Юридическая ответственность и государственное принуждение
Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права. Негативные последствия нарушения нормы права не возникают само собой, автоматически. Редко какой правонарушитель уподобляется унтер-офицерской вдове, «которая сама себя высекла». Перевод санкции из сферы долженствования в сферу практической деятельности осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы. Государство предписывает правонарушителю действовать определенным образом и принуждает его исполнить предписанное реально. Воля и желание правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя добровольно исполнить предписанное, требуемое поведение будет обеспечено соответствующими государственными органами. Так, лицу, совершившему административное или гражданское правонарушение, дастся возможность добровольно исполнить меру государственного принуждения – заплатить штраф, возместить ущерб кредитору, исполнить надлежащим образом обязательства по договору. Однако, если такие действия не будут совершены к определенному сроку, то принудительные меры будут проведены судебным исполнителем, или иным органом. Уголовное наказание чаще всего осуществляется мерами государственного принуждения с момента вынесения приговора. Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако, далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью. В механизме правового регулирования властно-организованная сила государства проявляется по самому широкому кругу отношений в целях подавления отрицательных волевых устремлений отдельных лиц, обеспечения потребностей общества, государства или населения в материальных благах при наличии экстремальных ситуаций и по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И в заключение, о социальной природе противоправного поведения. Главное в этом поведении – то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества. Правонарушения различают по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д. Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками. В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормами права, а могут и вытекать в общей форме из "духа закона", противоправные действия должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами. Актуальность и важность вопроса о причинах правонарушений обусловлена тем, что знание факторов, вызывающих противоправное поведение, определяют и средства их устранения. Один из вариантов осмысления в теоретической юридической науке проблемы причин правонарушений содержится в учебнике В.К. Бабаева. В нём говорится о том, что следует разграничивать причину, условия и поводы правонарушения. Как мы говорили выше – юридическая ответственность – реакция на правонарушение. Правонарушение – основание ответственности; где есть правонарушение, там есть (должна быть) ответственность; без правонарушения – нет ответственности. Существует ответственность в более широком понимании – ответственность позитивная, под которой понимается определённое внутренне состояние индивида, его отношение к порученному делу, обществу, государству, коллективу, к своему поведению (в настоящем и будущем). Правонарушения – явления для общества крайне нежелательные. Поэтому общество стремится к их ликвидации. Для успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать их причины – те обстоятельства, наличие которых обусловливает существование правонарушений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г. 2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – Москва: Фонд “Правовая культура”, 2001 3. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ Ч.1 (в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от 08.07.1999 N 138-ФЗ, от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 161-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями).// Собрание законодательства, 2006. 4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197 - ФЗ 5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 07.07.2003 N 111-ФЗ // Российская газета, №53, 2003 6. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 2003 7. Алексеев С.С. Общая теория права; курс в 2 томах. Москва Юрид. лит., 2000 8. Алексеев С.С. Теория права. Москва «Норма», 2004 9. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для вузов. Москва Новый Юрист 1998 10. Витрук Н. В., Акты применения в механизме реализации прав и свобод личности. / Правовоедение, 2003, №2 11. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права, Москва «Норма», 2000 12. Гранат Н.Л., О. М. Колесникова, М. С. Тимофеев. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. – Москва «Норма», 2001 13. Коваленко А.И. Общая теория государства и права. – Москва: ТЕИС. 2000 14. Комаров С.А. «Общая теория государства и права». – Москва «Норма», 2003 15. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. Москва «СТВ», 2005 16. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: учебник. Москва, 1999 17. Лазарев В.В. Социально – психологические аспекты применения права. Казань, 2001 18. Лившиц Р.З. «Теория права». – Москва «Норма»., 2002 19. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. Москва «Норма», 2005 20. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. Москва «Инфра – М» 2000 21. Общая теория государства и права / под ред. В.В.Копейчикова, К., 1999 22. Спасов Б.П. Закон и его толкование, Москва «Норма», 2000 23. Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. Москва «Норма», 2004 24. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. Москва «Инфра-М», 2001 25. Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. Москва «Норма», 2005 26. «Теория государства и права» под ред. М. Н. Марченко. – Москва «Норма», 2001 27. «Теория государства и права» под ред. Матузова, Малько. – Москва «Норма», 2000 28. Тихомиров Ю.А. «Действие закона». – Москва «Норма», 2002 29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. Москва «Проспект» 2003 30. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). Москва Спарк, 1995.С.81
Практическое задание Дайте определение, найдите в нормативных актах, приведите пример и выпишите: а) управомачивающую норму; б) простую (абсолютно-определённую) санкцию. Объясните смысл легального толкования нормы права.
а) Управомачивающая норма представляет своим адресатам право на совершение положительных действий. Например: ст. 45 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. б) Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции (правила поведения) правовой нормы. По степени определённости санкция подразделяется на три: 1. абсолютно-определённая; 2. относительно-определённая; 3. альтернативная. Абсолютно-определённая санкция – содержит указание на точно зафиксированное последствие, например: штраф 2000 рублей за незаконное ограничение прав водителей и владельцев по управлению транспортным средством. Ст. 12.35 КоАП РФ (в области дорожного движения). Толкование норм права – деятельность государственных органов различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержание общеобязательной воли законодателя, выраженной в нормах права. По юридической силе толкование подразделяется на официальное и неофициальное. Легальное толкование осуществляется органом специально уполномоченным на то законом. Например: ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «Даёт разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения даёт Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции РФ). Исключительная компетенция Конституционного Суда – толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия. Особо следует выделить толкование, имеющее международное значение. Таковы в частности, международные правила по толкованию торговых терминов, «Инкотермс», изданные Международной торговой палатой, содержащие интерпретации различных юридических положений, используемых участниками международной торговли.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |