Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальная резервная банковская система Украины «НБУ».



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Национальная резервная банковская система Украины «НБУ». 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Тема взаимоотношений национального банка и министерства фи­нансов довольно деликатна. Во мно­гих странах центральный банк явля­ется реально независимым от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в Германии).

Национальный банк Украины (НБУ) организован в 1991 г. на ба­зе бывшей Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее областных управлений. Он представляет собой систему единого байка и включает центральный аппарат, расположенный в г. Киеве, центральное республиканское и 24 областных управления НБУ действуют от его имени в пределах предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка, функциональным подразделениям НБУ принадлежат вычисли­мые, расчетно-кассовые центры, региональные и центральные палаты. Структурным подразделением национального банка выступает аппарат инкассации.

Руководящим органом Национального банка Украины является собрание, состав которого назначается Президиумом Верховного Совета Украины. Председатель Правления избирается Верховным Советом Украины по представлению Председателя Верховного Со­вета сроком на четыре года.

Национальный банк Украины не является независимым. Он под­отчетен Верховному Совету и оперативно подчинен Кабинету Мини­стров Украины. Председатель Правления НБУ входит в состав Кабинета Министров. Верховный Совет ежегодно утверждает основ­ные направления денежно-кредитной политики, а также рассматри­вает отчет о работе Национального банка Украины и утверждает распределение его прибыли. Кроме того, в течение 1992- 1993 гг. Верховный Совет Украины практиковал принятие решений, опреде­ляющих оперативную деятельность НБУ: увеличение общих объ­емов кредитования, выдачу целевых кредитов на пополнение обо­ротных средств, погашение задолженности предприятий государст­венного сектора, ссуд сельскому хозяйству и др. Политика Нацио­нального банка, его оперативная деятельность по денежно-кредитному регулированию координируется с программой действий и практикой работы Кабинета Министров Украины. Со второй половины 1993 г. НБУ совместно с Кабинетом Министров начал устанавливать, официальный валютный курс национальной валюты — украинского карбованца.

- Законодательство Украины предопределило построение ее бан­ковской системы в соответствии с двухуровневым принципом организации, национальный банк является банком первого уровня. Он выполняет традиционные функции, характерные для центрального банка государства: является эмиссионным и расчетным центром го­сударства, банком банков и банкиром правительства. Национальному банку Украины предоставлено монопольное пра­во на выпуск денег в обращение. Казначейство Министерства фи­нансов Украины не имеет права эмиссии денег и осуществляет финансирование государственных расходов в пределах поступивших доходов в бюджет, а также полученных кредитов. Этим самым обес­печена кредитная основа совокупного денежного оборота Украины.

На Национальный банк Украины возложена ответственность за создание материально-технической базы производства собственной валюты, выпущенные в обращение в начале_1992-г. денежные знаки - украинские карбованцы-(купоны), а также гривны были изготов­лены за рубежом, Он определяет организационно-технические ос­новы осуществления налично-денежного оборота:

правила хранения, перевозки и инкассации денежной налично­сти;

 правила выполнения кассовых операций банками и хозяйствую­щими субъектами;                                 

 создает и управляет резервными фондами банкнот и монеты;  

 устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков.

Как расчетный центр страны Национальный банк устанавливает с правила проведения безналичных расчетов хозяйствующими субъектами, а также организует расчеты между коммерческими банками в Украине. Он представляет интересы государства в отношениях с у центральными банками других стран, в международных финансовое кредитных учреждениях. Важной задачей банка выступает налаживание системы международных межбанковских расчетов и в первую очередь — со странами СНГ. Устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков, выдает лицензии на ведение валютных операций, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков на терри­тории Украины. Как банк банков он ведет счета коммерческих бан­ков, осуществляет их расчетно-кассовое обслуживание, предостав­ляет кредиты коммерческим банкам, устанавливает правила функ­ционирования межбанковского кредитного рынка в Украине. Национальный банк организует кассовое выполнение бюджета банковской системой Украины, предоставляет кредиты правитель­ству. На него возложено выполнение операций по размещению ценных государственных бумаг.

Обслуживание и выдача кредитов правительству осуществляется согласно решениям Верховного Совета Украины. НБУ запрещено финансировать дефицит государственного бюджета. Кроме того, на Национальный банк возложено выполнение операций, связанных с функционированием валютного рынка Украины. Он, по согласованию с Кабинетом Министров Украины, устанавливает официальный валютный курс национальных денег, создает валютные резервы, организует операции с монетарными металлами

На НБУ возложено регулирование банковских операций связан­ных с обращением приватизационных ценных бумаг, установлением форм безналичных депозитов, эмиссия приватизационных бумаг, установление условий их хранения, учета и погашения.

Основной экономической задачей банка является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. На ее решение направлена создаваемая им система денежно-кредитного регулиро­вания.

Национальный банк Украины отказался от использования харак­терной для банковской системы бывшего СССР системы кассового планирования, определявшего оборот денег через кассы банков, и жесткого регулирования наличие денежных операций в хозяйстве как форм прямого директивного управления денежным обращени­ем. Объектом регулирования выступает не налично-денежный, а совокупный денежный оборот. Для его оценки используется при­нятые в мировой практике показатели денежной массы (М1, М2, МЗ) и скорости обращения денег. Вместо ограничения объемов кредитных вложений коммерческих банков посредством установле­ния лимитов, плановых размеров кредитования Национальный банк  в отличие от Российской Федерации, использующей форму бумажных привати­зационных чеков, в Украине была внедрена форма «ваучерной» безналичной при­ватизации: открытие гражданам Украины приватизационных счетов за балансами коммерческих банков.

Начал использовать методы косвенного воздействия, осуществляемую коммерческими банками депозитную эмиссию.

Это означало переход от административного к экономическому ограничению объемов кредитных и других активных операций коммерческих банков — их ограничение величиной мобилизованных кредитных ресурсов. Такой переход потребовал ликвидации прижившейся в банковской системе бывшего СССР системы межбанковских расчетов по счетам меж филиальных оборотов (МФО) внедрения расчетов между коммерческими банками через их корреспондентские счета, открытые в Национальном банке. Налаживание контроля НБУ за осуществляемой коммерческими банками кредитной эмиссией потребовало изменения системы кассового исполнения бюджета, перехода от финансирования расходов государственного бюджета на кредитной основе, за счет осуществляемой коммерческими банками согласно бюджетным поручениям Минфин Украины кредитной эмиссии к его проведению в соответствии реально полученными доходами. Методы воздействия, которые используются Национальным банком Украины для проведения в жизнь денежно-кредитной политики, находятся в процессе становления.

Возможности использования операций на открытом рынке ограничены неразвитостью рынка ценных бумаг в Украине. Государственные ценные бумаги на рынке ценных бумаг отсутствуют. Министерство финансов Украины не осуществляло эмиссию ценных бумаг. Государственные ценные бумаги бывшего СССР изымаются из обращения. Обязательства по размещенной среди юридических лиц республиканской внутренней 10-процентной ссуде Украины с 1990 г. на вторичном рынке не обращаются. Возможности осуществления покупки и продажи негосударственных ценных бумаг в отношениях НБУ и коммерческих банков Украины не определены.  

Характерное для операций на открытом рынке воздействие и объем ликвидных платежных средств межбанковского оборота используется при осуществлении Национальным банком операций по покупке и продаже иностранной валюты. Осуществляя скупку иностранной валюты, НБУ увеличивает объем ликвидных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, что увеличивает их возможности по выдаче кредитов и осуществлении других активных операций. Продажа валюты Национальным банком приводит к сокращению остатков корреспондентских счетов и побуждает коммерческие банки к сокращению, активных операций, однако состояние валютного рынка Украины в 1993 в начале - 1994 гг. не позволяло широко использовать этот инструмент регулирования.

На практике работы НБУ активно используются такие методы де­нежно-кредитного регулирования, как:

рефинансирование (учетная и кредитная политика);

регулирование норм обязательных резервов;

регулирование ликвидности коммерческих банков.

 

Причины столь высоких темпов инфляции в известной мере обусловлены недостатками в проведении денежно-кредитной поли­тики. Сказались организационно-технические трудности становле­ния межбанковских расчетов и задержка внедрения нового порядка кассового исполнения бюджета (он начал функционировать только с 1 июля 1993 г.), что не позволяло наладить эффективное регули­рование депозитной эмиссии коммерческих банков со стороны На­ционального банка Украины. Слабой оказалась финансовая поли­тика государства. Дефицит государственного бюджета за 1992 г. составил 18, 1 % от валового внутреннего продукта (ВВП), а за 1993 г. — около 13 %. Это в условиях, когда на 1992 г. планировал­ся практически бездефицитный бюджет, а на 1993 г. Верховным Советом Украины был первоначально утвержден бюджет с дефици­том 6,2% ВВП.

Там не менее, более низкие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста цен в течение 1993 г. свидетельствуют о том, что в основе развития инфляции лежали немонетарные факто­ры. Инфляция в Украине в основном протекала в форме «инфля­ции издержек». Ее вызвали монопольное поведение производителей, спад производства и общее снижение его эффективности. Воздей­ствие этих факторов оказалось особо чувствительным ввиду особен­ностей структуры экономики Украины: высокого удельного веса

(около 3/4) производства средств, производства, преобладание тя­желой и добывающей промышленности. Правительство отказалось от использования системы жестких бюджетных ограничений в от­ношении предприятий-производителей. Посредством бюджетной, налоговой, кредитной политики оказывалась поддержка предприя­тиям государственного сектора, сельскохозяйственных товаропро­изводителей. Несмотря на принятие еще в 1992 г. Закона о банкрот­стве, этот метод санации экономики практически не использовался. Широко внедренная с конца 1992 г. система государственного регу­лирования цен сама выступала дополнительным фактором раскру­чивания инфляции, придавая ей наиболее разрушительный скачко­образный характер. На наличие значительного потенциала дальней­шего развития инфляции издержек в Украине указывает значи­тельное превышение темпов роста оптовых цен по сравнению с рос­том розничных цен на потребительские товары и услуги в течение 1993 г.

, Эмиссионные операции Национального банка Украины — форма реализации его монопольного права на выпуск денег в обращение. Они являются составным элементом системы регулирования налично-денежного оборота, который включает два основных уровня ор­ганизации: регламентацию кассовых операций банков и регламента­цию кассовых хозяйствующих субъектов.

С целью обеспечения оперативного решения вопросов, связан­ных с осуществлением эмиссии наличных денег, во всех управлени­ях НБУ организованы резервные фонды Национального банка Ук­раины — остатки национальных денежных знаков, находящихся вне обращения. Резервные фонды создаются также при некоторых фи­лиалах коммерческих банков — как правило, в прошлом отделений специализированных государственных банков (банка «Украина» и Укрсоцбанка). Средствами, находящимися в резервных фондах, распоряжаются правление, Крымское республиканское и областные управления НБУ. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резерв­ные фонды). Эта операция и означает эмиссию — выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обраще­ния. Эта операция, в соответствии с правилами кассового регулиро­вания, осуществляется автоматически — при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

Правление Национального банка Украины утверждает лимит оборотных и операционных касс управлением НБУ в Республике Крым, областях и г. Киева в целом по стране, области, городу, расчетно-кассовому центру Национального банка. В пределах этих ли­митов начальники управлений НБУ устанавливают лимиты оборот­ных и операционных касс, расположенных на территории филиалов коммерческих банков. При этом учитываются:

объемы кассовых оборотов учреждений банков;

наличие при учреждениях коммерческих банков резервных фон­дов;

условия перевозки наличности между учреждениями банков.

Учреждения коммерческих банков, у которых фактические остатки средств в оборотной (операционной) кассе на конец опера­ционного дня превышают установленный лимит, обязаны изъять сверхлимитный остаток из кассы и переместить соответствующую сумму денежных знаков в резервные фонды. Учреждения банков, у которых нет резервных фондов, обязаны учитывать сверхлимитный остаток на отдельном балансовом счете и хранить соответствующую сумму денежных знаков отдельно от денег, находящихся в опера­ционной кассе.

Об изъятии денег из обращения в тот же день информируется управление Национального банка высылкой телеграфного авизо. На сумму денег, изъятых из обращения, средства зачисляются на корреспондентский счет филиала коммерческого банка. При выда­че наличных денег коммерческому банку Национальный банк списывает соответствующую сумму с его корреспондентского счета. Эмиссия наличных денег осуществляется в форме подкрепления операционных (оборотных) касс учреждений коммерческих банков. Разрешение на осуществление эмиссии дает начальник управления НБУ или иное лицо, уполномоченное распоряжаться резервными фондами. Разрешение оформляется в виде эмиссионных телеграмм, содержание которых соответствующим образом кодируется. Оно дает право на перемещение определенной суммы денежных знаков из резервных фондов в оборотную кассу или на использование сверхлимитного остатка денег, хранящегося в учреждении банка. Для получения разрешения руководитель учреждения коммерче­ского банка, у которого в ближайшие 2-3 дня возникает потреб­ность в подкреплении кассовой наличностью, должен обратиться к начальнику управления НБУ.

При отсутствии нужной суммы сверхлимитных остатков или не­достатке средств в резервных фондах учреждения банков получают подкрепление из оборотных касс управлений Национального банка.

Сверхлимитные остатки денег, превышающие внутри месячную потребность в дополнительных кассовых ресурсах, вывозятся аппа­ратом инкассации Национального банка Украины.

Организационно технически модель межбанков­ских расчетов включает ряд новых элементов. В составе НБУ создано новое подразделение — расчет­ная палата, на которую возложено техническое проведение межбан­ковских расчетов на основе электронных технологий. Расчетная па­лата построена по двухуровневому принципу:

центральная расчетная палата (ЦРП), подчиненная непосредст­венно НБУ;

региональные расчетные палаты (РРП), которые являются стру­ктурными подразделениями территориальных управлений Наци­онального банка.

Для проведения расчетов коммерческим банкам наряду со счета­ми, открытыми в РКЦ, открываются технические корреспондент­ские счета и субсчета в региональной расчетной палате. РКЦ так­же является участником региональной расчетной палаты.

                                                

Требования к резервам могут распространяться либо на все бан­ковские депозиты (вклады) и пассивы, полученные из других источ­ников, либо только на отдельные типы банковских обязательств.

Размер обязательных резервов устанавливают в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности».

Законом определено право Национального банка самостоятельно устанавливать нормы (ставки) обязательных резервов и типы обяза­тельств банка, на которые они распространяются. В странах с раз­витой рыночной экономикой, например США, ФРГ, максимальные нормы обязательных резервов и типы обязательств банков, для ко­торых обязательно образование резерва, предусмотрены в специаль­ных законодательных актах и не являются прерогативой Централь­ного банка. В рамках законодательно установленных пределов и в зависимости от экономической ситуации центральные банки могут устанавливать различные нормы резервирования.

Опыт развития государственного регулирования банковской сис­темы в странах с рыночной экономикой показывает, что историчес­ки первоначально использование центральными банками инструмен­та обязательных (минимальных) резервов преследовало цель обеспе­чить вклады клиентов в коммерческих банках ликвидными резерва­ми и таким путем защитить интересы вкладчиков.

В современных условиях политика обязательных резервов, про­водимая центральными банками, имеет двойное назначение:

призвана обеспечить поддержание устойчивой ликвидности ком­мерческих банков;

является инструментом регулирования объема денежной массы.

Применение механизма обязательных резервов позволяет цен­тральному банку непосредственно влиять на количество денег, на­ходящихся в распоряжении коммерческих банков. Повышение про­центных ставок по обязательным резервам увеличивает размеры бес­процентных вкладов коммерческих банков в центральном банке, что непосредственно сокращает размеры вкладов и других привлечен­ных средств, которые коммерческие банки могут использовать для предоставления ссуд. При этом, независимо от размера обяза­тельных резервов, банки обязаны выплачивать проценты по всем вкладам.

В частности, по утвержденному с 1 марта 1994 г. порядку фор­мирования обязательных резервов для всех видов обязательств банка и прочих привлеченных средств установлена единая норма резер­вирования в размере 15 %. Средства, на которые распространяются обязательства по созданию минимальных резервов, можно объеди­нить в шесть групп (см. табл. 1), исходя из вида обязательств и их происхождения.

Таблица 1. Ставки обязательных резервов (% к сумме обязательств банка)

№ п/п Вид привлеченных средств Норма, %
1. Средства государственных и внебюджетных государственных фондов; средства местных бюджетов 15
2. Средства на расчетных, текущих счетах, счетах по капитальным вложениям юридических лиц; средства в расчет ах 15
3. Средства в межбанковских расчетах 15
4. Срочные депозиты юридических лиц 15
5. Депозиты всех видов граждан 15
6. Прочие привлеченные банками средства 15

 

В первую группу включены привлеченные банками средства, сформированные за счет средств государственного и местных бюд­жетов. К ним также отнесены средства внебюджетных государст­венных фондов, аккумулированные за счет обязательных отчисле­ний и предназначенные для финансирования целевых правительст­венных программ.

Вторая группа охватывает средства, привлеченные на расчетные счета, счета по капитальным вложениям и текущие счета юридичес­ких и физических лиц — субъектов предпринимательской деятель­ности, на счета общественных организаций, а также средства депо­нированные для проведения расчетов хозяйствующих субъектов.

К третьей группе отнесены средства, находящиеся на корреспон­дентском счете банка в НБУ, корреспондентские счета других бан­ков, открытые в данном коммерческом банке. Вызывает сомнение обоснованность начисления обязательных резервов на остатки средств на корреспондентском счете в НБУ. Возникновение креди­тового сальдо по корреспондентскому счету означает образование долгового обязательства коммерческого банка перед НБУ, несанк­ционированного последним. При наступлении таких случаев к ком­мерческим банкам применяются жесткие штрафные санкции.

Четвертая и пятая группа включают срочные депозиты юриди­ческих лиц и все виды вкладов граждан, независимо от сроков их размещения.

К прочим привлеченным банками средствам относятся получен­ные ими межбанковские кредиты, прочая кредиторская задолжен­ность банков, размещенные депозитные сертификаты.

Освобождаются от обязательного резервирования средства юри­дических лиц, привлеченные банками в срочные депозиты на срок шесть и более месяцев, которые оформлены в виде депозитных сер­тификатов.

В практике многих стран используется дифференцированный подход при установлении норм резервирования в зависимости от вида обязательств, их происхождения и величины отдельных видов обязательств. При дифференциации по виду обязательств исходят из различной степени ликвидности, различных банковских вкладов. Так, резервные ставки для обязательств, подлежащих оплате по предъявлению, как правило, самые высокие, а для сберегательных вкладов — самые низкие.

 Коммерческие банки и их филиалы обязательные резервы хра­нят на корреспондентских (субкорреспондентских) счетах, откры­тых в расчетно-кассовых центрах НБУ. Их задачей является под­держание остатка средств на корреспондентском счете (субсчете) не ниже нормативной величины обязательных резервов. Сумма остат­ка средств, превышающая нормативную величину обязательных ре­зервов, образует вторичные резервы коммерческого банка.

Расчет нормативной (обязательной) величины минимальных ре­зервов коммерческие банки осуществляют трижды в месяц за каж­дую декаду, не позднее 3-го, 13-го и 23-го числа ежемесячно. При этом расчетный и эксплуатационный периоды для формирования минимальных резервов совпадают.

Для расчета нормативной величины минимальных резервов за каждый день расчетной декады определяется сумма остатка обяза­тельных резервов, подлежащая хранению на хозрасчете. Эта сумма рассчитывается ежедневно путем умножения общей суммы обяза­тельств банка (1-6 группы), которые подлежат резервированию, на установленную ставку резервирования. Нормативная величина ми­нимальных резервов определяется как средне хронологическая сум­ма исходя из рассчитанных ежедневных остатков обязательных резервов за декадный период. За этот же период определяется факти­ческий сред нехронологический остаток средств, который имелся на корреспондентском счете коммерческого банка (филиала). Посред­ством сравнения фактического сред нехронологического остатка на корреспондентском счете с нормативной величиной определяют, имеет ли место недовзнос суммы ежедневных обязательных резер­вов за прошедшую декаду или коммерческий банк располагает вто­ричными резервами. Если коммерческий банк допускает невыпол­нение обязательств по минимальным резервам, НБУ применяет к не­му штрафные санкции. Штраф установлен в размере 5 % от суммы недоперечисленных минимальных резервов. Сумма недоперечисленных минимальных резервов определяется путем умножения рассчитанной недовнесенной ежедневно суммы на число календарных дней в декаде.

Таким образом, действующая методика формирования обяза­тельных резервов предоставляет коммерческим банкам возможнос­ти для маневра, т. е. обязательство по минимальным резервам может выполняться не каждый день. Коммерческие банки имеют возмож­ность в определенные дни использовать на другие цели деньги, ко­торые они должны перечислить в обязательные резервы. Недоотчисление должно быть перекрыто в последующие дни. Коммерчес­кий банк считается выполнившим обязательство по минимальным резервам, если по окончании декады будет установлено, что он в среднем ежедневно держал соответствующую сумму в качестве ми­нимальных резервов на корреспондентском счете (субкорреспон­дентском счете).

Коммерческие банки могут также регулировать выполнение обязательств по минимальным резервам входящими в их структуру филиалами за счет маневрирования остатками средств на субкорреспондентских счетах филиалов.

Проведение контроля за своевременностью и полнотой перечис­ления коммерческими банками и их филиалами обязательных ре­зервов возможно на региональные управления Национального банка. Областные управления осуществляют контроль на основании пре­доставляемых коммерческими банками балансовых отчетов и от­дельных расчетов в сроки, установленные для определения норма­тивной величины минимальных резервов.

Недостаточная гибкость механизма обязательного резервирова­ния может быть фактором, усугубляющим общую ликвидность банковской системы. Так, проведение Национальным банком в кон­це 1993 г. жесткой рестрикционной политики в сочетании с политикой высоких норм обязательных резервов на фоне ценового бума привело к резкому сокращению остатков средств на корреспондент­ских счетах коммерческих банков. Это заблокировало межбанков­ские расчеты и привело к подрыву функции банков по осуществле­нию расчетов между хозяйствующими субъектами: банки не могли проводить платежи между клиентами, располагающими необходи­мой суммой средств на счетах. Резкое снижение остатков средств на корреспондентских счетах обусловлено значительным увеличением налично-денежной эмиссии, вызванной необходимостью обеспече­ния выплат заработной платы по единовременно (трехкратно) уве­личенным тарифам, окладам и другим доходам населения. Смяг­чить это явление можно было путем полного или частичного вклю­чения в обязательные резервы остатков наличности в кассе банка (как это практикуется в отдельных странах) либо посредством уменьшения норм обязательных резервов.

3. Вывод:

 

Основными приоритетами НБУ является обеспечение стабильности национальной валюты, обеспечение платежного оборота, обеспечение государственного контроля над коммерческими банками, обеспечение стабильности банковской системы в целом. Создание золото - валютного резерва страны, развитие рынка государственных ценных бумаг, и укрепление международного финансово-экономического положения государства.

До последнего момента управление НБУ допускало много ошибок и просчетов. Будем надеяться, что с приходом нового руководства, и с разработкой новой программы действий финансовое состояние страны перестанет ухудшатся и начнет стабилизироваться.  

 

 

4. Список используемой литературы:

 

1. Э. Д. Долан "Макроэкономика" С. Петербург 1994г.

2. В. Д. Базелевич «Макроэкономика» Опорный конспект лекций. Киев 1997г.

3. М. К. Бункина «Макроэкономика» Москва 1995г.

4. «Вступ до банкiвскоi справи» Киев 1998г.

5. А.Н.Мороз «Основы банковского дела»

6. Т. П. Остапишин «Основи банкiвскоi справи». 



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Национальная резервная банковская система Украины «НБУ». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальная резервная банковская система Украины «НБУ».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)