Оценка пожароопасной обстановки в населенном пункте
Пожарная обстановка в населенном районе будет зависеть от характера застройки, огнестойкости зданий, категории пожарной опасности объектов и производств, размещенных на территории. Исходными данными для оценки являются: – расстояние между зданиями, м; – скорость ветра, м/с; – влажность воздуха, %; состав и размеры зданий (жилые помещения, цех и т.п.); типы горящих материалов; периметр пожара; площадь пожара; время развития пожара и др. Определяем степень огнестойкости зданий промышленных, транспортных помещений и др. объектов с учетом типа, состава веществ, материалов. Здания населенного пункта Санкт-Петербург: · деревянные дома на окраине имеют V степень огнестойкости, время предела их огнестойкости – ; · кирпичные дома с деревянными оштукатуренными переборками имеют III степень огнестойкости, время предела их огнестойкости – . Здания судоремонтного завода: · два административных кирпичных здания с деревянными переборками имеют III степень огнестойкости, время предела их огнестойкости – . Устанавливаем категорию пожарной опасности объекта с учетом характера технологических процессов, типа промышленного производства, характеристики веществ и материалов. Порт: · в порту находится судно, на палубе которого расположен резервуар с нефтепродуктами, поэтому он имеет категорию объекта Б (взрывопожароопасная). Определяем плотность застройки территории из соотношения: где – плотность застройки территории, %; – площадь зданий, цехов, ; – площадь территорий, . Здания населенного пункта Мурманск: · деревянные дома на окраине имеют плотность застройки:
· кирпичные дома с деревянными оштукатуренными переборками:
Административные здания судоремонтного завода:
Определяем вероятность возникновения и распространения пожара – Р % в зависимости от плотности застройки – П %. Здания населенного пункта Санкт-Петербург: · деревянные дома на окраине имеют вероятность возникновения и распространения пожара ; · кирпичные дома с деревянными оштукатуренными переборками имеют вероятность возникновения и распространения пожара . Административные здания судоремонтного завода имеют вероятность возникновения и распространения пожара . Определяем вероятность возникновения и распространения пожара в зависимости от расстояния между зданиями – , соответствующему противопожарному разрыву. Здания населенного пункта Санкт-Петербург: · деревянные дома на окраине имеют вероятность возникновения и распространения пожара ; · кирпичные дома с деревянными оштукатуренными переборками имеют вероятность возникновения и распространения пожара . Административные здания судоремонтного завода имеют вероятность возникновения и распространения пожара . Скорость распространения пожара в зависимости от скорости ветра и влажности воздуха находятся по графику рис. 6.5. Из графиков видно, что при относительной влажности и скорости ветра : · скорость пожара населенного пункта с деревянной застройкой составляет ; · скорость пожара населенного пункта с каменными зданиями составляет . Следовательно, в обоих случаях характерна средняя скорость распространения пожара, поэтому требуется срочная эвакуация населения.
Рис. 6.5. Зависимость скорости распространения пожара от скорости ветра и влажности воздуха
Определение площади, на которой обеспечивается тушение пожара, проводится по формуле:
где – площадь, на которой обеспечивается тушение; – расход воды, подаваемой подразделениями пожарной охраны; – допустимое время от начала пожара до полного тушения; – удельный расход воды для тушения пожара.
где – время свободного развития пожара, с; – время локализации пожара, с. Силы и средства для тушения пожара приближенно оценивают по формуле:
где – число отделений пожаротушения, – длина фронта пожара на одно отделение. 6.3.4. Определение времени воспламенения горючих веществ и протяженности зон теплового воздействия Протяженность зоны теплового воздействия при горении зданий оценивается по формуле:
где – плотность потока собственного излучения пламени пожара; – критическая плотность потока излучения пламени пожара, падающего на конкретный вид горючего вещества; – длина объекта горения; – высота объекта горения. Протяженность зоны теплового воздействия при горении нефтепродуктов в резервуаре определяется:
6.3.5. Оценка степени поражения человека от горящего резервуара с горючей жидкостью В результате возгорания горючей жидкости при разгерметизации резервуара происходит диффузионное горение образующегося парогазовоздушного облака. Так как эти жидкости и горючие газы находятся под давлением собственных паров, то при горении возникает так называемый «огненный шар», который создает основной тепловой поток – , определяемый соотношением:
Для расчетов принимаем:
где – эффективный диаметр «огненного шара», м:
где – масса горючей жидкости в резервуаре – коэффициент излучения «огненного шара»:
Время существование «огненного шара» , с определяется по формуле:
Время достижения болевого ощущения определяется: Для оценки вероятности термического поражения человека с летальным исходом тепловым излучением от горящего резервуара, определяют функцию Ф:
Степень термического поражения человека . 6.3.4. Анализ полученных результатов 1. В ходе выполнения оценки пожароопасной обстановки в населенном пункте установлено, что наименее огнестойкими являются деревянные дома на окраине, которые имеют V степень огнестойкости и время предела огнестойкости – . Наиболее высокую категорию пожарной опасности имеет порт, где находится судно, на палубе которого расположен резервуар с нефтепродуктами – категория объекта Б (взрывопожароопасная). Грузопассажирское судно проекта 26-37 находится на объекте категории Б. 2. Наибольшую плотность застройки имеют деревянные здания ( ), поэтому здесь вероятность возникновения и распространения пожара . Расстояния между зданиями наиболее неблагоприятны у – деревянных домов на окраине, у них самая высокая вероятность возникновения и распространения пожара ( ). 3. Установлено, что при относительной влажности 40% и скорости ветра ; · скорость пожара населенного пункта с деревянной застройкой составляет ; · скорость пожара населенного пункта с каменными зданиями составляет . Следовательно, в обоих случаях требуется срочная эвакуация населения. 4. Площадь, на которой обеспечивается тушение пожара, составляет ; для тушения пожара необходимо использовать одно отделения пожаротушения. 6.3.5. Рекомендации по предотвращению пожара на судне Для предотвращения пожара на судне проекта 26-37 проводятся пожарно-технические обследования (ПТО). Организация и проведение пожарно-технических обследований судов осуществляется на основании анализа оперативной обстановки и планирования службами Капитана порта, подразделениями морской безопасности. ПТО судов подразделяются на следующие виды: детальные; контрольные; внеочередные и повторные проверки. Детальные пожарно-технические обследования судов проводятся специалистами подразделений морской безопасности совместно с Инспекцией государственного надзора порта (ИГНЛ), не реже одного раза в год, в период нахождения судна в Российском порту, с участием представителя судовой администрации, отвечающего за пожарную безопасность. При проведении детального ПТО должностные лица осуществляют контроль за: а) соблюдением требований и норм пожарной безопасности, а так же выполнением предыдущих актов ИГНП, актов пожарно-технических обследований и проверок судна (для судов река-море - актов речной пожарной инспекцией государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства); б) наличием, состоянием, действием систем и средств противопожарной защиты судов, их соответствие требованиям Международных соглашений и Конвенций по охране человеческой жизни на море, Правилам классификации и постройки судов Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС, регламентное обслуживание, освидетельствование), наличием сертификатов на первичные средства пожаротушения, оборудование и снабжение от предприятий, имеющих на данный вид противопожарных услуг лицензии Государственной противопожарной службы МВД РФ, а также свидетельства о признании РМРС; в) ведением судовой документации по организации и обеспечению противопожарного режима, соблюдением процедур свидетельства управления безопасности судна, в части организации пожарной вахты, готовностью аварийных партий и групп, содержанию, обслуживанию и ремонту противопожарного снабжения, систем и средств противопожарной защиты по заведованию; г) осуществлением мер по обеспечению пожарной безопасности в различных режимах эксплуатации судна; д) проведением профилактической работы, противопожарной пропаганды, обучения и инструктажей судовых экипажей, пассажиров о мерах пожарной безопасности. Результаты детального обследования судов оформляются письменно актом по форме «Акт пожарно-технического обследования судна», с использованием кодовой системы Базы Данных (БД FSC-RU). На основании Акта ПТО инспекция государственного надзора порта принимает решение на выход судна из порта. При проведении контрольных ПТО производится проверка устранения нарушений, выявленных при проведении последнего детального ПТО и (или) нарушений, выявленных при проведении предшествующих внеочередных проверок. При проведении контрольного ПТО должностные лица осуществляют: а) наружный осмотр и проверку исправности систем и средств противопожарной защиты судна, б) проверку наличия соответствующей судовой документации, записей в ней о проведении экипажем или компетентными органами, в установленные сроки, определенных видов проверок, обслуживания и ремонта оборудования, обучения экипажа, в) проверку соблюдения противопожарного режима в судовых помещениях, на палубах и содержание установленного на них оборудования, г) проверку соответствия фактического количества первичных средств пожаротушения, противопожарного снабжения нормам, установленным для данного судна, д) проверку соответствия количества членов экипажа обученных правилам работы в изолирующих дыхательных аппаратах, имеющих практические навыки по приведению в действие стационарных систем пожаротушения, е) проверку знаний вахтенной службы своих служебных обязанностей по стояночному расписанию, по борьбе с пожаром. Более расширенные методы проверки могут быть использованы в случае возникновения у проверяющего сомнений в исправности оборудования и готовности экипажа к тушению пожара. Результаты контрольного ПТО судна должны оформляться соответствующим актом, аналогично порядку оформления результатов детального ПТО, с указанием срока очередного обследования и соответствующего заключения. Внеочередные обследования судов проводятся специалистами подразделений морской безопасности, самостоятельно или совместно с ИГНП, неоднократно (в любое время суток) в период стоянки и исходя из оперативной обстановки на судах и в порт, а также в целях проведения обследования судов при расследовании аварийных и чрезвычайных ситуаций. Повторные обследования – проводятся специалистами подразделении морской безопасности самостоятельно или совместно с ИГНП по заявке капитана судна (агента, судовладельца) после устранения замечаний, указанных в Акте ПТО, выявленных в ходе обследования и отмеченных для устранения до оформления отхода судна. Результаты повторного обследования заносятся в Акт пожарно-технического обследования судна с отметкой о возможности выхода судна в море. 6.3.6. Действия экипажа при пожаре на судне 1. Успех борьбы с пожарами на судне проекта 26-37 обеспечивается умелыми организованными действиями членов экипажа в части: · обнаружения и выявления места, размера и характера пожара; установления наличия и эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром; · ограничения распространения пожара по судну: предупреждения возможных взрывов при пожаре; борьбы с огнем и ликвидации последствий пожара. 2. Предотвращение распространения огня и его ликвидация обеспечиваются: · быстрой герметизацией судна; · незамедлительным применением и эффективным использованием первичных средств пожаротушения; · активным вводом на решающем направлении членов аварийной партии с пожарными стволами и их умелыми действиями; · бесперебойной подачей огнетушащих средств и маневрированием водяными и пенными стволами; · вскрытием конструкций для создания противопожарных разрывов путем разборки горючих материалов. 3. По общесудовой тревоге, согласно расписанию по тревогам: · проводится полная или по команде с ГКП частичная герметизация корпуса и надстроек, задраиваются все люки, двери, горловины, иллюминаторы и вентиляционные закрытия; · все стационарные системы пожаротушения и предметы противопожарного снабжения судна приводятся в полную готовность к немедленному действию; при этом количество одновременно действующих пожарных кранов должно выбираться таким образом, чтобы не снижалось давление воды в пожарной системе; · аварийная партия высылает группу разведки в составе двух-трех человек, одетых в снаряжение пожарного для установления фактического положения в районе пожара и одновременно приступают к его тушению принимаются меры по предотвращению распространения пожара и задымления смежных помещений; · шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, по команде с ГКП немедленно спускается. 4. При разведке района пожара устанавливаются место и размеры пожара, наличие людей в горящих помещениях, тип горящих материалов (что горит), пути распространения пожара по судну, опасность пожара для смежных помещений и людей, условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром. 5. Результаты разведки докладываются на ГКП. Дальнейшие действия экипажа по борьбе с пожаром определяются распоряжениями с ГКП. 6. До начала тушения пожара в любом помещении последнее необходимо обесточить. Отключение электроэнергии в районе пожара производится по разрешению или команде ГКП. Электрическое напряжение с главного и других распределительных электрощитов следует снимать только в том случае, когда возникает прямая угроза короткого замыкания и появления более тяжелой аварии. 7. Следует иметь в виду, что в случае возгорания жидкого топлива в судовых помещениях, выделяющиеся газы в смеси с воздухом могут образовать взрывоопасные концентрации. Для предотвращения взрывов горючих газов или паров в закрытых объемах при ведении борьбы с пожаром необходимо: · принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие помещения судна; · с разрешения ГКП отключить электрические сети в зоне скопления горючих газов и паров; · снизить взрывоопасную концентрацию газов и паров путем усиления вентилирования отсека, заполнения его воздушно-механической пеной, углекислотой и инертными газами. 8. При распространении взрывоопасных (огнеопасных газов (паров) по судну во избежание взрыва, пожара или поражения людей необходима: · ликвидировать все источники открытого огня; прекратить все грузовые операции; · привести, если возможно, судно на курс, обеспечивающий безопасность членов экипажа и пассажиров от поражения газами. 9. В помещениях, заполненных газами или паром, все работы должны проводиться в соответствующем снаряжении. 10. При наличии пострадавших должна быть обеспечена их эвакуация в безопасное место для оказания им первой медицинской помощи.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |