Авторы с. С.Лунгин, И.Нусинов, режиссер-постановщик Р.Быков, оп. А.Мукасей, худ. А. Кузнецов, коми. М.Меерович. Мосфильм, 1971.
В ролях: Н.Архипова, В.Телегина, Р.Зеленая, Н,Бурляев, Н.Крючков, Ю.Никулин; дети: Таня Гришина, Сережа Воинов, Сережа Шустицкий, Егор и Павел Коган (Руслан). Ролан Антонович Быков - режиссер-постановщик таких известных детских фильмов, как "Айболит-66", "Внимание, черепаха!" (фильм был снят в 1970 г. по сц. С.Лунгина и И.Нусинова тем же авторским коллективом, комп. А.Петров), "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", очень талантливый педагог (он награжден значком "Отличник народного просвещения"), владеющий особым искусством работы с детьми. "Успех "Черепахи", - пишет киновед И.С.Левшина, - был на девяносто процентов решен в подготовительном периоде, когда группа подбирала детей на роли. Быков искал в ребенке личность, он серьезно и на равных разговаривал с претендентами на главные роли, уважительно и заинтересованно относился к миру интересов и убеждений своих семилетних и восьмилетних товарищей по будущей работе. Быков искал индивидуальности нестершиеся... вопрос актерских способностей того или иного ребенка режиссер на время сознательно опускал, ибо был уверен, что у юного исполнителя они лежат где-то рядом с человеческой одаренностью" ("Ролан Быков". М.: Искусство, 1973, с. 124). Фильм "Телеграмма" отличается тем же уважительным и заинтересованным вниманием к миру действия, той же энергией и активностью режиссера, у которого поиски неожиданных решений, эксцентричность образного мышления не заслоняют отчетливо выраженных гражданских идеалов. Композиционно фильм "Телеграмма" состоит из серии новелл- - 39 - встреч, объединенных сюжетным ходом - поиски адресата телеграммы. На таком материале разговор о роли эпизода в фильме, о принципах сюжетного "оцепления" эпизодов и важнейшем "объединяющем факторе" - авторской позиции может быть наглядным и убедительным.
I Вопросы к обсуждению фильма (и ход рассуждений): I. Герои фильма встречают много людей, очень разных и интересных. Все они появляются в одном эпизоде, чтобы потом "уйти" из фильма. Для чего понадобились авторам эти эпизоды-встречи? И что их объединяет, что делает фильм единым художественным целым, несмотря на его фрагментарность? (От постановки общего вопроса идти к конкретизации): I. Назовите наиболее запомнившиеся эпизоды из фильма. Почему они запомнились? (Необычность ситуации, смешная ситуация; необычный герой, яркие, запоминающиеся детали или детали, удивившие жизненной достоверностью и т.п.). Напомним некоторые из них: Часы на театре кукол (театр Образцова) - собственные впечатления ребят и радость встречи со знакомым, дорогим? В библиотеке - смешная писательница (Рина Зеленая)? Почувствовали ли ребята пародийный характер сцены? Или внимание привлек поступок Кости (взял книгу), связанный с развитием действия? В квартире старика-резчика - необычность квартиры ("пряничный домик") или характеры героев (Ю.Никулин и В.Телегина), или их рассказ о Кате Иноземцевой? В квартире генерала - почувствовали ребята иную тональность этой сцены (яркие краски предпраздничной Москвы ушли, ушла сутолока, возникло спокойствие, сосредоточенность и еще... память войны: сравнить с деталями - снег падает на памятник героям, медленно идет навстречу ребятам инвалид войны)? Финальная сцена на вокзале - удивление открытия: легендарная - 40 – героиня - Катя Иноземцева - Тошина мама? Какие эпизоды смешны, праздничны? В каких возникает чувство тревоги? Какие лиричны? "Макро-эпизоды, их эксцентричность - в чем основа комического: в снегоуборочную машину снег бросает дворник; невеста с сигаретой; священник с игрушечным красным конем и др. Что назовут ребята? Как свяжут с общей атмосферой кинематографического мира Р.Быкова? 2. Какие эпизоды представляются главными? Правомерна ли 3. Чем объединяются эпизоды? - Поиски адресата телеграммы. Вывод: узко - постепенно накапливается материал биографии Кати Иноземцевой (в финале - взрыв-открытие: это Тошина мама!); широко - многообразие мира, неисчерпаемость человеческой жизни, открытие мира ребенком в какие-то моменты происходит особенно интенсивно - в фильме и происходит ряд открытий человеческого богатства. Важен эмоциональный итог столкновений маленьких героев с реальностью. II. Кто герои фильма? Взрослые: "старик со старухой", хирург, генерал, Шеломытова, фронтовая подруга Кати, - что открыли ребятам встречи о ними., чем обогатили? Умеем ли мы быть внимательными к окружающим наc людям? (Как в этих встречах возникает тема войны? Особенно благодарный материал для анализа эпизода - встреча с генералом. Заметила ли ребята детали: генеральская шинель, которой накрыт больной, бинокль - как единственно возможная для него форма выйти за пределы квартиры... В чем мужество и красота этого человека?"). Эпизодические персонажи - наблюдательность авторов фильма, узнаваемость, жизненная основа сценок и характеристик персонажей: - 41 – актеры в новогодних масках у лотка с горячими пирожками, веселый прохожий с душой нараспашку (узнали ли ребята Быкова? Какие чувства переполняют прохожего? Как это вписывается в атмосферу фильма?). Маленькие герои. Какова роль Руслана? (Его играют два мальчика - братья-близнецы). Возможна параллель с Кузей - героем фильма "Автомобиль, скрипка...". Как относится к Руслану Костя? Как это раскрывает характер Кости? (Важно объяснить маску-игру Кости - изображение "доброго слона"). Что изменилось в отношениях между Тошей и Костей? Как идет противопоставление: Шафоростов (самая "яркая" личность в классе) и "незаметный", не боящийся быть смешным Костя? Почему переоценка Тошей двух мальчиков неизбежна и естественна? Как это показано? Ш. Что же объединяет вереницу встреч в фильме? Почему он воспринимается как единое целое? Не прочитав фамилию режиссера в титрах, могли бы вы сказать, что это фильм Ролана Быкова? Какова общая атмосфера фильма? - Праздничная, добрая. Случайно ли выбран день для рассказанной истории - накануне нового года? Посмотрите детские рисунки - сколько света, радости в ребячьем воссоздании красок мира, того самого мира, в котором мы видим и серость, и мусор, и грязь..." (Р.Быков). Как свежесть и красочность детского восприятия мира определили красочную палитру фильма? Каков смысл поисков - истинная идея, организующая сюжет? Что хотел сказать автор? Что смогли "услышать" ребята? - Не поиск адресата (сюжетно это так) - поиск героя, подлинного героя. Увидеть их рядом с собою - значит по-новому увидеть жизнь, сделать одно из важнейших и необходимых для человека открытий. Это - 42 - случилось о Тошей и Костей. А со зрителями? Смогут ли ребята сами сформулировать подобный вывод? Что отличает фильмы Р.Быкова? За что их так любят ребята? Веселая и озорная импровизация, богатство выдумки; яркая, эмоциональная игра актеров (равнодушие в фильмах Быкова немыслимо - и оператор, и художник - единомышленники режиссера). О серьезном, гражданственном рассказывается ненавязчиво, без назидательности. Есть память войны, оказывается у детства есть прошлое - и к нему тянутся очень прочные нити. Открытие, что мама, такая домашняя, обычная - героиня, о которой с глубоким уважением рассказывали вое. Многое изменилось в мировосприятии детей. - 43 - 5-6 классы О фильме "Гусарская баллада" Сц. А..Гладкова при участии Э.Рязанова, peж. Э.Рязанов, оп. Л.Крайненков, худ. М.Богданов, Г.Мясников, звукоп. В.Попов, комп. Т.Хренников. - Мосфильм, I962. В главных ролях: Л.Голубкина, Ю.Яковлев, И.Ильинский, Н.Крючков, В.Кольцов (Азаров), Т.Шмыга (Жермон). Из истории экранизации пьесы А.Гладкова "Давным-давно". Премьера пьесы - 6 ноября 1941 г. в осажденном Ленинграде (театр Комедии). Лучшая постановка - реж. А.Д.Попова в центральном театре Советской армии (1944 г. Шура - Л.Добржанская): лирико-романтическая тональность пьесы,"грациозность", "ритмы мазурки" (А.Попов). Юношеские впечатления Э.Рязанова от этой постановки: праздник. "Озорная, написанная звонкими, яркими стихами, она рассказывала о смелых, лихих людях, которые бескорыстно дружат, горячо влюбляются, готовы прийти на помощь другу, которые ценят шутку, застолье и вообще любят жизнь" (Э.Рязанов о пьесе). Замысел постановки фильма к юбилею - 150 лет Бородинской битвы. Премьера 7 сентября 1962 г.: "В "Гусарской балладе" привлекает отличный вкус, способность точно следовать законам жанра и непринужденно пользоваться его условностями, смелость в выборе актеров..." (Правда, 19 октября 1962 г.). Первый фильм - экранизация Э.Рязанова: "Я как-то сразу почувствовал ее интонацию - ироничную, задорную, где-то бесшабашную и озорную". Изменение названия: не только о "девице-кавалеристе", но о 1812 г., о гусарах Дениса Давыдова. Новые батальные сцены (текст 8 сцен в стихах - стилизация Э.Рязанова), исчезли сцены "прощания с куклой", "финальное объяснение" и др. Фильм Рязанова в большей мере комедия ситуаций, а не характеров. Блестящая и не- - 44 - ожиданная удача фильма - Кутузов (И.Ильинский): народный шор, героическое через обыденное, психологическая многогранность и глубина характеристики. Материал для вступительного слова: 0 фильмах режиссера Э.Рязанова: "Гусарская баллада" - четвертый игровой фильм, до него -"Карнавальная ночь" (1956), "Девушка без адреса" (1958), "Человек ниоткуда" (1961), последующие фильмы ("Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи" и др.) известны всем. Верность жанру комедии, богатство "жанровых красок", поиски: приключенческая комедия с элементами пародии ("Берегись автомобиля", "Приключения итальянцев в России"), сатирическая комедия ("Дайте жалобную книгу", "Гараж"), музыкальная комедия. Особое место "Гусарской баллады" в ряду фильмов Рязанова: о героических событиях средствами муз-комедии, причина обращения к пьесе А.Гладкова. Вопросы перед просмотром: Какие фильмы Рязанова вы знаете? Что отличает комедии Рязанова.(например, по сравнению с комедиями Гайдая)? Год создания комедии - 1962. Юбилей - 150 лет Бородинской битвы. Правомерно ли - к юбилею величайшего события национальной истории создавать комедию? (Возражения критиков). Категорические возражения вызывал выбор на роль Кутузова известного комического актера И.Ильинского. Как вы думаете, почему Рязанов выбрал именно его? - Ответим на этот вопрос после просмотра фильма. Вопросы для обсуждения: I. Как определить основное настроение фильма? (Праздничность, озорство), Чем оно создается? Можно ли представить себе черно-белый вариант фильма? (Подчеркнутая яркость красок: голубизна снега, ослепительное солнце, яркие мундиры в пр.). Ритм сказки и - 45 – ритм мазурки. Музыка, Герои гусары - отважные и веселые. Шутка и розыгрыш как естественная атмосфера действия. 2. Как определить жанр фильма? Попробуйте дать обоснование, Комедия. Музыкальная комедия. Историческая комедия (?) - возможно ли такое сочетание? Что из истории? Прототип Давыда Васильева? Как воспроизводится историческое в музыкальной комедии? "Размышляя о мере достоверности в показе эпохи, я решил для себя, что создавать на экране музей мебели, одежды, оружия, усов и бакенбардов мы не будем. Главное - найти способ верно передать дух времени" (Э.Рязанов). 3. Как заставка к фильму настраивает на восприятие такого фильма? (Взрывается старинное ядро, вязью - буквы заглавия, музыка). 4. Как создается эффект комического? Давайте проанализируем конкретную сцену. Например, разговор Кутузова и Шуры Азаровой ("разоблачение" корнета). Серьезен ли гнев Кутузова (И.Ильинский)? Как он реагирует на слезы Шуры? Комическое противоречие ситуации: этот "мальчишка" спас от французов генерала Балкашова. Комическое противоречие и ситуации, и характера: мудрого, старого человека, "перехитрившего" французов, провела девчонка! "Комедия о переодеваниями" - примеры смешного. 5. В какой мере выбор жанра определил художественную структуру фильма, его звукопластический отрой? Батальные сцены: обобщенность решения образа врага (начало -игрушечные стройные, алые ряды французов, конец - странные фигуры в лохмотьях; разное звучание песенки о короле Анри IV, образ метели); пиротехника; пластика фехтовальных поединков; "номера" циркового конного аттракциона (группа М.Туганова). - 46 - Музыка и пластическое решение сцен, средство характеристики персонажей; водевиль или лирико-романтическая комедия? - Проанализировать с этих позиций игру актеров Ю.Яковлева, Л.Голубкиной (первая роль в кино студентки Ш курса Театрального института, отд. музыкальной комедии), И.Ильинского. О Голубкиной: удалоcm ли сочетание - в одном случае "суровая, непреклонная интонация молодого мужчины, в другом - нежность, мягкость, податливость женщины"? (задача, поставленная режиссером). Справедливо ли суждение критика: есть ловкость, отвага, дерзость, мало лиричности, забываем, что это девушка? Возвращаемся к вопросу: правомерен ли выбор И.Ильинского на роль Кутузова? аргументы "за" и "против". Подчеркнуть глубину психологической характеристики. Вывод: глубинный поиск характера не противопоказан комедии. Литература о фильме: 1. Рязанов Э. Эти несерьезные, несерьезные фильмы. М., 1977. 2. Рязанов Э. Грустное лицо комедии. М., 1977. 3. Максимова В. Питомцы славы // Искусство кино, 1962, № 12. 4. Лунден В. Недаром помнит вся Россия // Сов. экран, 1962, № 11. - 47 - О фильме "Семеро смелых" Авт. сцен. С.Герасимов в Ю.Герман, реж. С.Герасимов, оп. В.Величко, худ. В.Семенов, комп. В.Пушков. В ролях: Н.Боголюбов, Т.Макарова, И.Новосельцев, О.Жаков, П.Алейников. - Ленфильм, 1936. Материал для вступительного слова Режиссеры и кинокритики о фильме: С.А.Герасимов: "Мне казалось, что дефекты нашего искусства определяются попыткой охватить все огромное. Мне казалось, что главный вред от гигантомании... Я не делал камерной картины. Я делал картину подробную. Я убежден, что сила искусства в подробности видения художника, а не в том количестве свободного времени, которое позволяет ему показать большое количество общих мест. Подробность - это не то слово, которое я хотел бы употребить, оно общо, но под ним надо подразумевать не скрупулезно техническую детализацию, а движение вглубь материала" (Ст. "Как я стал режиссером", 1952). В.И.Пудовкин: "В этом отсутствии фразы, лобовой атаки словом, в недоговоренности, в своеобразной неточности речи заключено большое обаяние. Мне кажется .Герасимову удалось наконец найти путь к поденному соединению достижений немого кино с теми новыми задачами, которые перед нами поставило кино звуковое" (Газета "Кадр", 1936). Л.Ягункова: «Сколько раз, подобно героям фильма, и членам съемочной группы приходилось пробиваться через внезапную пургу, сколько раз в поисках натуры они совершали многокилометровые переходы по нехоженой земле... Эти экспедиции не только сдружили людей, они определили творческий коллектив как обычный трудовой коллектив молодых энтузиастов, и это создало в груше ту особую созидательную атмосферу, что способствовала пониманию принципов единой творческой школы. Той самой школы, которая помогла сделать - 48 – поистине новаторскую картину... Бак ни возрос интерес к человеческой личности в кинематографе..., но, пожалуй, до Герасимова еще никто не задавался целью воспроизвести жизнь в тех детальных подробностях человеческого существования, в которых воспроизводит ее художественная проза... Главным объектом и критерием художественного осмысления действительности ему виделся человек. Обычный, на первый взгляд, ничем не примечательный, и вместе с тем способный тронуть за живое, разбудить эмоциональную чуткость, сделать то, что в конечном счете и является задачей настоящего искусства -дать пример нравственной высоты" ("Тамара Макарова", 1978). Тезис I: "Семеро смелых" - новое слово в советском киноискусстве, фильм, в котором впервые реализованы творческие принципы школы Герасимова (хотя для Герасимова это, по счету, четвертый фильм). В фильме снималась группа актеров-единомышленников, большинство из них окончило курс Герасимова в Институте сценических искусств (Ленинград), П. Документальная основа фильма: книга Константина Званцева о покорителях Севера, его обращение к молодежи в "Комсомольской правде" (1932 г.). Эпиграф к фильму. - заметка из газеты (строки): "На призыв организовать полярную зимовку откликнулись 409 добровольцев. Из них было отобрано 6. Ш. Атмосфера 30-х гг. в фильме: оптимизм молодости, дух поиска, утверждение новых норм отношений в коллективе. Зимовка в бухте "Радостная", музыкальный лейтмотив фильма - песня "Лейся, песня, на просторе", ставшая "позывными" этих лет. 1У. Герои фильма: люди нового поколения, сформировавшегося в послереволюционные годы (первое послереволюционное поколение). Групповой портрет. Какими они были? Жизнь в условиях сурового - 49 – Севера. Герои предоставлены сами себе. Необходимость все решать самостоятельно, проверка "на прочность". Вопросы к обсуждению: 1. В чем необычность конфликта в фильме? (Человек - природа). Не снижается ли этим напряженность действия? 2. Кто главный герой фильма? (Коллектив полярников, главных героев в общепринятом смысле нет. Насколько это важно для идеи фильма?). 3. Как творческие принципы "школы Герасимова" определили характер игры актеров? (Возможно выделение для более обстоятельного анализа актерской работы Макаровой, или Боголюбова, или Алейникова). Будничный героизм, юмор заземляет патетику; немногословие -новое построение диалога, роль подтекста, мимики. 4. Определите авторскую позицию режиссера С .А. Герасимова: его представление о нравственной норме, о главной задаче художественного исследования жизненных явлений кинематографом (что значит формула "движение вглубь материала"?). 5. Как вы определите общий эмоциональный настрой фильма? Какова в этом плане роль музыки в фильме? Роль "бытового фона?" Роль пейзажей? Примечание: в зависимости от уровня подготовленности класса количество вопросов может быть сокращено. - 50 -
Оператор в кино В феврале основной задачей обсуждения будет знакомство ребят о профессиями оператора и художника. Оператор и художник -"авторы кинематографической реальности" в фильме. Они обязаны соблюдать так называемые пропорции фотографической документальности и условной декорации. О работе оператора ребята уже кое-что знают. Именно такие понятия, как ракурс, или "точка зрения" камеры, длительность и крупность планов - крупный, средний общий - все это как раз и говорят нам о мастерстве того, кто непосредственно снимает фильм. Работа художника в кино заключается в создании эскизов, декораций, костюмов, грима. Эти две профессии неразрывно связаны между собой, т.к. они призваны создать у зрителя иллюзию реальной жизни или, наоборот, мир фантастический, не имеющий ничего общего с реальностью. Тема: Дети войны О фильме "Юнга северного флота" Сцен. Б.Трунин, Э.Тополь, реж. В.Роговой. В ролях: Альгис Аркаускас (Володя), Валерий Рыжаков (лейтенант Новиков), Михаил Кузнецов (мичман Лукьянов), Василий Лановой (отец Володи ) и др. Киностудия им. М.Горького, 1974 г. Основная цель обсуждения: познакомить ребят с основными особенностями работы оператора в кино. Некоторые идейно-стилистические особенности фильма. Доку- - 51 – ментальная основа фильма: в годы Великой Отечественной войны на Соловецких островах, в помещении бывшего монастыря, была школа юнг ; выпускники школы совершили подвиги в морских боях. "Юнга Северного флота" - киноповесть, отличающаяся сдержанностью и суровостью повествования, стремлением точно воссоздать атмосферу времени (это убедительно может быть выявлено при сравнении с другими фильмами о подростках на войне). Здесь почти нот элементов приключенческого фильма (исключение - эпизод захвата вражеского катера - оттеняет особенности стилистики фильма; насколько эпизод органичен в структуре фильма - другой вопрос). Для авторов фильма важно точное определение времени событий (репродуктор военных лет: сводка о событиях за 5 мая 1943 г. - заставка к фильму), достоверность бытовых примет времени (улицы Мурманска военных лет, очереди за хлебом, одежда людей; песня Кл. Шульженко - по заявкам моряков). Тема фильма: подросток и война. Решение ее далеко не однозначно. "Мальчики мужчинами стали в бою" - лейтмотив финальной песни, но есть ли у взрослых мужчин право посылать их в бой (авторская позиция наиболее полно проявляется в словах и поступках лейтенанта Новикова, решают для себя этот вопрос и остальные персонажи фильма). Финал фильма дает решение темы в обобщенно-символическом плане, его детальный анализ важен для понимания идейно-стилистических особенностей фильма. Вопросы для разбора фильма (в комментарии к ним): I. Как начинается фильм? Почему авторам важно подчеркнуть достоверность, документальный характер происходящего на экране? Как заставка к фильму (до титров) сразу вводит в атмосферу тех лет, создает определенный эмоциональный настрой? - 52 - (От анализа деталей подвести к определению авторской установки: достоверность и суровость киноповествования предопределена документальной основой сюжета и сложностью темы). 2. Есть ли в фильме красивые пейзажи? Чем определялся для авторов фильма выбор натуры? Выбор интерьеров, в которых происходят главные события фильма? (Проследить взаимосвязь: тема - авторская позиция - изобразительное решение темы), Кадр - "исключение" - величественная панорама Соловецкого монастыря: материал для комментария есть в самом фильме - юнга цитирует поэтические строки русского историка о Соловецком монастыре. Съемки происходили в монастыре. Суровость, даже аскетизм быта - обстановка не отвлекает, сосредотачивает внимание на хронологии действия, развитии характеров героев. Свинцовое море, скалистые берега - война словно стерла многокрасочность мира, характерную для восприятия юношей). 3. Откуда, какими путями пришли подростки в школу юнг? (более подробен рассказ о Володе), Как рассказывают об этом их оны? Почему пытались убежать из школы Хантырин в Будайло? Можно ли уберечь этих ребят от войны (что значит право на отмщение?). (Ночью, в снах, воскресает ужас пережитого. Лейтенант будит ребят, чтобы вырвать их из этого ужаса. Было ли запланировано это ночное учение заранее? Что отвечает отец Володи на слова начальника училища "еще есть время забрать мальчика"? Как понять ответ Володи: "Учиться не хочу, но буду"? Чем определяются все действия, стремления подростков? - Скорее попасть в действующие военные части. Недетское представление о долге, понимание слова надо. Значение основ как художественного приема (лаконизм и вырази- - 53 – тельность средства психологической характеристики). 4. Какова роль в фильме взрослых героев? Можно ли считать естественным, что воинами становились юноши 15-16 лет? Что думают по этому поводу взрослые герои фильма? Как пытаются они уберечь подростков (если нельзя иначе - нужно как можно лучше подготовить их к военной службе)? Почему Новикова, который старше этих ребят всего на пять-шесть лет, юнги называют "батей"? Как они относятся к мичману? (Идти от анализа эпизодов, диалогов. Трижды обсуждался побег Хантырина и Будайло - у командира, на собрании и в беседе с мичманом. Что оказалось наиболее убедительным? В чем особенность аргументов мичмана? Почему мичман сам пошел с Новиковым и ребятами на опасное задание? Как он погибает? - Главное во всех его действиях - оберечь ребят. Почему лейтенант Новиков не смог оставить ребят, уйти из училища? И уходит на фронт только с выпуском своей учебной роты? Что отвечает он на вопрос: "Тебе не страшно за них?". Смысл эпизода: Новиков и юнги прыгают в огонь. Почему в последней сцене - в госпитале - лейтенант и Володя разговаривают как равные? Деталь: они прощаются тем же жестом, как прощался Володя с отцом. Как выдержали ребята испытание боем? Воины? - да. Почему авторам важно подчеркнуть, что во многом они остаются мальчишками? В каких эпизодах проявляется их мальчишество? (Работа на поливке огорода: повод для драки, неожиданное ее прекращение, пляска под дождем. Кто прав: завхоз или ребята, нарушившие бессмысленный приказ? Эпизод "В гостях у Ани": попытка "играть во взрослых", мечты Будайло о большой семье. Как это связано с войной? - Нужно много-много детей, чтобы назвать их, как всех погибших родных (мальчик называет имена). Последний эпизод: игра в футбол. (Пехота побеждает моряков - надо помочь! Реакция водителя машины: - 54 -"Пацаны!"). 6. Как в финале фильма реальные действия ребят, играющих в футбол, незаметно переходят в обобщение? В чем символичность такого обобщения? Какими художественными средствами это достигается? Какова роль стоп-кадров? (Падающий в игре или сраженный пулей?). Роль рапида (замедленной съемки, придающей изображению характер ирреальности)? Стоп-кадр - групповой портрет (как на памятной фотографии) и песня, в которой рефреном идут слова: "Мальчики, не верьте, что у нас уже нет..." (так звучит обращение погибших на войне, хотя в самом фильме герои не погибают). Это обращение к зрителям - сегодняшним мальчикам: "Мальчики, вы наши найдете следы... Если тревожный час Вы позовете нас. Мы рядом встанем, В одном строю. Не забывайте нас! Не забывайте! (Этот призыв повторяется четыре раза) (Так фильм, начавшийся как достоверное повествование о реальных событиях, в финале поднимается до поэтического обобщения). Юность и война несовместимы. Те ребята, юнги Северного флота, не могли иначе: они должны были взять в руки оружие. Победа оплачена дорогой ценой. Об этом нельзя забывать. На Земле не должно быть войн). - 55 - Ж анр научной фантастики
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |