Житьи. Житьи – это новый термин, люди этой категории стояли между «меньшими» и «великими» боярами, но ближе к первому.
Реферат «Новгородская и Псковская феодальные республики: социальный строй и народные движения XIV – XV веков» Содержание Введение 1. Социальный строй 2. Народные движения 3. Содержание ереси стригольников 4. Присоединение Новгорода Иваном III Заключение Список используемой литературы
Введение
Традиционно считают Псковскую землю частью Новгородской республики, из-под власти которого Псков долго высвобождался, этот процесс закончился лишь в XIV веке признанием независимости Пскова. «Со времен Н.М. Карамзина в литературе утвердилось мнение, что Псков приобрел гражданскую независимость в результате заключения так называемого «Болотовского» мира с Новгородом.»[1] В 1348 году Новгород признал Псков «младшим братом», отказался от права суда над псковичами и назначать своих посадников. XIV – XV века – время расцвета Пскова. За этот период город вырос в несколько раз. Великий Новгород имел большое влияние на Псков, в связи с этим в данном реферате будут описываться события в Новгороде, подразумевая схожесть процессов Новгорода и Пскова. Социальный строй
Бояре. Вершиной Новгородской социальной лестницей являлось боярство. Оно претерпело длительную эволюцию, прежде чем стало ярко выраженным сословием. «Путь боярства отражает процесс феодализации.»[2] Со второй половины XIII века упоминаются «лучшие», «вятшие» бояре. Но уже в XIV веке исчезают всякие намеки на дифференциацию и речь идет просто о боярах. «Под «меньшими» следует понимать ту часть феодалов-вотчинников, которые были лишены права участия в высшем республиканском управлении и противопоставлялись «вятшим» боярам, а в дальнейшем совеем развитии выделили из себя категорию житьих.»[3] Также выделяют еще одну категорию – «земские бояре». Скорее всего они не имели дворов в Новгороде, сфера их деятельности ограничивалась рамками своей провинции. «Только в исключительных случаях земские бояре выступали на общеновгородской арене.»[4] С XIII века упоминается особая группа – дети посадников и тысяцких, которые занимались выполнением военных, дипломатических и административных поручений. Купцы. Купец был полноправным влиятельным гражданином, как правило выделялся из массы жителей Великого Новгорода. Купец мог пользоватьс япривилегиями в области суда и повинностей. Купечество участвовало в городском вече и добивалось права самостоятельно решать свои дела. Купцы формировали свои общины. «Наиболее влиятельной из них была Ивановская купеческая община, так называемое «Ивановское сто».[5] Она обладала самоуправлением. Но существовали и другие купеческие объединения, которые формировались по предмету или месту торговли. «Ивановское сто» было организацией купцов, которой управляли старосты. Вступление в сотню сопровождалось вкладом. Не обнаруживалось никаких сообщений о том, что лицам, не входившим в сотню, запрещалось торговать, но развитие сотенной системы делало их неспособными к серьезной конкуренции. Ремесленники. Мастеровые люди составляли основную массу населении. Нет прямых указаний на объединения мастеровых людей. «Однако исследователи единодушны во мнении, что какие-то объединения по производственному принципу существовали.»[6] он о форме и характере таких объединений приходится только догадываться. Скорее всего они носили артельный характер и состояли из старосты или мастера и рядовых рабочих. Кончанская организация концентрировалась вокруг бояр и втягивала ремесленников в борьбу боярских кланов. Ремесленники не были однородной группой. Верхушка новгородских мастеровых тяготела к богатым кругам, а основная масса составляла угнетаемое большинство населения. Привилегированную группу могли составлять мастера, старосты, владельцы мастерских. Крестьяне. Феодалы с давних времен были управителями и судьями для своих крестьян, в силу дарованных им привилегий. С XIV века постепенно возникают такие же привилегии и у частных землевладельцев. С течением времени не только земля, но и сами крестьяне становились владением феодала. На месте свободного крестьянина, подлежащего суду посадника и князя, теперь это «посадский человек», который судим посадским чиновником. Боярин и крупные землевладельцы становится приравненным в судных правах к монастырю. Холопы. Незначительные в Новгородской земле запашки обрабатывались трудом холопов. Оседая на земле, постепенно они сближались с другими слоями населения. Холопы обслуживали домашнее хозяйство, а иногда работали на рынок. Холопы пополнялись из рядов пленных. К XV веку указанный источник иссякает в связи с чем происходит отпуск без откупа, взаимообмен пленными, а так же запрещается внешняя и внутренняя торговля. Житьи. Житьи – это новый термин, люди этой категории стояли между «меньшими» и «великими» боярами, но ближе к первому. «Житьи люди – социальное новообразование XIV – XV веков.»[7] Житьи связаны с концами в отличии от купцов, которые образовывали свое «сто». Житьи не занимали постов посадника и тысяцкого. Купец, который приобретал землю, приближался к житьим. Народные движения
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |