Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая роль монарха



2020-02-04 245 Обсуждений (0)
Политическая роль монарха 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I . Формирование должности главы государства – монарха Великобритании……………………………………………………………………5

Английская монархия

Престолонаследие

Регентство

Глава II . Конституционные полномочия и прерогативы монарха. Фактическая роль монарха……………………………………………………..............................10

Политическая роль монарха

Глава III . Взаимоотношения главы государства Великобритании с другими

органами государственной власти высшего уровня……………………...….......16

Общие особенности организации системы высшей государственной власти в Великобритании

        3.2 Механизм принятия новых законов

Заключение…………………………………………………………………….......24

Список использованных источников…………………………..………………26

Введение

Великобритания в политическом плане является конституционной монархией. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии 1701 года. Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Правом на престол обладают только протестанты[1]. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх – важный символ национального единства. Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества.

Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии. Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин; имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом, однако последний раз это право было применено в 1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; монарх имеет право назначать и освобождать от должности премьер-министра и министров, но следуя сложившемуся за 200 лет конституционному обычаю, глава государства назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, а министров – по предложению главы правительства.

Только монарх имеет право досрочно распускать Палату общин, хотя в действительности согласно конституционному обычаю это всегда делается по решению правительства и премьер-министра.

Королева возглавляет Содружество наций, в состав которого входят 54 государства. Королева является главой государств ряда стран Содружества (о-ва Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Канада, Гренада, Ямайка, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, о-ва Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, о-ва Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы о-ва и Тувалу), где королеву представляют генерал-губернаторы. Порядок наследования короны определяется нормами прецедентного права и рядом законодательных актов.

Целью данной работы является определение особенностей конституционно-правового статуса монарха Великобритании.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть исторические условия формирования должности монарха в Великобритании;

2. охарактеризовать конституционные полномочия и прерогативы монарха в Великобритании;

3. изучить особенности взаимоотношений главы государства Великобритании – монарха с другими органами государственной власти.

Для написания курсовой работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов.

 

 


 

Глава I.

Формирование должности главы государства – монарха Великобритании

Английская монархия

Монархи были на Британских островах ещё до римлян, покоривших «царей кельтов» и сделавших Британию частью их империи. В V веке римляне ушли. В Британии высадились англы, саксы, юты и образовали королевства, семь сильнейших упрощённо назывались гептархия. Каждое королевство имело отдельного монарха.

После набегов викингов[2] королевство Уэссекс стало доминировать. Альфред Великий (занял трон в 871) объединил под своей властью ряд соседних с Уэссексом англосаксонских королевств, и стал называться «король англосаксов». После его смерти Англия стала опять трещать по швам. В 1066 г. норманн Вильгельм I Завоеватель завоевал Англию.

Внук Вильгельма I, Стефан Блуаский попытался захватить трон, но его право оспорила внучка Вильгельма I от другого сына, Матильда. В результате, Стефан согласился сделать своим наследником её сына Генриха, который, в 1154 г., и стал первым монархом династии Анжу или Плантагенетов. Генрих расширил королевство завоеванием Ирландии, и передал её своему сыну Иоанну, который правил ею как «лорд Ирландии».

В VIII-XV веках господствующей формой государственного устройства в Европе становится монархия. В большинстве стран она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с сепаратизмом[3] крупных феодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий. Сословно-представительные учреждения возникли в результате сотрудничества королевской власти, рыцарства и горожан – сословная монархия.

Англия - страна давних гражданских свобод, старейшего парламента и еще более почтенной по возрасту монархии. В обществе, где ценятся вековые традиции, монархия является одним из популярных государственных институтов.

К VIII веку из раздробленных удельных владений на Британских островах сложилась единая держава с относительно централизованным управлением во главе с королем. С тех пор ритуал коронации сохранился до сегодняшнего дня.

С конца XIII века ведет свое начало парламент как учреждение, призванное выступать от имени королевских подданных, выражать их чаяния, не обязательно совпадающие с мнением короны.

На протяжении веков политическая обстановка в стране характеризуется отношениями складывающимися между королем и парламентом.

В течение трех-четырех столетий - до буржуазной революции середины
XVII века - Парламент то являлся орудием против всевластия монарха, то использовался последним в борьбе против стремившихся утвердить свое владычество феодалов. Для Англии характерен резкий антагонизм[4] между королевской властью и крупными феодалами. Последние из-за честолюбивых замыслов не раз доходили до насильственного устранения неугодных монархов, сажая на трон своих ставленников. Однако и монархи пытались опираться на Парламент в борьбе против властолюбивой знати.

 

 

Престолонаследие

Наследование, согласно Акту 1701 г., определяется по кастильской системе[5], в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей — старшей дочери [10, с.269]. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя Королева Елизавета II, принадлежащая к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VII, который в 1936 г., чтобы жениться на американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего Королем Георгом VI. Его дочерью и является царствующая Королева. Она — 42-й английский монарх и 6-я Королева.

Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его нисходящих членов королевской семьи будет наследовать трон. В частности, Елизавета II в связи с неудачной семейной жизнью своего старшего сына — первого наследника престола — подумывает о том, чтобы назначить в качестве такового старшего внука или младшего сына.

Первым наследником престола считается старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница), например, младший (следующий по возрасту за первым наследником) сын или старшая (единственная) дочь монарха.

Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу - консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако полномочий монарха не имеет.

В британских официальных документах и доктринальных произведениях институт монарха часто обозначают термином Корона».

Регентство

Согласно Актам о регентстве[6] 1937 и 1953 гг., власть не достигшего 18 лет монарха, либо физически или душевно недееспособного, должна выполняться регентом. Недееспособность монарха должны подтвердить минимум три лица из следующих: супруг Суверена, лорд-канцлер, спикер Палаты общин, лорд верховный юрист (Lord Chief Justice), и хранитель свитков. Для завершения регентства, необходима декларация также трёх из этих же лиц.

Когда регентство необходимо, следующий подходящий по линии наследования член королевской семьи становится регентом; парламентское голосование или какая-то ещё процедура не нужна. Регент должен быть старше 21 года (18 в случае прямого наследника или иного), иметь британское подданство, и быть жителем Великобритании. По этим правилам единственным регентом был будущий Георг IV, который правил, когда его отец Георг III сошёл с ума (1811—1820).

Однако Акт о регентстве 1953 говорит, что если преемник королевы нуждается в регентстве, принц Филипп, герцог Эдинбургский (муж королевы) будет регентом. Если в регентстве будет нуждаться сама королева, регентом будет следующий в линии правления (кроме детей и внуков королевы — тогда регентом будет принц Филипп).

Во время временной физической неспособности или отсутствия в королевстве, Суверен может делегировать свои функции Советнику Государства, супругу либо первым из четырёх подходящим по линии наследования. Требования к государственному советнику те же, что для регента. В настоящее время, государственных советников пятеро:

· принц Филипп, герцог Эдинбургский,

· Чарльз, принц Уэльский,

· принц Вильям Уэльский,

· принц Гарри Уэльский и

· принц Эндрю, граф Йоркский.

 

 

Глава II.

 Конституционные полномочия и прерогативы монарха. Фактическая роль монарха

Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, т. е. его как бы прирожденных исключительных прав, не производных от решений Парламента. Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую.

Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лист[7] (в 1995 г. выплаты по нему составили 7,9 млн. ф.ст.). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако в начале 90-х гг. Елизавета II добровольно от этого отказалась. Отказалась она и от специальных самолетов и пользуется теперь рейсовыми.

В связи с политической прерогативой следует указать, что монарх является составной частью Парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания палат без специального приглашения Королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской прерогативы, состоит в том, что именно Королева открывает каждую осень очередную сессию Парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной Правительством тронной речью. В ней излагается очередная программа Правительства.

Прерогатива включает право санкционирования законов, принятых обеими палатами Парламента, а также связанное с ним прерогативное право абсолютного вето в отношении законов Парламента, которое, как отмечалось выше, с 1707 г. не используется.

Прерогатива включает и право Королевы распускать Палату общин [4, с. 89].

Что касается отношений Королевы с Правительством, то сердцевина последнего — Кабинет — возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета монарха. Тайный совет состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов, насчитывая более 420 человек. В полном составе он собирается в особо торжественных случаях, а вообще кворум в нем составляют три члена. Формально существуя как совещательный орган при монархе, Тайный совет созывается на заседания по решению Королевы чаще всего в случаях принятия ею актов, имеющих юридическую значимость: прокламаций[8] в Совете и приказов (orders) в Совете. Прокламации принимаются по вопросам объявления войны и заключения мира, созыва Парламента, объявления перерыва в его работе и роспуска Палаты общин. По другим вопросам издаются приказы в Совете, которые доктриной подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

Королева назначает Премьер-министра, однако, как правило, она при этом не свободна, ибо вынуждена назначить лидера партии, имеющей большинство мест в Палате общин. В противном случае, не имея доверия Палаты, Правительство вообще не смогло бы работать. Иногда, однако, оказывается, что победившая на выборах партия затрудняется с определением своего лидера, и в этих случаях монарх принимает решение по своему усмотрению. Таким образом в 1957 г. Елизавета II назначила Премьер-министром Г. Макмиллана, а в 1963 г. — А. Дугласа-Хьюма, которые именно в силу этого назначения стали лидерами партии консерваторов. После отставки А. Идена, вызванной Суэцким конфликтом[9], в Консервативной партии оказались два равноценных претендента на пост премьер-министра – Макмиллан и Батлер. Королева получила возможность выбора, но предпочла обратиться за советом к старейшим государственным деятелям: У. Черчиллю[10] и лорду Солсбери. Умудрённые опытом консерваторы дали, с их точки зрения, добрый совет  своей Королеве, в соответствии с которым она назначила премьер-министром Г. Макмиллана. Впоследствии, выступая в 1959 г. в Вудфорде, У. Черчилль с большим удовлетворением поведал своим слушателям: « Я рекомендовал мистера Макмиллана и был восхищён, что моему совету последовали»[13].

Более того, в 1974 г. результаты выборов в Палату общин не дали ощутимого преимущества ни одной из партий, и Королева сама приняла решение о сформировании Правительства лейбористами. Королеве принадлежит и право назначения министров. Правительство действует от имени Короны, это — Правительство Ее Величества.

В судебной сфере монарх назначает судей, ему принадлежит право амнистии и помилования.

Монарх — главнокомандующий Вооруженными силами, хотя воинское звание самой Королевы — полковник. Она назначает высших должностных лиц в вооруженных силах, присваивает звания офицерам армии, авиации и флота, награждает знаками отличия.

Королева возглавляет Содружество (Commonwealth), включающее около 50 государств, из которых 17, в том числе Канада, Австралия и Новая Зеландия, признают Елизавету II и своим главой государства. Она промульгирует[11] конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от ее имени. Содружество — это своеобразная экономико-правовая форма связи Великобритании с ее бывшими колониями.

Во внешнеполитической сфере Королеве принадлежит также право назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира.

Наконец, своеобразие статуса британской Королевы заключается в том, что она, как мы уже отметили, возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую — в Шотландии. В этом качестве она назначает церковных иерархов Церкви Англии.

Все акты Королевы подлежат контрасигнатуре Премьер-министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701 г. Тем самым ответственность за акты Королевы, исходя из формулы «Король не может быть неправ», выражающей принцип неответственности монарха, несет Правительство.

 

Политическая роль монарха

Теоретически полномочия монарха обширны, на практике они ограничены. Суверен действует в рамках конвенций и прецедентов, почти всегда пользуясь королевскими прерогативами по совету премьер-министра и других министров. Те же ответственны перед Палатой общин, избираемой народом.

Суверен ответственен за назначение в случае необходимости нового премьер-министра; формальное назначение происходит на церемонии, называемой поцелуй рук (Kissing Hands). В согласии с написанной конституционной конвенцией, Суверен назначает лиц, которые смогут получить поддержку в Палате общин: обычно это глава партии большинства в этой Палате. Если партии большинства нет (маловероятный случай из-за английской First Past the Post избирательной системы), две или более групп могут сформировать коалицию и её глава станет премьером.

В «подвешенном парламенте» (hung parliament) если ни одна партия или коалиция не имеет большинства, монарх получит больше поддержки своему выбору премьера. Например, Вильсон Гарольд стал премьером после общих выборов 1974, где его Лейбористская партия не получила большинства. (Вместо досрочных выборов по инициативе правительства меньшинства, монарх имеет право задержать роспуск парламента и позволить партиям оппозиции сформировать коалиционное правительство.) Но Гарольд Вильсон инициировал роспуск парламента и досрочные выборы, на которых лейбористы получили большинство.

Суверен назначает и отправляет в отставку Кабинет и прочие министерства по совету премьера. То есть это премьер сейчас определяет состав Кабинета.

Теоретически монарх может отправить премьера в отставку, но конвенции и прецедент это запрещают. Последний уволивший премьера монарх — Вильгельм IV, в 1834. На практике срок премьера завершается только с его смертью или отставкой. (При некоторых обстоятельствах, премьер-министр должен подать в отставку.)

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и тоже регулярно с другими членами Кабинета. Монарх может выразить своё видение, хотя в конечном итоге должен принять решения премьера и Кабинета. Конституционный мыслитель XIX века Уолтер Бейджхот подытоживает эту концепцию как «Суверен при конституционной монархии имеет три права: консультироваться, поощрять и предостерегать».

Монарх имеет сходные отношения с автономными правительствами Шотландии и Уэльса. Суверен назначает Первого министра Шотландии, но по выдвижению Шотландского парламента. Первый министр Уэльса, с другой стороны, напрямую избирается Национальной ассамблеей[12] для Уэльса. В делах Шотландии, Суверен действует по совету Шотландского Исполнительного Органа (scottish executive). В делах Уэльса, Суверен действует по совету премьера Великобритании и Кабинета, ибо автономия Уэльса ограничена. (Северная Ирландия сейчас не имеет автономного правительства; ассамблея и исполнительный орган распущены.)

Суверен также играет роль главы государства. Клятва верности совершается Королеве, а не Парламенту или нации. Более того, гимн Британии — Боже, храни Королеву(или соответственно Короля). Лицо монарха изображается на почтовых марках, монетах, на банкнотах, которые выпускает Банк Англии (банкноты других банков, Банка Шотландии и Банка Ольстера, без изображения Суверена.)

Глава III.

 Взаимоотношения главы государства с другими органами государственной власти высшего уровня

Британская форма правления представляет собой парламентарную монархию, а государственный режим — систему кабинета, или министериализм[13]. Хотя III. Монтескье считал Англию образцом системы разделения властей, не менее авторитетный специалист в области английского конституционного права У. Бейджхот высказывал мнение о том, что государственный механизм Соединенного Королевства основан не на разделении властей, а на соединении законодательной и исполнительной ветвей власти. В основных своих чертах разделение властей в современном Соединенном Королевстве существует, причем не только формально, но и на деле. Справедливости ради следует отметить, что этому способствуют активно проводимые в последние годы лейбористским Правительством реформы государственного механизма [12, с. 67].

Монарх является равноправным участником законодательного процесса, и продолжает считаться главой исполнительной власти: назначает и смещает министров, а также всех гражданских служащих, которые состоят «на службе Его Величества». На деле же, безусловно, монах (ныне Королева Елизавета II) не участвует столь явно в государственном управлении.

Кроме этого, не следует игнорировать нравственное воздействие на общество позиции монарха как верховного главы нации, стоящего над партийной борьбой [9, с. 32].

 

 



2020-02-04 245 Обсуждений (0)
Политическая роль монарха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая роль монарха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)