Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преобразование земельных отношений и развитие  земельного законодательства Республики Казахстан



2020-02-04 1140 Обсуждений (0)
Преобразование земельных отношений и развитие  земельного законодательства Республики Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок




Земельные ресурсы – это сложный экономический, социально-экологический и политический объект управления.

Республика Казахстан расположена на Евразийском континенте с территорией в 272,5 млн. га. По площади земель она занимает девятое место в мире и при этом обладает огромными запасами природных и особенно энергетических ресурсов.

Мировой опыт показывает, что в современных условиях рыночной экономики требуется оптимальное сочетание жесткого государственного контроля за использованием и охраной земель и координация действий со стороны государственных органов субъектов земельных правоотношений с их экономической самостоятельностью и свободой их хозяйствования на земле.

Важность земельных преобразований для развития общества определяется тем, что земля как уникальное природное тело является основой жизни и деятельности народа, пространственным базисом социально-экономического развития, главным средством производства в сельском хозяйстве и естественной кладовой минерально-сырьевых ресурсов.

Невосполнимость и ограниченность земельных ресурсов ставят в большинстве случаев земельные вопросы во главу угла государственной политики страны.

И не случайно в стратегических документах – «Казахстан - 2030», послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 1997 года данный вопрос является одним из семи долгосрочных приоритетов Казахстана, то есть «государство в экономике должно играть существенную, но ограниченную роль, создавая законные рамки рынка, в котором первую скрипку играет частный сектор». При этом имеется в виду завершение создания правовой и нормативной базы, обеспечивающей оформление прав собственности, создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования.

Институты частной собственности будут укрепляться за счет собственности на землю, а также создания такой юридической системы, которая защищает права собственности и выполнение контрактов. В связи с этим вопросы земельных преобразований, совершенствование земельного законодательства и укрепление законности в сфере земельных отношений становятся все более актуальными.

За годы независимости проведены структурные экономические преобразования, достигнуты определенные успехи в реализации экономических реформ, в том числе земельной реформы. К настоящему времени в Казахстане сформированы правовые и нормативные основы современной экономики, созданы национальные финансовые институты. Земельная реформа является составной частью общей политики государства по разгосударствлению и приватизации в экономике нашей страны.

Практическое проведение земельной реформы в республике базировалось на ряде важнейших принципов, соблюдение требований которых было направлено на обогащение глубины реформ, что способствовало успешному их проведению в жизнь.

Частная собственность на землю – это одно из обязательных условий функционирования рыночной экономики, а также гарантия привлечения инвестиций в ее реальный сектор.

При законодательном признании и гарантировании защиты и государственной собственности на землю, и частной, как показывает практика большинства стран мира, эффективность использования земельных ресурсов государства значительно выше. Данный факт вполне объективен в силу более рационального отношения к объекту частной собственности.

Глава государства неоднократно отмечал, что определение статуса собственности на землю предполагает учет не только экономической эффективности, но и соблюдение традиций, интересов казахстанского народа, судеб людей и высокую степень ответственности перед будущими поколениями. Поэтому для принятия окончательного решения необходимо было выслушать мнение и учитывать интересы каждого казахстанца. Необходимо учитывать, что не считаться с требованиями рыночной экономики, которую мы строим, также нельзя.

Идеи о введении частной собственности на землю в Казахстане высказывались практически с первых дней независимости. Но законодательно закреплять право частной собственности на землю в первые годы реформирования было нельзя по многим причинам.

Ключевой целью выбора нового хозяина земли является повышение эффективности землепользования. На плечи собственника земли ложатся серьезные проблемы – самостоятельное ведение производства, успешность которого зависит от умения собственника не только владеть, но и пользоваться, и распоряжаться землей. Новые собственники земли должны быть достаточно подготовленными менеджерами, качественно организующими производственный процесс, предполагающий рациональное использование земельных ресурсов. Государство, в свою очередь, для введения частной собственности на землю должно было создать соответствующие институты (службы регистрации земельных собственников, организация и методика определения цены земельных участков и др.).

Вполне объективно, что до 1995 года земля находилась исключительно в государственной собственности. В 1995 году, когда большая часть населения уже адаптировалась к рыночным преобразованиям экономики, был проведен референдум и конституционно закреплено право частной собственности на землю. Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, в республике признается и равным образом защищается государственная и частная собственность на землю. Введение права частной собственности предполагало принятие соответствующего законодательного акта.

В декабре 1995 года Президент Казахстана издал Указ, имеющий силу Закона, «О земле», в котором законодательно были определены рамки введения частной собственности на землю, то есть определены основания, пределы и условия передачи земельных участков в частную собственность. Этот Указ стал первым и важным законодательным актом в сфере земельных отношений независимого Казахстана, открывающим путь к земельному рынку, в том числе и к рынку прав землепользования. Была признана возможной передача в частную собственность граждан республики земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства дачи и жилого дома. Кроме того, также была признана возможность передачи в частную собственность земельных участков негосударственным юридическим лицам, в том числе, иностранцам, для целей строительства.

Согласно данному указу, земли сельскохозяйственного назначения, как и земли оборонного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемые территории, земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, рекреационное и лечебно-оздоровительное назначение, общего пользования в населенных пунктах, не могли находиться в частном владении.

Следует признать, что некоторые критики частной собственности на землю придавали вопросу излишнюю политизированность, утверждая, что введение частной собственности на землю в Казахстане противоречит историческим устоям и традициям казахского народа и может привести к социальному взрыву. По их мнению, неизбежны переделы собственности, которые могут стать причиной земельных конфликтов. Однако время доказало несостоятельность этих опасений и были продолжены работы по дальнейшему совершенствованию земельного законодательства.

Временное пользование землей хозяйствующими субъектами, не имеющими фиксированные и защищенные законом границы земель, не может обеспечить привлечения долгосрочных инвестиций, особенно в сельскохозяйственный сектор. Кроме того, необходимо было стимулировать привлечение долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. При частной собственности на землю экономика приобретает недостающий механизм ипотечного кредитования.

При проведении государством соответствующего контроля над целевым использованием частных земель, ликвидацией возможности осуществления спекулятивных операций с землей, стимулирующем налогообложении частная собственность на землю будет обладать рядом существенных преимуществ в землепользовании по сравнению с государственной собственностью на данный ресурс. Частная собственность на землю будет способствовать более быстрому формированию рынка земли в Казахстане.

Практика большинство стран с рыночной экономикой показала целесообразность передачи земельных участков в частную собственность. «Реальная собственность» на землю означала нахождение земельного участка во владении, пользовании и распоряжении одного лица или нескольких лиц. Она давала возможность собственнику производить гражданско-правовую сделку с земельным участком, т.е. куплю-продажу, передачу другому лицу, мену и залог без государственных ограничений. Этот принцип распоряжения был заложен еще в Гражданском кодексе Наполеона от 1804 года, где было сказано о собственности, как праве пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом. Здесь, во все времена и во всех случаях государственного строительства, государству отводится роль «регулятора», который был в праве ограничивать, запрещать и приостанавливать деятельность собственников земли для обеспечения государственной и общественной безопасности с целью охраны и рационального использования земельных ресурсов. Государственное регулирование земельных отношений с правом частной собственности во многих странах Западной Европы осуществляется путем зонирования категорий землепользования. Зонирование – определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования.

Сельскохозяйственное зонирование в Соединенных Штатах Америки учитывает также факторы, плотности населения и промышленности. Развитие этих факторов весьма ограничивается для сохранения высокоплодородных земель сельскохозяйственного назначения. На них заранее определяется допустимая плотность населения, строительство односемейных домов и ограничивается строительство промышленных предприятий, пагубно отражающихся на росте и развитии сельскохозяйственных культур. В Италии на густонаселенных территориях, с целью социальной справедливости ограничивается частная собственность на землю. В связи с чем, устанавливается максимальная площадь земельных участков по административным делениям и сельскохозяйственным зонам.

Вполне объективно, что до 1995 года земля находилась исключительно в государственной собственности. В 1995 году, когда большая часть населения уже адаптировалась к рыночным преобразованиям экономики, был проведен референдум и конституционно закреплено право частной собственности на землю. Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, в республике признается и равным образом защищается государственная и частная собственность на землю. Введение права частной собственности предполагало принятие соответствующего законодательного акта.

Дальнейшее развитие рыночной экономики и появление новых аспектов в земельных отношениях требовало принятия нового земельного законодательства, более проработанного с учетом сложившейся ситуации и перспективного функционирования рыночной экономики.

После почти пятилетних дебатов по введению частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения 20 июня 2003 г. принят новый Земельный кодекс РК, который предусматривает возможность передачи этих земель в частную собственность.

Для обеспечения его реализации Правительством принято около двух десятков постановлений в развитие отдельных положений Кодекса. Кодексом закреплено право граждан на частную собственность в отношении земли. Это неизбежно должно привести к капитализации экономических отношений не только на селе, но и в других сферах экономики страны. Был дан серьезный толчок к формированию класса собственников земли, который впоследствии станет главной силой развития сельского хозяйства республики, что, в свою очередь, также окажет влияние на развитие нефтегазового сектора страны. Такие возможности в Казахстане имеются.

Однако следует отметить, что ни один нормативно-правовой акт в своем первозданном виде не в силах регулировать весь спектр земельных правоотношений. Законодатель не успевает за бурным развитием социальных и экономических взаимоотношений в обществе. В следствие чего является закономерностью внесение изменений в кодексы и законы. Не является исключением и Земельный кодекс, в который с момента его принятия были внесены существенные изменения, в том числе и последние от 13 февраля 2009 года, продиктованные сложной мировой экономической обстановкой и мировым кризисом.

В целях разъяснения судебной практики Верховным Судом РК было принято Нормативное постановление от 16 июля 2007 года «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства», в котором определяются особенности подготовки и рассмотрения гражданских дел, связанных с земельными спорами, вопросы полномочий местных исполнительных органов и других государственных органов и т.д.

Переход от социалистической системы государственного строительства к рыночной требует всемерного расширения и развития различных форм собственности, в т.ч. частной, на различные объекты общественных отношений . Но такой цивилизованный процесс демократизации должен быть эволюционным и регулироваться государством. Лишь государство может всецело организовать охрану и рациональное использование земельного фонда страны, с учетом конституционных принципов национальной безопасности.

За годы осуществления земельной реформы в республике по существу создан новый земельный строй, основанный на разных формах собственности на землю, многообразных видов права землепользования, на вовлечении земельных участков и права землепользования в рыночные отношения, на платности землепользования. Результатом реформирования земельных отношений в республике стала отмена исключительной монопольной государственной собственности на землю.

Поэтому, рассматривая землю как естественную кладовую минерально-сырьевых ресурсов, необходимо отметить, что вопросы недропользования непосредственно связаны с земельным законодательством.

Осуществление операции по недропользованию, в соответствии с законодательством, возможно только после оформления земельных участков. При этом создание условий для устойчивого землепользования при недропользовании является одним из важнейших моментов для стабильной работы недропользователей.

Основным законодательным актом в сфере недропользования является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О недрах и недропользовании», которым практически не установлены какие-либо особенности по предоставлению земель для этих целей, а также особенности использования их. В этой связи имеются некоторые разночтения норм земельного законодательства и законодательства о недрах.

Так, в соответствии с Указом о недрах все виды операции по недропользованию, за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собственности или постоянного землепользования, осуществляются на основе временного и возмездного недропользования. В этой связи, как правило, земельные участки для указанных целей предоставляются на праве временного возмездного землепользования на срок действия соответствующего контракта , хотя такое ограничение по срокам землепользования не установлено ни земельным законодательством, ни законодательством о недропользовании.

Согласно данному законодательному акту о недрах, областные исполнительные органы предоставляют недропользователю земельный участок в размере, определенном контрактом, при котором пространственные параметры оформляемые земельного участка должны ограничиваться территорией, фактически используемой им с нарушением земной поверхности, в пределах сроков фактического использования его.

Кроме того, Законом Республики Казахстан от 11 августа 1999 года Указ о недрах был дополнен двумя статьями, которые посвящены вопросам сервитута при недропользовании. До этого момента в Указе о недрах данный вопрос не рассматривался.

Сервитут – это право физических и юридических лиц на ограниченное целевое пользование частью участка недр, предоставленного другим лицам для проведения разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи либо строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей в случаях, предусмотренным законодательством.

При этом сервитут может быть предоставлен заинтересованному лицу только в случае, если правомерное осуществление деятельности таким лицом невозможно без его предоставления, либо приводит к чрезмерным затратам.

Предоставление сервитута на часть участка недр, который ранее был предоставлен другому лицу для проведения операции по недропользованию, осуществляется путем оформления горного отвода государственным органом по использованию и охране недр по согласованию с компетентным органом.

В то же время вопросы совместного использования недр регулируются Указом о недрах, и данный вид деятельности не может рассматриваться как разновидность сервитута.

Регулирование отношений, связанных с предоставлением права на добычу общераспространенных полезных ископаемых, соответственно осуществляется специальным законодательством, то есть законодательством о недропользовании. Полный перечень общераспространенных полезных ископаемых определен постановлением Правительства РК от 17 мая 1996 года № 64.

Следует отметить, что Указом о недрах регламентируется понятие двух возможных видов недропользования на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Добыча общераспространенных полезных ископаемых для общественных нужд, осуществляемые на земельном участке, находящемся в собственности, либо на праве постоянного или временного недропользования без намерения последующего совершения сделок в отношении добытых общепринятых полезных ископаемых, либо подземных вод, и добыча общераспространенных ископаемых в коммерческих целях.

Рассматриваемые вопросы землепользования и недропользования позволяют сделать вывод, что урегулирование этих двух сфер отношений еще не полностью скорреспондированы друг с другом.

В этой связи следует отметить опыт работы ТОО «Тенгизшевройл» в части правового регулирования земельных отношений при недропользовании, в результате чего были выявлены значительные издержки существующего законодательства в этой сфере. Опыт работы этой компании заслуживает внимания и может быть использован другими недропользователями.

Несмотря на «видимый» конституционный суверенитет бывших Союзных республик, они не имели независимую национальную правовую базу, регулирующую земельные отношения с учетом местных природно – социально – экономических условий. Принятие 13 декабря 1968 года «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» закрепило единую правовую базу распределения, владения и использования земельных ресурсов по всему пространству Союза. Земля, являясь исключительной собственностью государства, может находиться в его распоряжении через уполномоченные органы власти и управления.

«Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» от 28 февраля 1990 года несколько изменили положение о государственном суверенитете Республики Казахстан на право землепользования. Но этот закон не дал возможности развития различных форм собственности на землю.

Обретение Казахстаном государственной независимости привело к разработке самостоятельных правовых основ регулирования земельных отношений с учетом менталитета, национального признака и природно-экономических условий. Введение и функционирование институтов частной собственности обеспечивалось, в первую очередь, за счет развития института частной собственности на землю, а также создания такой юридической системы, которая защищает права собственности и выполнение контрактов. В связи с этим вопросы земельных преобразований, совершенствование земельного законодательства и укрепление законности в сфере земельных отношений становились все более актуальными.

Нормы национального земельного законодательства были направлены на охрану и рациональное использование земельных ресурсов. Земля, являясь объектом естественной природы, служила основным средством жизни граждан и фактором национальной безопасности.

 Земельная реформа и перестройка государственного социально-экономического управления происходила на основе развития независимости и демократизации земельных отношений , расширения прав собственников земли и землепользователей, устранения командно-административного метода организации землепользования и землеустройства. Развитие национального земельного законодательства дало возможность реализации различных форм собственности и хозяйствования на земле. Изменился весь спектр распределения, владения, использования и аренды земли.

Так, например, согласно ст. 3 Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан » от 16 декабря 1991 года земельное пространство республики перешло в исключительную собственность Республики Казахстан . Это положение было закреплено в ст. 6 пункт 3 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Но земля, в отличие от недр, воды, растительного и животного мира могла быть предметом частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законодательством.

Заключение

Анализируя земельное законодательство Казахстана , хотелось бы отметить, что складывающиеся правоотношения значительно опережают развитие земельного законодательства. В связи этим актуально стоит вопрос о его совершенствовании. Многими учеными и юристами-практиками поднимается проблема регулирования земельных отношений в условиях рыночных преобразований в обеспечении социальной справедливости и конкурентности в сфере землепользования. Земельный кодекс РК, провозглашая равную защиту всех субъектов земельных отношений, дает определенные преимущества крупным землевладельцам и землепользователям, в то же время предоставляет государственным чиновникам серьезные рычаги в управлении земельными ресурсами и регулировании различных аспектов земельных отношений. Это порождает потенциальную возможность совершения правонарушений. В процессе совершенствования земельного законодательства хотелось бы увидеть четкие правовые критерии публичных и частных интересов в сфере земельных отношений. Отсутствие таких критериев дает юридическую возможность реализации различных интересов под видом обеспечения публичного земельно-правового интереса. Речь идет о широком круге норм, регулирующих вопросы возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, распределения и перераспределения земельных ресурсов. Положительное влияние на совершенствование земельных отношений мог бы стать общественный контроль на всех стадиях землеустроительного процесса и во всех сферах регулирования земельных отношений. Только он способен в полной мере обеспечивать реализацию публичных земельных интересов.

Закрепленный в Земельном кодексе РК принцип обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности не в полной мере обеспечен правовой регламентацией и надлежащим организационным оформлением. Организационно-правовой формой такого контроля могла бы быть независимая от органов власти многоуровневая, разветвленная, организационно продуманная и материально обеспеченная система народного контроля. Его представители могли бы успешно решать задачи при проведении экспертиз предложений и проектов зонирования земель и программ, проектов и схем по рациональному использованию земель во всех административно-территориальных единицах республики, принимать участие в определении критериев оценки кадастровой стоимости земельных участков, конкретных понижающих и повышающих коэффициентов в зависимости от местных условий, разработке методик всех видов компенсационных выплат, проводить общественную экспертизу экологических проектов, участвовать в земельных торгах и аукционах и т.п.

 

Задачи:

Вариант № 1

    Жакеев работает главным агрономом кооператива "Дружба" Килийского района. В январе 2002 года он перешел на работу в районное управление сельского хозяйства на должность главного агронома, и тогда же переехал в райцентр. Приусадебный участок Ж. передал в пользование кооператива. Однако он обратился в суд с иском о взыскании стоимости 60 кустов винограда, который был посажен им в 1996 году. Истец определил стоимость одного куста в 850 тенге.

    Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования Жакеева, однако с оценкой стоимости виноградника не согласился, т.к. распоряжением председателя кооператива стоимость компенсации за один куст винограда установлена в размере 130 тенге.

· Обосновано ли заключение прокурора по иску Жакеева?

· Рещите дело

· Каков порядок и условия возмещения убытков собственникам земли и землепользователям?

Решение:

Заключение прокурора по иску Жакеева обоснованы, согласно статьи 166 п.2 п.п.2 Земельного кодекса РК:

Статья 166. Порядок возмещения убытков

1. Убытки собственнику или землепользователю возмещаются за счет их причинителя.

Убытки, причиненные собственнику или землепользователю в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Республикой Казахстан или соответственно административно-территориальной единицей.

2. При определении размера компенсации в нее включаются:

1) рыночная стоимость земельного участка или права землепользования;

2) рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения;

3) стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы, с учетом их инфляции;

4) все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами;

5) упущенная выгода.

3. Определение убытков, причиненных собственникам или землепользователям при изъятии земельного участка, а также размер их компенсации устанавливаются соглашением сторон.

4. При изъятии или временном занятии земельных участков, в результате которого частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, природоохранных, противоэрозионных и противоселевых объектов и сооружений (систем), убытки могут определяться исходя из стоимости работ на строительство новых или реконструкцию существующих объектов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскательских работ.

5. Убытки (затраты), вызванные возникшими неудобствами в использовании земли (образование островов при заполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и другие), могут определяться суммой единовременных затрат на проектно-изыскательские работы, строительство дамб, мостов, дорог, подъездов, других сооружений, очистку дна водохранилищ, а также на приобретение лодок, катеров, паромов и иных транспортных средств.

6. При определении убытков (затрат), необходимых для восстановления ухудшенного качества земель, могут включаться затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель.

7. При несогласии собственника земельного участка или землепользователя с решением, влекущим прекращение права собственности или землепользования, оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения собственнику или землепользователю причиненных убытков.

 

Вариант № 2

    На береговой полосе реки, проходящей по территории кооператива, речное пароходство возвело временные зимовочные помещения, организовало ремонтные работы, связанные с авариями судов и плотов.

     Правление кооператива потребовало прекращение самовольного занятия земель и самовольного строительства на береговой полосе. Пароходство отклонило претензии кооператива, указав, что береговая полоса находится вне землепользования кооператива.

· Решите дело.

· Каков режим береговой полосы?

· Правовой режим земель транспорта.

Решение:

Береговая полоса проходящая по территории кооператива находится вне его компетенции. Пароходство имело право отклонить претензию кооператива, но должны разместить сооружения обеспечивающие охрану водной среды от загрязнения.  

Берег реки это не водохозяйственное понятие.

От уреза воды отсчитывается водоохранная зона водного объекта. Ее ширина варьируется от 50 до 200 м в зависимости от удаления от истока. В ее состав входят:

береговая полоса от 5 до 20 м;

прибрежная полоса от 30 до 50 м

В пределах береговой полосы водного объекта строительство не возможно, так как оно нарушает право других граждан на свободный доступ к реке. В границах водоохраной зоны допускается размещение хозяйственных объектов, при условии оборудования таких объектов, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод, соблюдении ограничений наложенных на хозяйственную деятельность в черте водоохранных зон и прибрежных защитных полос водным законодательством.

 



2020-02-04 1140 Обсуждений (0)
Преобразование земельных отношений и развитие  земельного законодательства Республики Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преобразование земельных отношений и развитие  земельного законодательства Республики Казахстан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1140)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)