Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности оценивания (диагностирования) достижений обучающихся на основе компетентностного подхода.



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Особенности оценивания (диагностирования) достижений обучающихся на основе компетентностного подхода. 0.00 из 5.00 0 оценок




    Оценка качества подготовки в новой компетентностно-методологической парадигме профессионального образования требует разработки технологий оценивания приобретаемых обучающимися характеристик, формирующих их компетенции.

    Компетентностный подход позволяет выявить многогранность подготовленности   обучаемых, включающей  помимо  традиционных  званий  и умений, некоторую совокупность психолого-педагогических  и профессионально значимых характеристик, которые в процессе оценивания рассматриваются как переменные педагогического измерения.

     Эти психолого-педагогические характеристики подготовленности, отражающие ориентацию на когнитивное обучение и развитие творческих способностей, в сочетании с оценкой знаний, умений и навыков могут служить многомерной оценкой качества учебных достижений обучающихся.

     В  свою очередь,  наиболее  распространенной  переменной,  оцениваемой традиционными  оценочными средствами или тестами, в отечественной профессиональной школе является уровень подготовленности (уровень знаний, умений, навыков), не отражающий, как правило, современные требования к качеству подготовки обучающихся. Этот уровень слабо ориентирован на интегральные междисциплинарные знания в силу заложенной в него одномерности, не проверяющей степень освоения выпускниками компетенций, включая способность учиться, способность к анализу и синтезу, переносу знаний и умений в новые ситуации, генерации идей и т.д.

    Компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями. В частности, элементы творческой деятельности способствуют подготовке специалиста широкого профиля, поиску решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием конкретных алгоритмов решения задач такого класса. Творческие характеристики личности могут быть сформированы только в процессе моделирования квазиреальной деятельности студента, требующей поиска решения новых проблем, при которых необходимо осуществление переноса знаний, комбинаций, преобразования способов деятельности и выполнения других творческих процедур.

     Эта деятельность всегда индивидуальна, поскольку не имеет аналогов в прошлом.  Достаточно эффективно формируются у студента лицея и колледжа качества творческой личности в процессе выполнения научно-исследовательской работы, которой присуще отсутствие жестких схем деятельности, вариативность сложности новых проблем.

    Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у студента требует инновационной методологической перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. Такая перестройка предусматривает возможный отказ от традиционной экспертной оценки в пятибалльной шкале и введение в контрольно-оценочную сферу педагогических измерений, обеспечивающих многомерные прогнозируемые оценки качества учебных достижений.

     При оценивании продуктивного уровня учебных достижений большое значение в учебном процессе приобретает такая переменная как креативность. Применительно к задачам педагогической оценки креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач. Можно более детально перечислить творческие характеристики, профессионально значимые для специалиста на уровне умений:

  - самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный и межсистемный переносы знаний и умений в новую ситуацию;

  -  видеть новую проблему в традиционной ситуации;

  -  разработать структуру объекта;

  - учитывать альтернативы при решении проблемы;

  - комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы.

    Естественно, что для измерения таких характеристик не подходят ни традиционные экзамены, ни стандартизированные педагогические тесты. Аналогичные проблемы с измерителями возникают при итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

    Установление соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускника требованиям государственных образовательных стандартов по традиции направлены, в основном, на выявление степени освоения дисциплинарных и междисциплинарных знаний, приобретения умений и навыков, являющихся важной целью начального и среднего профессионального образования.

    Однако в современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных или имитирующих квазипрофессиональных ситуациях. Также как и в ситуации оценивания креативности, этим требованиям не отвечают традиционные экзамены и тесты.

      Реализация основной профессиональной образовательной программы и ее закрепление в компетенциях выпускника учреждения начального и среднего профессионального образования проверяется комплексом оценочных средств, которые являются регламентированными, квалиметрическими процедурами, охватывающими или обобщенные квалификационные (контрольные) задания, или вопросы (систему вопросов в виде экзаменационного балета и эталонных ответов на них, если вопросы имеют форму тестов), или и то и другое.

    Модель процедуры ГИА выпускника ОУ НПО и СПО, как проверки содержания образовательного процесса и качества подготовки будущих специалистов, может рассматриваться как процесс установления следующих основных соответствий:

   - соответствие комплекса оценочных средств содержанию программы;

   - соответствие качества подготовки выпускника  ОУ НПО и СПО заложенным требованиям в комплексе оценочных средств;

   - соответствие знаний, умений и навыков (профессиональных компетенций) выпускника ОУ НПО и СПО качеству, заложенному в образовательную программу;

   - соответствие компетенций выпускника вуза социально-нормативному качеству, заложенному в требованиях стандарта.

   По каждому из указанных направлений может применяться достаточно большое количество разных квалиметрических процедур. Технология ГИА выпускников  ОУ НПО и СПО есть технологический аспект «алгоритма аттестации», который разворачивается как система выбора и применения оценочных средств, шкал оценки и правил принятия решения по результатам оценивания. Оценочное средство — совокупность методических материалов, средств, обеспечивающих «оценку соответствия» в ходе государственных аттестационных испытаний (государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы) требованиям ОУ НПО И СПО, отраженным в образовательной программе (модели специалиста профессионального образовательного учреждения). Оценочные средства можно трактовать как эталонные квалиметрические процедуры, в которых шкалы формируются на комплексе испытаний. Особенности оценки качества подготовки выпускника ОУ НПО и СПО формализуются фондом оценочных средств по специальности или направлению подготовки, конкретизируемым определенным вузом с учетом особенностей принятых образовательных программ. Государственный стандарт профессионального образования, выполняя функцию социальной нормы качества начального и среднего профессионального образования, может одновременно трактоваться как рамочная модель качества выпускника ОУ НПО и СПО, описанная в категориях требований к этому качеству, в том числе к качеству его профессиональной подготовки, описанных на языке категорий «вид (направление) деятельности», «квалификационные (профессиональные) требования (компетенции)», «профессиональные задачи». Общая системная модель качества подготовки специалистов формализуется в виде отношения соответствия качеству его профессиональной подготовки и модульно – дисциплинарной модели выпускника ОУ НПО и СПО.

    Отношение соответствия обеспечивается через выделение образовательных модулей (ОМ) или основных образовательных модулей (ООМ), обеспечивающих удовлетворение подготовки будущего специалиста определенным квалификационным требованиям, тестируемым решением определенных задач и ответами на вопросы (тесты) экзаменационных билетов.

    Обобщение оценок ГИА по всем студентам данного направления и специальности осуществляется по совокупности оценок для одного выпускника и по совокупности всего множества аттестуемых в рамках данной ГАК. Используются модели статистических обобщений на массивах оценок: размах оценок, средняя или мода по оценкам каждого из выпускников ОУ НПО и СПО, факторизация (расслоение) массива аттестуемых по полученным оценкам, обобщенные оценки, мониторинговые сравнения с результатами предыдущих аттестаций.

    В качестве основных принципов, детерминирующих системную организацию ГИА, выступают:

    - принцип операциональности применяемых оценочных средств,

    - принцип структурности в системном представлении ГИА,

     - принцип валидности содержания оценочных средств тому комплексу знаний, который получил студент в процессе обучения в ОУ НПО и СПО,

     - принцип  управляемости процессом (организацией) ГИА (принцип управляемости включает в себя, как частную, свою экспликацию, «принцип коррекции»).

    Основами квалиметрического проектирования оценочных средств служат:

     - структура требований ГОС и ООП;

    - структура видов и задач профессиональной деятельности;

     - структура принятых видов аттестационных испытаний.

    Логика построения комплекса оценочных средств включает два этапа: предварительный и основной.

    На предварительном этапе осуществляется идентификация требований, их разделение и ранжирование по значимости.

    Основной этап состоит из двух задач: из решения задачи — операции формирования содержания оценочных средств для решения «задачи соответствия» в ходе итогового экзамена и из решения задачи — операции формирования оценочных средств для решения «задачи соответствия» по итогам выпускной квалификационной работы.

    Технология государственной аттестации выпускников ОУ НПО и СПО есть последовательность проведения аттестационных испытаний (государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы). В нее входят также технологии подготовки аттестационных испытаний и оценочных средств, в терминах которых наполняется их содержание.

    Объектами квалиметрической экспертизы (оценки качества) выступают:

    - состав, содержание, методическое обеспечение «комплекта-продукции», регламентирующий технологию государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников  ОУ НПО и СПО;

     - контрольные экзаменационные задания, в том числе, задачи, на их приблизительно одинаковую трудоемкость для аттестуемого для корректного ответа, а также на полноту множества типовых КЗЭ;

     - качество применяемых тестов (в случае использования тестовой формы экзамена);

     - процедура оценки качества экзаменационных работ;

     - процедура оценки качества выпускных квалификационных работ (ВКР);

     - полнота критериев (системы показателей качества), отраженных в ВКР.

    Фонды оценочных средств (ФОС) проходят экспертизу:

     - учреждения;

     - представителей работодателей и профессиональных сообществ;

    Экспертиза осуществляется по единой методике с учетом принципов

(требований) к организации ФОС:

    - соответствия ФОС структуре требований ГОС;

    - соответствия ФОС образовательной программе по направлению подготовки или специальности;

     - соответствия системодеятельностной модели специалиста структуре задач профессиональной деятельности (по модели).

    Экспертиза охватывает:

     - программу итогового экзамена;

     - совокупность контрольно-экзаменационных заданий;

     - методические материалы, регламентирующие процедуру проведения экзамена;

     - методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня качества подготовки выпускника ОУ НПО и СПО требованиям ГОС ПО на базе подготовки и выполнения защиты им ВКР.

    Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ГОС и основной образовательной программы и обеспечивать решение оценочной задачи соответствия профессиональной готовности выпускника ОУ НПО и СПО этим требованиям.



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Особенности оценивания (диагностирования) достижений обучающихся на основе компетентностного подхода. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности оценивания (диагностирования) достижений обучающихся на основе компетентностного подхода.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)