Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы правового статуса личности



2020-02-04 223 Обсуждений (0)
Основы правового статуса личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра «конституционного и международного права»

 

 

Конституционные реформы в государствах

Восточной Европы

(курсовая работа)

 

                                                   

Выполнил: Студент 2 курса

239 группы ИПЭ

Темирканов А.В.

                                                       

                                                                 

 

САРАТОВ 2010

Содержание

Введение

Подготовка и принятие Конституции

Основы правового статуса личности

Основные направления конституционных реформ

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

    Конституция (от лат. constitution – устанавливаю, учреждаю) как особый юридический документ возникла на определенном этапе развития государственности. Это слово присутствовало в некоторых актах римских императоров и стало их названием (наряду с рескриптами, эдиктами, декретами и др.). Однако «конституции» римских императоров были совсем не похожи на современные ни по содержанию, ни по форме.

    Можно сказать, что современные конституции стран Восточной Европы выдержаны в духе основных мировых тенденций развития конституционного права-демократизации, социализации и интернационализации.

    В результате Второй мировой войны Восточная и Центральная Европа оказались в зоне советского влияния, и в конце 40-х гг. государства этого региона приступили к социалистическим преобразованиям, как правило копируя ту модель политического и государственного строительства, которая утвердилась в Советском Союзе. В ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии были массовые выступления граждан, направленные против насаждавшихся авторитарными методами социалистических порядков, или, применяя тогдашнюю политическую лексику, против «народно-демократического строя».

    Однако по сравнению с конституциями демократических стран Запада они имеют известные особенности, обусловленные тем, что танцевать пришлось от печки, именовавшейся социалистическим государственным (конституционным) правом, точнее говоря преодолевать его псевдоправовые идеи.

Задачей современных конституций является закрепление верховенства власти народа. Этот принцип реализуется через равенство прав граждан и беспрепятственный доступ к участию в общественной жизни и в процессе законотворчества.

Цель данной работы – исследовать конституционные реформы в государствах Восточной Европы.

Необходимо оговориться, что в данной работе понятием «Восточная Европа» не охватываются европейские страны СНГ, Греция, Кипр, хотя географически они, конечно, входят в данный регион.

Основными задачами являются:

1) подробно изучить вопросы касающиеся подготовки и принятия конституций в государствах Восточной Европы;

2) основ правового статуса личности, что является немаловажным;

3) основных направлений конституционных реформ.

 Подготовка и принятие Конституции

 

 

    Как известно конституция - это ведущий кодифицированный акт национального законодательства, обладающий наивысшей юридической силой и регулирующий принципиальные и политически значимые отношения между гражданином, обществом и государством.

    Новые конституции в любой стране принимаются тогда, когда происходят кардинальные перемены в сущности государства и общества, либо в соотношении действующих в них классовых сил. Так было и в государствах Восточной Европы - Болгарии, Венгрии, Польше, Словакии, Румынии, Чешской Республике, Союзной Республике Югославии.

    Новые конституции во всех указанных странах Восточной Европы закрепили крушение в них социалистического строя и восстановление капиталистических отношений. Конституции всех социалистических и социалистически ориентированных стран, были псевдоконституциями, ибо реально не гарантировали прав и свобод человека, а наоборот, всецело подчиняли его власти государства, безответственно управляемого лидерами коммунистических партий. Если первые социалистические конституции о господстве коммунистических партий умалчивали, то конституции последнего поколения провозглашали его открыто.[1]

    Основные законы социалистических стран закрепляли руководящую и направляющую роль коммунистической (рабочей), партии, ставили задачи «построение социализма и коммунизма», «развития социалистической демократии», абсолютизировали роль государственного планирования экономического и социального развития, государственной собственности, отрицали принципы политического плюрализма и разделения властей. На первые конституционные акты этих государств огромное воздействие оказала Конституция Союза ССР 1936 года.

    Социалистические конституции обычно открывались главами или разделами, закреплявшими основы общественного строя. Здесь прежде всего устанавливались принципы политической системы, основанной на господстве коммунистической партии, хотя не было недостатка в традиционных для действительного конституционализма нормах, провозглашавших производность власти от народа и принадлежность ее народу. В некоторых странах (например, в Польше и Болгарии) конституции предусматривали существование некоммунистических партий, которые признавали руководящую роль коммунистической партии и никоем образом не соперничали с ней, но, напротив, во всем ей подчинялись. Государство объявлялось социалистическим, а власть в нем принадлежащей «трудящимся классам и слоям». Объем понятия «народ» сужался путем прибавления к нему эпитета «трудовой». Отсюда уже вытекала возможность лишения политических прав или ограничения их для тех, кто не принадлежит к «трудящимся».

    Часто в конституциях специально определялась роль общественных организаций, прежде всего социально-профессиональных (профсоюзов, молодежных, женских союзов и др.), которые по существу представляли собой ответвления коммунистических партий. Независимые от компартий общественные объединения были невозможны.

    Экономическая система основывалась, согласно социалистическим конституциям, на двух формах собственности на средства производства, распределения и обмена – государственной и кооперативной (иногда к ним добавлялась собственность общественных организаций). На деле эти формы собственности представляли собой единый фонд, которым бесконтрольно распоряжалась партийная бюрократия. Частная собственность конституциями не допускалась или ограничивалась на столько, что существенного значения иметь не могла. Вместо нее была введена категория личной собственности, которая носила чисто потребительский характер. Частная хозяйственная инициатива нередко была уголовно наказуемой.[2] Во всех государствах Восточной Европы свержение социализма произошло мирным путем. Оно сопровождалось массовыми демонстрациями, митингами, политическими требованиями, то есть было связано с применением существующих при социализме политических свобод. Вместе с тем, лидеры Коммунистических партий, руководившие государствами в Восточной Европе, совершили ряд ошибок, так же злоупотребляли властью, пренебрегая интересами народных масс, и в силу всех этих причин в значительной мере они утратили их доверие и поддержку. В этих условиях они фактически добровольно сдали власть руководителям государственного переворота[3].

    В конце 80-начале 90-х гг. под влиянием множества объективных и субъективных факторов усилились кризисные явления, подорвавшие незыблемость некогда единой и могущественной социалистической системы и приведшие к мирной трансформации общественного строя. На смену социалистическим, предельно идеалогизированным конституциям пришли новые, демократические. Это действующие конституции, принятые в 1991 году в Болгарии, Румынии, Словении, Хорватии; в 1992 году в Чехии, Словакии, Союзной Республики Югославии; в 1997году в Польше; в 1998 году в Албании. В Венгрии применяется старый «социалистический» (как иногда говорят, сталинский) Основной закон 1949 года с многочисленными изменениями и дополнениями. При разработке конституционных документов использовались такие общепризнанные международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международные пакты 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколы к ней.

    Типичной социалистической Конституцией был польский Основной закон 1952 года, принятый законодательным Сеймом. В ее первоначальный текст вносились многочисленные изменения и дополнения. Радикальному реформированию Конституция подверглась в 1989 году, когда начался форсированный процесс смены общественного строя, затронувший узловые вопросы экономики, политики, культуры. Тогда же было установлено новое официальное название государства – Республика Польша – Вместо Народной Республики.

    С 1989 года велась работа по подготовке нового Основного закона, которая завершилась через восемь лет. Действующая Конституция была принята парламентом – Национальным собранием Польши.

    Новая Конституция закрепила:

1) характер польской государственности как демократического и правового, осуществляющего принципы социальной справедливости;

2) форму государства в виде парламентско-президентской республики;

3) принцип разделения властей;

4) политический, идеологический плюрализм;

5) широкий круг личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод;

6) статус двухпалатного Национального собрания, состоящего из Сейма и Сената;

7) унитарную природу государства.[4]

    Основные направления конституционных реформ, проводимые с 1989 года и по настоящее время, выражены в следующем:

1) В конституционных нормах воплотились либерально-демократические идеалы и ценности. Провозглашен курс на создание демократического и правового государства (ч.1 ст.4 Конституции Болгарии, ч.2 параграф 2 раздел 1 Конституции Венгрии, ст.2 Конституции Польши и др.).[5]

2) Установлены параметры нового постсоциалистического строя, который соответствует европейской традиции, и утвердился в государствах Западной Европы (социальное государство, рыночное хозяйство, многообразие форм собственности, поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности и др.).

3)  Закреплены положения о политическом, идеологическом плюрализме и многопартийности. Во всех государствах Восточной Европы утвердилась многопартийная политическая система.

4)  Признан принцип уважения и обеспечения прав и свобод граждан. Ограничение прав и свобод возможно только на основании конституционных и законодательных норм.

5) Установлена республиканская форма правления - чаще всего парламентская республика. Сразу после войны были ликвидированы монархии в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии.

6)  Выбрана унитарная форма государственного устройства. Федеративная форма утвердилась только в Союзной Республике Югославии (с 2002 года – Союзное государство Сербии и Черногории) и Боснии. В 1992 году распалась Чехословацкая федерация.

7)  Установлена более совершенная модель государственной власти выразившаяся в появлении института единоличного главы государства (например, в Болгарии, Венгрии, Польше, Союзной Республике Югославии, Чехии, Словакии, Словении), создании бикамерального парламента в таких унитарных государствах, как Польша, Румыния, Чехия, Словакия, утверждении судебного конституционного контроля (надзора)[6].

Основы правового статуса личности

    

Основы конституционно-правового статуса личности - институт конституционного права, обеспечивающий защиту жизни и безопасность человека, в первую очередь от произвола со стороны государства.

Стремясь достойно выглядеть в глазах мировой общественности, коммунисты включили в конституции главы или разделы о правах, свободах и обязанностях граждан. На первое место при этом выдвигались социально-экономические права – право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и т.д. Утверждалось, что именно эти права образуют основу для всех иных прав и свобод. Однако осуществление социально-экономических прав зависело от положения человека в социальной иерархии, которое в основном определялось занимаемой должностью. Высшая и средняя партийная бюрократия пользовалась медицинской помощью более высокого качества, реализовывало право на отдых в специальных санаториях и пансионатах, отоварилась в закрытых распределителях, определяла детей в привилегированные учебные заведения.

Понятие статуса (от лат. status- состояние, положение) в науке конституционное право, связывают с определенным правовым состоянием, характеризующимся комплексом прав и обязанностей (применительно к физическим лицам) или полномочий (когда речь идет о юридическом лице).

    Как член гражданского общества каждый человек обладает правами и равноправен в их осуществлении с другими членами гражданского общества. Как член политического общества он может обладать большими или меньшими правами, максимум прав предоставляется гражданину. Итак, человек в данном случае рассматривается как составная часть гражданского общества, а гражданин политического. Отсюда права человека принадлежат всем лицам, находящимся на территории данного государства, право гражданина – только гражданам. Отнесение тех или иных прав и свобод к правам человека или правам гражданина определяется рядом факторов (традицией, конкретными обстоятельствами принятия конституции, позицией законодателя и т. д.), и поэтому перечни прав человека и перечни прав гражданина не совпадают полностью в конституциях разных стран. Например, в большинстве конституций право на благоприятную окружающую среду – право человека, по Конституции Болгарии – право гражданина[7].

Конституция и акты текущего законодательства исходят из формального равенства всех граждан (подданных), действует запрет на дискриминацию по отношению к религии, по признакам пола, места жительства, социального положения, расовой, национальной и кастовой принадлежности. Как правило, в конституционных нормах установлено, что женщины пользуются равными с мужчинами политическими, гражданскими и социально-экономическими правами, хотя в действительности это не всегда соблюдается.

Основные права и свободы ограничиваются не только по законным основаниям в интересах защиты закона, общественной морали и правопорядка, но и по мотивам политической целесообразности. Действует запрет на применение пыток в ходе следствия, судопроизводства, не допускаются наказания, унижающие достоинство человека. Действуют запреты на применение детского труда в промышленности и сельском хозяйстве, на принудительный труд, на торговлю людьми. Но эти запреты на практике недостаточно эффективны.

Политические права и свободы, принадлежащие в основном только гражданам, освобождены от идеологических ограничений, сводивших их ранее на нет.

К типичным политическим правам относятся:

1) избирательные;

2) на участие в общественно-политической жизни;

3) на свободу слова, убеждений, выражения мнений;

4) на свободу ассоциаций;

5) на петиции.[8]

В постсоциалистических странах на конституционный уровень поднят ряд социально-экономических прав и свобод – это право «свободно выбирать место работы» (ст. 29 Конституции Эстонии 1992 г.); право «на справедливые и удовлетворяющие условия труда» (ст. 36 Конституция Словакии 1992 г.); право «трудящегося на такой доход, который соответствует количеству и качеству выполненного им труда» (параграф 70 Б Конституции Венгрии 1949 г. в редакции от 1989 г.); право на «охрану против произвола при увольнении с работы и против дискриминации на работе» (пункт “б” ст.36 Конституции Словакии 1992г.) и т. д.[9]

В социальных правах заинтересованы прежде всего те слои населения, уровень доходов которых относительно не велик.

Современные конституции почти всегда декларируют, что государство борется с бедностью и отсталостью, болезнями, содействует занятости, принимает меры по сокращению безработицы. В этих целях принимаются целевые государственные программы.

На первое место выдвигаются гражданские (личные) права:

1) на личную неприкосновенность и безопасность;

2) на неприкосновенность жилища;

3) на тайну переписки, телефонно-телеграфных сообщений;

4) на свободу передвижения.

Помимо прав, закрепляются и обязанности:

1) соблюдать Конституцию и законы;

2) охранять суверенитет и территориальную целостность государства;

3) защищать государство в случае внешней агрессии;

4) беречь природу и общественную (государственную) собственность;

5) платить законно установленные налоги и сборы[10].

В ряде государств действует воинская повинность.

    Перечень конституционных прав и свобод в новых конституционных актах расширен, формулировки стали более точными, а главное – усилены конституционные гарантии провозглашаемых прав и свобод. Причем вопрос о необходимых и допустимых ограничениях прав и свобод конституции теперь обычно не оставляют на полное усмотрение законодателя, а устанавливают условия и пределы их применения.

    При разработке соответствующих разделов новых конституционных актов обычно широко использовались авторитетные международно-правовые документы – Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международные пакты о правах человека 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколы к ней, а также конституционный опыт зарубежных демократических государств.

Принцип равенства выражается в равном участии в правотворческом процессе, а также в праве на равное отношение со стороны публичной власти и равенстве перед законом. Таким образом, каждый может обратиться к государству и его чиновникам не как субъект, а как равный[11].

Для иллюстрации сравним социалистическое конституционное регулирование прав и свобод с современным на примере одной из стран региона, а именно Венгрии. В Венгрии формально продолжает действовать Конституция 1949 года, в которой почти ничего не осталость не только от первоначального текста, но и от демократизированной в 1972 году редакции.

(См. приложение)

Прочитав и сопоставив оба перечня, легко можно убедиться в том, что в действующей редакции венгерской Конституции получили отражение все отмеченные выше либеральные и демократические тенденции. Вместе с тем, некоторые социалистические «пятна» здесь еще остались. Надо также иметь ввиду, что венгерская Конституция в редакции от 1972 года принадлежала к наименее тоталитарным социалистическим конституциям, а коммунистический режим в Венгрии был более либерален, чем в большинстве социалистических стран.

 



2020-02-04 223 Обсуждений (0)
Основы правового статуса личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы правового статуса личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)