Понятие социального института
Содержание
Введение . Социальные институты: понятие, функции и виды Понятие социального института Виды социальных институтов Функции социальных институтов Развитие социальных институтов и институциализация . Характеристика основных социальных институтов Заключение Список используемых источников Глоссарий Приложение семья потребность общество социальный институт
Введение
Социальный институт - одно из основных понятий в социологии, позволяющих раскрыть сущность общества. Социальные институты являются важнейшими составляющими социальной структуры. Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Социальные институты - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями - связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности. В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые - появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество. Целью настоящей работы является изучение и общая характеристика социальных институтов. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка источников и приложения.
Социальные институты: понятие, функции и виды Понятие социального института
Термин «институт» происходит от латинского слова institutum - установление, устройство. В социологию этот термин пришел из юриспруденции, где под ним понималась совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере (например, институтами назывались собственность, наследование, брак и т.п.). В социологии понятие «социальный институт» приобрело значение особого типа устойчивой регламентации социальных связей, отношений и организационных форм социального регулирования поведения субъектов. Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Классики социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.) рассматривали институты с позиций их роли в поддержании порядка в обществе. В классических социологических теориях под социальными институтами понимаются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы и потому воспроизводятся (М. Вебер, Э. Дюркгейм); в структурно-функциональном анализе (Т. Парсонс, Р. Мертон) социальные институты рассматриваются с точки зрения удовлетворения потребностей индивидов и групп. В современном социологическом знании существует особое направление - институциональная социология, которая рассматривает общество как совокупность социальных институтов, общественное развитие - как смену различных социальных институтов, преобладающих в различные исторические периоды. Уже социальная статика О. Конта в качестве основных элементов, поддерживающих согласие и порядок в обществе, рассматривала институты, верования и моральные ценности. Термин «социальный институт» впервые в социологической науке употребил Г. Спенсер. Он придавал огромное значение институциональным порядкам и считал, что необходимость формирования социальных институтов обусловлена борьбой за существование общественного организма в условиях эволюции. Э. Дюркгейм, как и Конт, видел функции социальных институтов в поддержании солидарности. К. Маркс понимал институты как исторически сложившиеся структуры, обусловленные производственными отношениями. В качестве таких форм организации и регулирования социальной деятельности он анализировал частную собственность, разделение труда, майорат и другие институты. М. Вебер считал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они являются значимыми для индивидов. Поскольку в его представлении общество становится все более рациональным, то именно рациональное действие имеет значение. В качестве структурного компонента рационально организованного капиталистического предприятия Вебер рассмотрел институт бюрократии. Понятие «социальный институт» занимает центральное место в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс строит модель общества как систему социальных отношений и социальных институтов. Социальные институты - это ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов. В качестве устойчивых конфигураций они образуют статусно-ролевую структуру общества. Именно нормативно-ролевая институциональная структура обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Структурно-функционалистское представление о социальных институтах является наиболее разработанным в западной и отечественной социологии. Но, несмотря на то, что каждая социологическая теория, в центре которой находилось понятие института, давала ему свое определение, в целом, сложилось понимание социальных институтов как исторически обусловленных форм организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающих относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Совокупность этих значений можно свести к четырем основнымсущественным признакам социального института: ) выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер; ) определенную организацию; ) наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей; ) наличие социально значимых функций института. Например, когда мы говорим, что школа - это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении - организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института. Социальные связи институтов и между институтами организуют общественную жизнь. Назначение институтов: создание удобств для социально направленного взаимодействия людей и обеспечение непрерывности общественной жизни через механизмы воспроизводства, преемственности и адаптации. Исходя из опыта и осмысления жизни, люди отбирают наиболее удобные формы организации своей деятельности, регулирования отношений. Постепенно они убедились, что ритуализация (т.е. подчинение определенным правилам и порядку) жизни обеспечивает контроль, сходство, предсказуемость поведения и целесообразность и полезность скоординированных действий.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |