах создаются выборные органы местного самоуправления (если есть представители государственной власти, то они осуществляют административный контроль в отношении органов местного самоуправления только с точки зрения соблюдения законности), в управлении обществом преобладают поиски компромисса и консенсуса, но это не исключает принуждения со стороны государства в соответствии с законом, принята концепция правового государства. Такая государственная форма существует во многих странах развитого капитализма (США, Франция, Япония и другие).

Сегментарная государственная форма, то есть состоящая из разнородных отрезков целого, сочетает черты первой и второй. Признается разделение властей и частичная ролевая автономия ветвей власти, но при доминировании главы государства, исполнительной власти. Наблюдается повышенная централизация при организации территории государства, существует ограниченное самоуправление под контролем назначаемых чиновников (если назначенных представителей государственной власти нет, то права местных органов ограничены и крайне сужена их финансовая база). Используются некоторые демократические методы управления при сочетании с авторитарными, а то и при преобладании последних. Многие постсоциалистические государства, Южная Корея, некоторые страны Латинской Америки, Пакистан, Шри-Ланка относятся к данной форме.

Форма правления - внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и так далее). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (абсолютные, конституционные) и республиканские (президентские, парламентские).

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные, конфедеративные.

Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, который представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую национальной идеологией, представление о превосходстве одной из наций над другими (господствующей нации, расы), крайней агрессивностью. Впервые такой режим был установлен в Италии (1922 г., лидер Б. Муссолини), а затем в Германии (1933 г., лидер А. Гитлер). B его основе лежит обнищание масс и определенные общественно-политические движения, в которых внедряются националистические идеи, популистские лозунги. Милитаризм, поиск внешнего врага, агрессивность, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

В настоящее время теория государства и права как наука может предложить более глубокое достаточно обоснованное понимание формы государства с учетом не только элементов (формы правления, территориально-политического устройства, политического режима), но и связей между ними, образующих единое целое - форму государства, а также связей элементов с этим целым.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.


 



2020-02-04 372 Обсуждений (0)
Понятие формы государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие формы государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)