Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы достижения монопольного положения



2020-02-04 389 Обсуждений (0)
Методы достижения монопольного положения 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание курсовой работы

Стр.

Введение____________________________________________________ 4

Глава 1. Монополия___________________________________________ 6

1.1. Модель монополии________________________________________ 6

1.2. Виды монополий__________________________________________ 7

1.3. Методы достижения монопольного положения__________________ 13

1.4. Функционирование рынка в условиях чистой монополии_________ 16

1.5. Сущность антимонопольной политики государства в условиях рынка_ 18

Глава 2. Проблемы антимонопольного регулирования в РФ__________ 23

2.1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования____________________________________________________________ 23

2.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики_____________________________________ 24

Заключение__________________________________________________ 31

Список использованной литературы______________________________ 32

 

 

Введение

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче.

Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

· разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;

· создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет Государственный антимонопольный комитет);

· помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).

В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.

Цель данной работы – провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства в России. Эта цель может быть достигнута при изучении вопросов:

1. возникновение монополий;

2. роли государства в регулировании рыночной экономики;

3. особенности антимонопольного законодательства в России.

Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения данных вопросов. Первая глава посвящена изучению монополий. Вторая глава посвящена осмыслению: почему необходима политика антимонопольного регулирования. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:

· меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии (собственно антимонопольное законодательство);

· государственное регулирование естественной монополии;

· защита компаний от «чрезмерной конкуренции».

Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и установлению монополии.

Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:

· характера самих законов;

· трактовки законов судами;

· последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.

Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и существо антимонопольной политики.

 

Глава 1. Монополия

Модель монополии

Противоположностью конкуренции является монополия, которая существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, у которого нет близкого заменителя. В словаре Брокгауза и Ефрона она характеризуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях».

Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также возможность получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как врага хорошего управления».

Поскольку фирма-монополист – единственный производитель товара, её кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста наклонена вниз. Существуют два основных следствия нисходящей кривой спроса, объясняющих поведение монополистов.

Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия должна понизить цену, чтобы повысить свои продажи. В результате предельный доход становится меньше, чем средний, так как снижение цены относится не только к дополнительно проданной продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые могли быть реализованы по более высокой цене. Следовательно, последняя проданная единица продукции приносит меньший доход, чем продажа предыдущей единицы. Монополист может добиться дополнительной продажи только путём понижения цены, назначенной за весь объём выпущенной им продукции.

Во-вторых, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объёмами продаж и, наоборот, низкие цены – с большими объёмами производства. В результате монополист поставлен перед выбором между количеством продукции и ценой: он должен продавать или по более высокой цене меньшее количество единиц продукции, или по более низкой – большее количество единиц продукции. Монополист одновременно выбирает и цену, и объём производства. Поскольку кривая монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить последние без назначения более высокой цены. Делая этот выбор, монополист максимизирует прибыль на более низком уровне выпуска продукции, чем в условиях конкуренции, а именно когда предельный доход равняется предельным издержкам. Таким образом, в противоположность результатам при конкуренции, монополист будет максимизировать прибыль, ограничивая выпуск продукции и устанавливая цены выше предельных издержек.

 

Виды монополий

Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам. Представим следующие классификационные признаки монополий: по характеру движущих сил, форме собственности, территориальному признаку и по характеру возникновения (рис. 1.1).

По характеру движущих сил можно выделить три типа монополии: естественную, продуктовую и протекционистскую.

Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определённом продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведён одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведённые данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно, спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, а какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы.

 

 


Рис. 1.1. Классификация различных видов монополий

 

 

Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловленных особенностями производства и реализации продукции. В подавляющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей-коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления, - транспортировка нефти, газа, передача электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения и др.

Достижение монопольного положения может быть как результатом активного внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и создания принципиально нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегии, так и результатом умелого использования технологических инноваций, удачного учёта динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. В связи с тем, что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направляемых на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.

Возникновение протекционистских монополий связано с активной политикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создаёт для этого существенные административные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются прямые субсидии и льготы, включая освобождения от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже, отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов и др.

Протекционистские монополии, действуя в условиях государственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом. Это принципиально важный фактор, предопределяющий особенности их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Результатами законодательно не урегулированного государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка могут быть нарушение экономического равновесия на рынке, технологические и социальные конфликты, проявление монополистического поведения, направленного на ограничение, устранение или недопущение конкуренции.

По форме собственности можно выделить два тина монополий: частную и государственную.

Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных в перспективе условий для деятельности.

Особенность государственной монополии состоит в том, что её деятельность находится под контролем и регулируется конкурентными органами власти, наделёнными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объёмы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.

По территориальному признаку можно выделить четыре уровня существования монополий – экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный).

В основе данной классификации лежат географические границы рынка, на котором осуществляет свою деятельность монополия. Соответственно, масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально различаться. В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных монополий (например, компания «Де-Бирс», функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, производства бриллиантов).

Национальные монополии осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный концерн «АвтоВАЗ» и др.

Региональные монополии действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.

Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. В подавляющем большинстве случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно закрыты.

По характеру возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии.

Организационная монополия возникает путём договорённостей и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму картелей, синдикатов конгломератов, вертикально интегрированных систем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и др.).

В экономической теории различают следующие формы монополистических объединений:

ü картель – монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод;

ü синдикат – форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей.

Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;

ü трест – монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающие производства и сбыта, финансов и управления;

ü многоотраслевой концерн – монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.

Типичными современными концернами являются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы (ИБГ).

Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уникальных продуктов, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и появления товара-заменителя.

Экономическая монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.

В современной экономике стремление к частичной монополизации охватило практически все сферы рынка – сократилось количество стандартизованных, недифференцированных продуктов и услуг разных компаний. При этом конкуренция между монополистами в условиях транспарентности рынков ужесточилась. В последнее время она чаще всего принимает формы агрессивной неценовой конкуренции, стимулирующей продажи и создающей значительный комплекс услуг для потребителей. Монопольно-регулирующие силы в краткосрочном периоде в состоянии не только ограничивать разрушительные влияния стихийных сил ценовой конкуренции и способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных её секторов и отраслей, но и создавать широкий спектр альтернативных выгод для конечных потребителей. Однако в стратегическом плане, и особенно при локализованных рынках услуг, монополия приводит к застойным явлениям, в том числе сдерживанию научно-технического прогресса, падению эффективности производства и снижению благосостояния потребителей.

Соотношение элементов монополии и конкуренции в разных секторах резко различается, как и реакция на смену субъектов рынка. Глобализация экономических процессов приводит к сокращению числа монополизированных товарных рынков и увеличению степени монополизации на рынках услуг.

Таким образом, по сравнению с совершенной конкуренцией важнейшими результатами монополии являются уменьшение выпуска продукции, повышение цен и перенос доходов от потребителей к производителям. На расширение спроса рынки с сильными элементами монополизации реагируют повышением цен, а отрасли с элементами чистой конкуренции – расширением предложения продукции.

Методы достижения монопольного положения

Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока её реализация будет обеспечивать больший прирост валового дохода, чем прирост валовых издержек. Другими словами, фирма будет наращивать производство продукции до такого объёма, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

 

На графике (рис. 1.2) видно, что в случае, когда предельный доход равен предельным издержкам, максимизирующий прибыль объём производства составляет Qm . Цена, при которой количество Qm будет продано, определяется соответствующей точкой на кривой рыночного спроса. Найденная цена Pm есть максимизирующая прибыль. Поскольку цена Pm  превышает значение средних издержек, то фирма получает совокупную экономическую прибыль, вычисляемую умножением прибыли, приходящейся на единицу продукции, на объём производства, максимизирующего прибыль, равную площади заштрихованного прямоугольника.

 

 


Рис. 1.2. Определение цены и прибыли монополиста

 

Чтобы назначить цену выше, чем Pm , монополист должен сдвинуться по кривой спроса. Это означает, что продажи опустятся ниже уровня Qm , максимизирующего прибыль. Если монополист назначит цену меньше, чем Pm, это вызовет рост объёма продаж сверх максимизирующего прибыль уровня.

Далее рассмотрим гипотетическую ситуацию, связанную с монополизацией ранее конкурентного рынка, при этом кривые издержек останутся без изменения (рис. 1.3).

Если состояние отрасли характеризуется конкуренцией, цена будет на уровне р с , а количество произведённой продукции – на уровне q c. В случае монополизации цена повысится от р с до p m, а объём произведённой продукции уменьшится от q c до q m. Монополистические решения, касающиеся ценообразования и количества продукции, также вызовут перенос дохода от потребителей к производителям, что при условии неизменного размера издержек приведёт к увеличению чистой прибыли монополиста, как это изображено прямоугольником, заштрихованным по диагонали.

 

 

 


Рис. 1.3. Определение «чистых потерь» в благосостоянии от монополизации рынка

 

 

Монопольное ценообразование приводит также к тому, что известно как «чистые потери» в благосостоянии, которые иллюстрирует заштрихованный треугольник (см. рис. 1.3). Тот факт, что цена монополиста превышает его предельные издержки в этом участке графика, показывает, что стоимость продукта для потребителя, больше не покупающего данный товар, превышает издержки общества при производстве этого товара. Такие потери для некоторых покупателей не возмещаются монополистом (или кем бы то ни было ещё), потому что он не получает дохода от того количества, которое не произвёл. Общество становится беднее, потому что производственные ресурсы могли бы быть использованы более продуктивно в отрасли, сокращающей количество продукции, чем в отрасли, производящей товар-заменитель более низкого качества, для производства которого данные ресурсы используются на практике. Участок «чистых потерь» в благосостоянии показывает потери благосостояния общества в результате нерационального распределения ресурсов в условиях монополии.

 



2020-02-04 389 Обсуждений (0)
Методы достижения монопольного положения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы достижения монопольного положения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)