Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности
предпринимательство бизнес мотивация Источники любого производства – это ресурсы и факторы производства. Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые. В современных условиях труд как фактор производства часто становится определяющим, поскольку способен принести доход собственнику производства. Но речь идет не о любом труде, а о труде профессиональном, эффективном, организованном и мотивированном. Уже в 30-х годах ХХ-го столетия, в годы перехода от экстенсивных методов капиталистического хозяйствования к интенсивным, возникла необходимость поиска новых форм мотивации, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим содержанием. Цель такого поиска заключалась в устранении деперсонализированных отношений на производстве, свойственных теориям менеджмента, а также бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Процессуальные теории мотивации исследуют выбранный тип поведения человека в процессе достижения поставленных перед ним целей. Рассмотрим мотивацию предпринимателя, опираясь на две процессуальные теории: предпочтения и ожидания В. Врума и справедливости С. Адамса. Первая теория базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага. Для предпринимателя желаемое благо – это успешная деятельность его фирмы и максимизация прибыли. Ожидания – оценка данной личностью вероятности определенного события. Например, большинство людей ожидают, что окончание высшего учебного заведения позволит им получить более хорошую работу или, что если работать с полной отдачей сил, то можно сделать карьеру. Анализируя мотивацию трудовой деятельности, теория ожидания выделяет три важные взаимосвязи: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворение этим вознаграждением). Ожидания в отношении первой связки (3-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Ожидания в отношении результатов –вознаграждений (Р-В) — это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутые результаты труда, т.е. то, что в настоящий момент наиболее ценно для предпринимателя Третий фактор – валентность (ценность поощрения или вознаграждения) – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Так как у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Теория справедливости также дает объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия для достижения поставленных целей, как работники, так и предприниматели. Все вышеописанное при рассмотрении данной теории справедливо для наемных работников, работающих в фирме предпринимателя. Что касается личности самого предпринимателя, то его мотивация несколько иная. Как мы уже говорили, вознаграждение для него – это либо внутреннее от результатов предпринимательского труда, либо максимально возможная прибыль. В условиях конкуренции, существующей в рыночной экономике, аналогичные предприниматели, выпускающие товары-заменители, могут получить более высокую прибыль за тот же объем реализованной продукции в силу условий, зависящих от спроса и предложения. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что мотивация предпринимателя в его деятельности имеет такое же большое значение как и мотивация работника в процессе труда и даже более значимое, поскольку предпринимательская инициатива является двигателем прогресса и способствует развитию и установлению совершенных рыночных форм хозяйствования. В связи с этим изучение мотивирующих факторов и формирование четкого мотивационного механизма в деятельности предпринимателя требуют детального и глубокого исследования и принятия обществом. Ни одна из существующих мотивационных теорий не может комплексно объяснить все потребности и мотивы поведения человека в процессе его деятельности. Теоретические вопросы «очеловечивания» бизнеса и производства вначале нашли отражение в учениях школы человеческих отношений Мэйо и в так называемой «производственной демократии» – форме соучастия, дающей работникам всех уровней организации право участвовать в решениях, затрагивающих их интересы. В последние десятилетия процессы движения к социально ориентированной рыночной экономике получили выражение в концепции «развития человеческих ресурсов». Данная концепция легла в основу теории человеческого капитала, согласно которой вложение средств в образование, повышение качества рабочей силы столь же естественно, как инвестиции в технику и технологию. Формирование рыночной экономики в России невозможно без повышения роли человеческого фактора. Особую важность в настоящих условиях приобретают вопросы работы с кадрами, которые и составляют человеческий фактор развития общественного производства.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |