Парламент в зарубежных странах как институт представительной демократии
Парламент – общенациональное представительное учреждение демократического общества. Согласно теории разделения властей парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. По демократическим конституциям парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные.1 В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства. В президентских республиках парламент более независим, но и здесь президенты располагают богатым арсеналом средств воздействия на него. Парламентаризм – особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента. Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, это – высшее качество парламента. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов. Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства, который по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках. Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты. Почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы: - формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов (Индия, Норвегия, Дания); - формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат (США, Италия, Япония); - чисто феодальный способ формирования верхней палаты (Великобритания); - формирование верхней палаты посредством назначения (ФРГ); - формирование верхних палат смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия). Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод: чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции. В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. В основе их классификации лежат структура парламента и объем компетенции. По структуре парламенты подразделяют на: - двухпалатные (сенат США, Совет штатов Индии, сенат Франции и др.); - однопалатные, составляющие в настоящее время большинство (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия и др.). По объему компетенции: - парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности (конгресс США, парламент Франции); - парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу (парламент Великобритании и Новой Зеландии); - парламенты с относительно определенной компетенцией, для которых характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции (парламент Индии, парламент Малайзии, бундестаг ФРГ).1 Полномочия парламента. 1. Законодательная деятельность. В современных условиях в ней все более повышается роль исполнительной власти: - современный зарубежный парламент почти целиком утратил право законодательной инициативы; - непрерывно растет доля делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества; - парламентское большинство, принимающее законы, в известной степени лишено самостоятельности и голосует по указанию своих партийных лидеров (Великобритания). 2. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. По мере укрепления исполнительной власти в современных индустриально развитых государствах почти полностью перешли в руки правительства. Парламенту принадлежит большей частью пассивная роль. 3. Контроль над деятельностью правительства, который присущ лишь демократическому политическому режиму. Методы осуществления контроля в современной парламентской практике: - постановка вопроса о доверии, применяемая лишь в парламентарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность; - резолюция порицания, которая вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты; - интерпелляция – обращенное к правительству требование дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу; - вопросы устные и письменные, широко применяемые в парламентарных странах и служащие не столько для контроля правительства, сколько для его критики; - деятельность расследовательских комитетов и комиссий, создаваемые парламентами всех стран для ревизии деятельности административного аппарата, а также распространяющие свою активность на работу политических партий, профсоюзов, общественных организаций; - институт омбудсменов – парламентских должностных лиц, наделенных широкими контрольными полномочиями. 4. Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности.1 Являясь представительным органом, парламент состоит из установленного конституцией или реже законом количества лиц, получивших статус члена парламента по тому или иному основанию. Такие лица обобщенно именуются парламентариями, а официально - в различных странах по-разному. Так, члены нижних палат называются обычно депутатами. В Великобритании же и США только они называются членами парламента. Так или иначе, парламентарии обладают специальной правосубъектностью, а их статус имеет целый ряд общих черт. Главными характеристиками статуса парламентария выступают основания получения и срок мандата, наличие комплекса прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также ответственность и основания прекращения полномочий. Основанием приобретения мандата парламентария нижней палаты являются, как правило, прямые выборы. Члены верхних палат получают свои полномочия по различным основаниям. В США это прямые выборы, в ФРГ— назначение, причем, правительствами земель (субъектов федерации), во Франции — косвенные выборы, в Великобритании - назначение и получение мандата «по праву» (титула и должности в церковной иерархии) и т.д. Срок полномочий парламентариев в разных странах и палатах неодинаков. Члены нижних палат получают мандат часто на более короткий срок, чем верхних, например, он составляет 2 года — для депутатов палаты представителей и 6 лет для сенаторов в США.1
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |