ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….………….3 1. Понятие формы государственного правления……………..……………….5 2. Виды форм государственного правления……………………….………….8 2.1. Единоличные и групповые формы правления………………..…………..8 2.2. Монархия…………………………………………………………………..16 2.3. Республика…………………………………………………………….……20 Заключение…………………………………………………..…………………..26 Список использованной литературы………………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения государства нарастал интерес к осмыслению формы государства, ресурсов его могущества, выявлению внутренней логики происходящих в нем процессов. Необходимость знаний о государстве для человека обусловлена тем, что они позволяют ему понять глобальные цели развития общества, более четко определить собственную роль в социальных изменениях. Но не менее актуален и повседневный аспект ценности этих знаний. В обыденной жизни человек вступает в бесчисленное множество взаимодействий, большинство которых имеет властный характер: в семье, в школе, на улице, на производстве и т.д. причем в одном случае он сам оказывает властное воздействие, в другом на него влияют. С одной стороны, понимание природы властных отношений позволяет индивиду воздерживаться от использования насильственных средств, в разрешении актуальных вопросов, быть терпимыми к инакомыслию. С другой стороны, знания о устройстве государства, препятствуют превращению человека в объект политических манипуляций более мощных сил. Следовательно, знания о формах государственного правления формируют гражданское правосознание, повышают правовую и политическую культуру. Цель курсовой работы: рассмотреть формы государственного правления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - дать понятие формы государственного правления; - охарактеризовать виды форм государственного правления. Объектом курсовой работы является форма государственного правления. Предметом курсовой работы являются понятие и виды форм государственного правления. Вопросам форм государственного правления посвятили свои работы такие ученые, как М.И.Абдуллаев, А.Б.Венгеров, Н.И.Глазунова, В.Г.Граждан, С.А.Комаров, Н.И.Матузов, Л.А.Морозова, В.С.Нерсесянц, М.М.Рассолов, В.н.Хропанюк, А.Ф.Черданцев и др. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Он апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве. Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе - лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание. Среди факторов, обуславливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени[1]. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности. На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности. Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, т.е. кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть[2]. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей[3]. Таким образом, форма правления показывает: ¾ как создаются высшие органы власти в государстве, ¾ их структуру, ¾ какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами, ¾ как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны, ¾ в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан. При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом. Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Следовательно, форма государственного правления – это структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |