Государственная собственность как объект управления
Бандурин Владимир Васильевич Касаткин Виталий Васильевич Торопов Сергей Владимирович ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Монография Москва 2000 РГ 78.75.45 УДК 338.245:339.9 Б23 Б23 Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2000. – 336 с., с ил.
В монографиирассмотрены основные положения, принципы и проблемы реформы управления государственной собственностью в современных условиях. Установлено, что одним из основных направлением повышения эффективности использования государственного имущества является совершенствование системы управления им на основе создания специального информационно-аналитического обеспечения. Особое внимание уделено методическому обеспечению совершенствования системы управления государственной собственностью, включающему экономический анализ, аудит, оценку, кадровое обеспечение и контроль и позволяющему осуществлять подготовку обоснованных управленческих решений по многим аспектам реформы управления государственной собственностью.
© Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 5 1. Государственная собственность как объект управления... 8 1.1. Структура и классификация государственной собственности 8 1.2. Состояние государственной собственности.. 26 1.3. Общеметодологические основы управления государственной собственностью... 40 1.4. Система управления государственной собственностью... 51 2. современные Проблемы управления государственной собственностью и направления их решения... 78 2.1. Социально-экономические проблемы управления государственной собственностью... 78 2.2. Нормативно-правовая база совершенствования системы управления государственной собственностью... 106 2.3. Направления совершенствования управления объектами государственной собственности.. 117 3. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОе ОБЕСПЕЧЕНИе СИСТЕМЫ управления государственной собственностью.... 144 3.1. Стратегия информатизации управленческих процессов в органах Мингосимущества России.. 144 3.2. Назначение, задачи и принципы создания информационно-аналитического обеспечения.. 153 3.3. Основные требования к информационно-аналитическому обеспечению... 170 3.4. Основные направления внедрения новых информационных технологий.. 184 3.5. Нормативно-правовые, экономические и организационные аспекты создания информационно-аналитического обеспечения 195 3.6. Методический подход к оценке затрат на создание информационно-аналитического обеспечения.. 208 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ управления государственной собственностью.... 223 4.1. Экономический анализ в системе управления государственной собственностью... 223 4.2. Аудит: цели, функции и задачи.. 232 4.3. Оценка финансово-экономического состояния предприятий 236 4.4. Организационно-правовые основы создания единой системы оценки собственности.. 257 4.5. Кадровое обеспечение в системе управления государственной собственностью... 267 4.6. Контроль управления государственной собственностью... 276 заключение.. 285 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 287 Приложения... 292 Приложение 1.. 292 Приложение 2.. 306 Приложение 3.. 312 ВВЕДЕНИЕ В результате экономических преобразований, проводимых в России в последние годы, произошло разгосударствление собственности. Во многих отраслях промышленности, на транспорте, в банковской и страховой системах, других сферах деятельности государства возникли частные предприятия, фирмы и акционерные общества. К сожалению, разгосударствление определялось зачастую не экономической целесообразностью, а перипетиями политической борьбы и интересами группировок, близких к высшим эшелонам власти, что, в конечном итоге привело к появлению суррогатных продуктов трансформации собственности и криминальных структур, нанесших государству большой экономический ущерб. Об этом достаточно много опубликовано материалов в периодической печати, в исследованиях экономистов и политиков. Однако, как бы не происходило разгосударствление, в российской экономике к настоящему времени сложилась следующая структура собственности: казенные, государственные унитарные предприятия и учреждения (более 35 тыс.), акционерные общества с участием государства (порядка 4 тыс.), частные предприятия и фирмы (около 130 тыс.). Кроме указанной собственности государству принадлежит большая доля недвижимости в стране (около 400 млн. кв. м.) и около 4,5 тыс. объектов за рубежом. Таким образом, российское государство остается крупным владельцем и распорядителем собственности, управление которой, как показала действительность, нуждается в совершенствовании. Проведенные Мингосимуществом России за последний год учет и инвентаризация государственной собственности показали, что: q около половины бюджетных учреждений и организаций не имеют документов технического учета на закрепленные за ними здания и сооружения; q в аренду сданы сотни тысяч квадратных метров государственных площадей без согласования с Мингосимуществом России или его территориальных агентств; q большое количество площадей неэффективно используется или не используются вообще; q финансово-хозяйственная деятельность многих государственных предприятий и организаций длительное время не проверялась, в том числе не проводились качественные аудиторские проверки; q имеются существенные недостатки в оценке объектов государственной собственности, выставляемых на продажу или подлежащих приватизации; q низка эффективность функционирования института представителей государства в акционерных обществах, акции которых находятся в государственной собственности; q оперативность управления госсобственностью находится не на требуемом уровне. Все это, в конечном итоге, сказывается на снижении уровня производства и доходов бюджета, вызывает серьезные социальные конфликты (случаи с Выборгским бумажно-целлюлозным комбинатом, федеральным государственным унитарным предприятием «Мосхимфармпрепараты» и др.). Отсюда следует, что проведение реформы управления государственной собственностью и повышение эффективности функционирования системы управления ею является важной и актуальной народно-хозяйственной задачей. Как показывает анализ мирового и отечественного опыта управления собственностью, его эффективность определяется не только уровнем проводимых организационно-правовых и экономических мероприятий, но и совершенствованием всей системы управления, включающей управление процессами преобразования госсобственности, управление функционированием объектов госсобственности и обеспечение этих процессов. В настоящей работе сделана попытка на основе новых, принятых в последнее время нормативных и правовых документов показать, как государство и его уполномоченный орган – Мингосимущество России осуществляет реформу управления государственной собственностью и решает комплексную проблему совершенствования ее системы управления. В первом разделе рассмотрены структура, классификация и состояние государственной собственности, дано понятие системы управления государственной собственностью. Во втором разделе дан анализ современных проблем управления государственной собственностью и предложены возможные направления их решения с использованием информационно-аналитического обеспечения. Третий раздел посвящен обоснованию принципов и анализу организационно-правовых и экономических аспектов создания и развития информационно-аналитического обеспечения системы управления государственной собственностью. В четвертом разделе рассмотрены методические основы совершенствования системы управления государственной собственностью, включающие экономический анализ, аудит, оценку собственности, кадровое обеспечение и контроль управления.
Государственная собственность как объект управления
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |