Блок 2. Исследование активного словаря
Задание № 2. Подбор антонимов Цель: изучение способности понимать значение антонимов. Содержание: Проводится в форме игры "Скажи наоборот". Ребенку предлагается поиграть в слова. Надо подобрать к предложенному слову другое слово, противоположное по значению. Подобрать антонимы к следующим словам (18 слов): входит — ... закрывает — ... встает — ... поднимается — ... ползет — ... бежит — ... улетает — ... ложится — ... плачет — ... кладет - ….. холодный - … ловкий - … ленивый - … толстый - … твердый - … тупой - … кислый - … высокий - … Критерии оценки: 2 балла - правильное выполнение 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит 0 баллов - отказ или далекая словесная замена. Максимальное количество баллов – 36. Задание № 3. Выделение антонимов из набора слов Цель: изучение способности выделять антонимы в наборе слов. Содержание: Ребенку предлагается набор слов, в котором два слова являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Ребенок должен найти эти антонимы и назвать их. Пример: кривой, длинный, большой, маленький, широкий. Ответ: большой и маленький. Стимульный материал (15 наборов слов): 1. Вращаться, подниматься, нырять, приближаться, опускаться. 2. Течь, переливаться, открывать, спастись, приближаться, отходить. 3. Разрушать, разбрасывать, всплывать, переливаться, опускаться. 5. Разъединенный, притупленный, жесткий, сжатый, острый. 7. Разъединять, скручивать, сбросить, собирать, связывать. 8. Думать, узнавать, считать, сокращать, забывать. 11. Подвижный, глупый, ленивый, умный, смущенный. 12. Отделяться, шутить, разбрасывать, развенчивать, восторгаться. 13. Малыш, девушка, юноша, подросток, старик. 14. Нежный, учтивый, простоватый, грубый. 15. Расшатывать, платить, требовать, получать, обеспечивать. Критерии оценки: 2 балла - правильное выполнение 1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит 0 баллов - отказ или неверное выполнение. Максимальное количество баллов – 30. Задание № 4. Выделение антонимов в предложении Цель: изучение способности вычленять антонимы в предложении. Содержание: Ребенку предлагается найти антонимы в предложении (15 предложений) и назвать их: Ученье свет, а не ученье – тьма. Каково начало, таков и конец. Добро помни, а зло забывай. Утром солнце встает, а вечером садится. В поле холодно, а в доме тепло. Мальчик плачет, а девочка смеется. Летом жарко, а зимой холодно Корень ученья горек, да плод сладок. Лучшая вещь новая, лучший друг старый. Грубость боится вежливости. Глупость можно победить умом. Оружием против страха является смелость. Вот тараторка для ребят: когда молчат, не говорят. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Критерии оценки: 2 балла - правильное выполнение 1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит 0 баллов - отказ или неверное выполнение. Максимальное количество баллов – 30 Задание № 5. Применение антонимов в словосочетании Цель: изучение способности использовать антонимы в словосочетании. Содержание: Ребенку предлагается заменить в словосочетании (пара слов) одно из слов словом-антонимом (17 пар слов): свежий хлеб - ... (черствый хлеб). холодный ветер - ... (теплый ветер). новая газета - ... (старая газета). свежие яблоки - ... (сушеные яблоки). добрый человек - … (злой человек). легкий труд - … (тяжелый труд). высокий рост - … (низкий рост). дальний родственник - … (близкий родственник). аккуратный мальчик - … (неряшливый мальчик). твердый материал - … (мягкий материал). сытый дядя - … (голодный дядя). отдохнувшая мама - … (уставшая мама). ясная погода- … (ненастная , пасмурная погода). узкая улица - … (широкая улица). грустная песня - … (весёлая песня). поздняя весна - … (ранняя весна). Критерии оценки: 2 балла - правильное выполнение 1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит 0 баллов - отказ или неверное выполнение. Максимальное количество баллов – 34. Задание № 6. Применение антонимов в предложении Цель: изучение способности использовать антонимы в предложении. Содержание: Ребенку предлагается продолжить начатое предложение, применяя антонимы (15 предложений): Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ... . Мама добрая, а Баба Яга … . Эта улица широкая, а та … Знай больше – говори … Не поев горького, не поймешь … От радости старые молодеют, от печали молодые … Никогда не знаешь, где найдешь, а где … Не вали с больной головы на … Не узнав горя, не узнаешь … От доброго житья толстеют, от дурного … Апельсин сладкий, а лимон… Птицы летели день и … Свежие огурцы я люблю больше … Бедный утёнок был маленький, а охотничий пёс, склонившийся над ним … Гадкий утёнок стал … лебедем. Критерии оценки: 2 балла - правильное выполнение 1 балл - затрудняется поиск, с помощью логопеда находит 0 баллов - отказ или неверное выполнение. Максимальное количество баллов – 30. После проведения исследования по вышеперечисленным заданиям, подсчитали общее количество баллов, полученных каждым ребенком, и определили уровень сформированности исследуемых показателей: высокий уровень – 131-196 баллов, средний уровень – 65-130 баллов, низкий уровень – 0-64 баллов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |